рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская религиозная философия 20 века.

Русская религиозная философия 20 века. - раздел Философия, Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии В Русской Религиозной Философии Наиболее Часто Разрабатываемыми Были Сл...

В русской религиозной философии наиболее часто разрабатываемыми были следующие темы:

1.Христианское осмысление взаимоотношений между миром божественным и миром тварным (сотворенным Богом).

2.Христианская концепция смысла человеческой истории.

3.Проблемы религии и нравственности, веры и разума, отношений Бога и человека.

Главными особенностями этой философии являются:

1.Доминирование моральной установки, где основными вопросами человеческой жизни выступают не экономические или политические проблемы, а религиозно-нравственные искания.

2.Бескомпромиссный максимализм в вопросах отстаивания христианских ценностей.

3.Вселенская масштабность рассматриваемых проблем.

4.Изначальное наличие Бога в самом методе философского исследования, где Бог выступает в качестве самоочевидной данности, только из которой и могут разворачиваться любые рассуждения.

5.Не классический, возвышенный, одухотворенный, почти поэтический стиль изложения.

Выделяют четыре главных течения в русской религиозной философии:

1.Официальное церковное богословие. Связанно с традицией монашеских писаний, аскетических подвигов и молитвенных экстазов. В основном подчинено проблемам отношения Бога и человека в христианской вере. Разрабатывается в рамках Православия.

2.Богословское течение, основанное на идеях духовной свободы и соборности. Более мирское по спектру рассматриваемых тем. Основные проблемы – попытка разработать христианскую концепцию истории человечества, её источник, смысл и цель. Разрабатывается также в рамках Православия, но более в духовно-нравственном, чем в догматическом аспекте.

3.Христианский платонизм, шеллингианство, софиология. Скорее общефилософское, чем богословское направление, христианизирующее достижения философии и науки. Рассматривает глобальные проблемы бытия, истории и культуры с точки зрения христианства.

4.Эсхатологизм. Философское осмысление места и значения человека в истории, культуре и вере.

Все эти течения в чем-то содержат общие положения, в чем-то расходятся друг с другом, но все они стремятся познать действительность как некое цельное единство.

Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ «ВСЕЕДИНСТВА» ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА.

По Соловьеву всеединство – это органическое единство всего мира, которое осуществляется в двух видах:

1.Положительный вид всеединства. Здесь единое действует на пользу всех своих частей, обеспечивая их полноценное бытие.

Обычно всеединство этого рода создается чем-то, что является общим для всех частей единого (в материализме это материя, в идеализме – это Идея, Разум, Абсолют, в богословии – Бог).

2.Отрицательный вид всеединства. Это ложное единство, которое или существует за счет своих частей, не давая им ничего взамен, или вообще действует им в ущерб, подавляет их, сводит к состоянию качественной пустоты, и, как состоящее из множества пустого, само в совокупности является качественно пустым.

Следовательно, ключевым для мирового бытия является положительное всеединство, которое сохраняет и усиливает все части единого, чем и образуется мир.

–если бы всеединство находилось в составе всех отдельных частей бытия, то, в этом случае, каждая из этих отдельных частей не только должна быть причастной всеединству, но она должна быть причастной и всем другим частям всеединства, поскольку в каждой из них был бы общий для всех элемент всеединства. Но картина бытия этого не подтверждает – все части бытия разные, существуют обособленно и ни одна из них не причастна всем другим частям.

–всеединство не может находиться в составе какой-то одной части бытия, потому что каждая отдельная часть есть только то, что она есть, и причастна в этом только самой себе, а всеединство причастно всем частям сразу.

У всего мира есть нечто внешнее ему, некое Всеединство, общее для всех его частей, которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир, то есть – мир существует настолько, насколько существует его Всеединство.

Таким образом, Всеединство мира есть нечто, существующее в двух различных состояниях своего бытия: в одном из них оно является Абсолютом (Богом), общим основанием для всего бытия и пребывает в собственной сфере Своего пребывания, а в другом состоянии оно пребывает в материальном мире, реализуясь и проявляясь в нем в разных вещах и явлениях.

Мир содержит в себе и божественное (идеальное), и тварное (материальное).

Тварное (небожественное) содержит в себе материальный элемент и стремится восстановить своё всеединство с Богом, чем и определяется весь исторический процесс развития мира и чем определяется то, чем должна завершиться вся история мира.

Конечным этапом развития мира, завершением его истории, следовательно, является утверждение его всеединства в виде Царства Бога после воскресения всех умерших.

 

Другой русский религиозный философ, Николай БЕРДЯЕВ, также понимал историю эсхатологически, то есть верил, что у нее будет осмысленный и спланированный Богом конец в назначенный срок.

Эсхатологизм у Бердяева сочетался с персонализмом, то есть с верой в то, что Бог это не безликий Абсолют или чуждая человеку безличностная Необходимая Причина мира. Бог – это неравнодушная к человеку Личность, участвующая в судьбе каждого человека и в общей истории человечества. Поскольку, исходя из персонализма, человек это любимое дитя Бога, а, в этом случае, личность человека – это высшая ценность тварного бытия, то, по Бердяеву, свобода человека должна стоять по значению выше всех условий бытия.

Свобода человека должна быть безусловной ценностью, которую нельзя ни с чем сравнить и нельзя ничем измерить по уровню значимости. Свобода личности человека – превыше всего, и, следовательно, тварный мир не может быть целью истории, так как в истории тварного мира человек всего лишь меняет одну несвободу на другую, никогда не становясь свободным.

Ведь человек был полностью рабом природы, а потом рабом цивилизации.

С развитием науки и техники человек стал еще и рабом машин и производственных технологий.

 

Сергей БУЛГАКОВ также делит всё сущее бытие на мир божий и на мир тварный, но полагает, что они тождественны, поскольку, по его мнению, мир Божий есть «София Божественная», а мир тварный – есть «София тварная».

Оба этих мира содержат в себе Софию, и, поскольку София причастна и тому, и другому миру, оба этих мира единосущи.

Следовательно, мир тварный, сотворенный Богом, есть не что иное, как обнаружение через посредничество Софии Самого Бога.

ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И БРАТЬЯ ТРУБЕЦКИЕ, Евгений и Сергей, продолжили разработки целостной христианской концепции бытия с позиций всеединства.

Флоренский попытался создать новую метафизику, некую новую систему религиозно-философского знания, в которой научные и философские достижения интегрировали бы с основами христианской веры.

Евгений Трубецкой занимался вопросами смысла жизни и сводил его к христианству, в котором божественное и человеческое неразделимо, но и не соединимо, что говорит именно о всеединстве Бога и мира.

Сергей Трубецкой делал акцент на всеединстве веры и разума, для чего обратился к античному понятию Логоса, который, как он полагал, соединяет в своем смысле духовную природу христианства и разумное устройство физического космоса.

Русская религиозная философия со своими традициями всеединства и софиологии была прервана политическими изменениями в государственном устройстве России – свержением монархии, буржуазной революцией, а затем наступлением атеизма и религиозных репрессий большевиков. Часть философов была выслана за границу, часть эмигрировала самостоятельно, часть репрессирована.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии

Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская религиозная философия 20 века.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.
Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия –это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область челове

Мировоззрение и его типы.
Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жиз

Религиозное мировоззрение.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное. Религия – мир

Школа Пифагора.
Пифагор(VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и

Философия Древней Греции (общая характеристика).
Античный мир –эпоха греко-римской классической древности. Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает пер

Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.
5 век- особая веха в развитии древнегр. Философии-расцвет рабовл демократии, история воздействует на чел.Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с физи

Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии.
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной куль

Основные проблемы средневековой патристики.
Патристика превратила философию в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение. Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержани

Проблематика средневековой схоластики.
Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение

Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика.
Возрождением называют переходный период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий с XIV по XVI в., когда Средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт.
На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который обычно называют Новым временем. Для этого периода характерны следующие черты: 1) падает авторитет церкв

Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения.
  К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся – от эксплуатации и духовным средством созидания

Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития.
Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения,

Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века.
Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского пер

Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии.
Бытие– одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Лишь на первый взг

Основные формы бытия.
Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах: 1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реал

Философское учение о материи и атрибутах ее существования.
  МАТЕРИЯ – это реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и который является основой или средой всего того, что чувственно воспри

Основные законы и принципы диалектики.
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектическое учение реализуется в принципах, законах, категориях.

Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции.
Сознание —это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправл

Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека.
Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действитель

Учение об истине в современной философии. Формы истины. Истина, заблуждение, ложь.
Достижение истины является целью познания. Платон различал истинное знание и обыденное мнение. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина– это соответс

Проблемы философской антропологии.
В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Говоря об особенностях человека, употребля

Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы.
Социальная философияисследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружаю

Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое единство.
Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений,

История и философия техники.
Исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877). философия техники, во-пе

Глобальные проблемы современности и их характеристика. Будущее человечества.
Глобальные проблемы можно разбить на 2 группы.К первой группеотносится угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечеств

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги