Толстой и Достоевский

Русская философия второй половины Х1Х века:

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое почвенничество. Становление личности предполагает путь страданий и морального катарсиса на основе внутренней веры. Достоевский не приемлет свободы без веры, предпочитая не переделку мира, а обновление самого человека. Смысл жизни – в обретении человеком самого себя, а на этой основе - в приобщении ко всему человечеству. Более всего к этому способен русский человек в силу широты и многосторонности его натуры и православной веры.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – попытка создания «новой религии» на основе раннего христианства, но очищенного от ненужной обрядовости и таинственности мистики. Ее основной принцип – непротивление злу насилием, а общий подход – этический индивидуализм. В результате Толстой приходит к этическому отрицанию государственности вообще и политической активности, выдвигает лозунг самоизоляции всех частных людей от общества и государства в некие ненасильственные сообщества, основанные на любви к ближнему.