Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.
Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике. - раздел Философия, Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии 5 Век- Особая Веха В Развитии Древнегр. Философии-Расцвет Рабовл Демократии, ...
5 век- особая веха в развитии древнегр. Философии-расцвет рабовл демократии, история воздействует на чел.Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с физиса на человека. Софистика- сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самыз известныз представителей софистов был Протагор. «человекесть мера всех вещей, которая существ, тк они существуют и не сущ-щих, потому что они ен сущ-ют» Поэтому невозможна абсолютная истина, истина относительна. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно. Развил мысль Горчий. Для софиста главное- мир человеческой субъективности. Бытие парменида-что существует по истине, схватывается разумом, это бытие как покой.Б. соф.-сущ. По мнению, во мнении. Это Б как становление. СОКРАТ(469-399 ВС). Не оставил ни сторочки, но влияние-огр.В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека.Познаяй себя! Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить «если я знаю, что есть добро и хорошо, я не поступлю иначе». Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Перед нами- нов фил-я- этический рационализм- учение о морали, этика Знание- всегда в понятийной форме. Для С всегда существует сначала понятие, а потом вещь, которая этим понятием обозн.-прямой путь к идеализму. Смерть С достойна философа. Изгнанию(перестал бы сущ-ть как индивид) предпоч смерть
Источником для изучения философских взглядов Сократаслужат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа».
Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:
1) метода выделения общего из ряда частных случаев;
2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.
Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа?
Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека.
Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным стремлению к добродетели.
Добродетели можно обучить при помощи умственного образования.
Так как добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.
Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...
Мировоззрение и его типы.
Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жиз
Религиозное мировоззрение.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия – мир
Школа Пифагора.
Пифагор(VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и
Философия Древней Греции (общая характеристика).
Античный мир –эпоха греко-римской классической древности.
Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает пер
Основные проблемы средневековой патристики.
Патристика превратила философию в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение. Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержани
Проблематика средневековой схоластики.
Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение
Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика.
Возрождением называют переходный период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий с XIV по XVI в., когда Средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже
Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения.
К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся – от эксплуатации и духовным средством созидания
Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития.
Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения,
Русская религиозная философия 20 века.
В русской религиозной философии наиболее часто разрабатываемыми были следующие темы:
1.Христианское осмысление взаимоотношений между миром божественным и миром тварным (сотво
Основные формы бытия.
Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:
1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реал
Основные законы и принципы диалектики.
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектическое учение реализуется в принципах, законах, категориях.
Проблемы философской антропологии.
В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих.
Говоря об особенностях человека, употребля
История и философия техники.
Исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877). философия техники, во-пе
Новости и инфо для студентов