Религиозное мировоззрение.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

– через воспитание в условиях религиозной семьи;

– обучение в школе;

– опыт жизни;

– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.

 

3) философское– от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

4) Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философияявляется учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философиинельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

В науке различают:

эмпирический уровень исследования –направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

теоретический уровень исследования –сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии. . Индия: 1) Ньяя. Адепты-представители гносеолог. направленности. Выделяется четыре источника знаний: умозаключение, восприятие, свидетельство и аналогию. Считается, что существует материальный мир, который познаётся человеком с помощью органов чувств. Если что-то выйдет за рамки восприятия этих органов чувств, значит, его и не существует. 2) вайшешик. разделяют два мира: сверхчувственный и чувственный. Всё основано на неделимых частицах, пространство между которыми заполнено эфиром (веществом акаша). Брахман - первичная жизненная сила атомов. 4 базовых эл-та мировозрения: земля.вода,огонь, воздух. Выделяют только два источника знания: умозаключение и восприятие. 3) В санкхья признаётся объективность и материальность мира. Освободитель от материальных оков. 4) Йога - это целая система, суть которой - практические действия, направленные на то, чтобы познать абсолют. Главный мудрец-Патанджали, написавший труд: Йога-сутра. Эта система посвящена определению силы, являющейся движущейся в процессе освобождения . 5)Джайнизм.6в до н.э. филос-я дуолизма. первичность и тела и духа. Джайны учавствовали в полит-кой жизни страны 6) Буддизм-самая древняя 6в до н.э. Благодаря Сидхарта Гаутамаа из племя Макьямуни. Причина всех страданий-это наше желание. Нирванна. Китай 1) Конфуцианство. Кун-Фу-Цзы основатель.В основе лежит идеал совершенногочеловека Цзюнь-Цзы(гумманость и чувство долга). Семья-это аплод жизни. Также гос-во-это семья в которой все подчиняются императору. 2) Даосизм. Основатель Лао-Цзы. Книга "Дао-де-цзин". Соц-ый успех обеспечивается не происхожденем и радословной чел-ка,а его способностью и возможностями. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. 3) Моизм. основатель Мо-Цзы. Разработка проблем этики.Относиться к традиции нужно критически. Одна из всех школ,основанная на демократии 4) Легизм, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь