XIX-начало XX

Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.:

В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядов – пантеизм. Отсюда онтологическая трактовка проблемы зла: бог сам служит источником и причиной всякого зла в мире. Для творческой самореализации необходима свобода, а свобода чревата злом. Воплощение в мире божьей премудрости (Софии) достигается путем осуществления

· свободной теософии – знание о боге и о его отношении к миру;

· свободной теократии – установления правильного общественного и государственного порядка, предполагающего единение государств и церквей (под духовной эгидой католицизма);

· свободной теургии – создания и распространения особого мистического искусства, творящего новую жизнь и новую нравственность согласно правде божьей. При этом источник возрождения мира – богочеловек, а София - это одновременно вечная женственность, душа мира и церковь.

Н.А. БЕРДЯЕВ – предложил оправдание человека в творчестве и через творчество. У него творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является религией. Его цель – поиск смысла, трансцендентного по своей сущности. Смысл есть ценность, отсюда – аксиологический подход к творчеству. При этом Бердяев абсолютизирует свободу, отделяя ее и от бога, и от человека. Другая сквозная тема Бердяева – русская идея. Он открыто конструировал историософию России, совершенно не связывая себя ни логикой, ни доказательствами, ни фактами. В основе его концепции – интуитивный тезис о глубинной саморазорванности и противоречивости русской души. Русская идея в понимании Бердяева – это целостное, тоталитарное миросозерцание, принципиально свободное в путях познания и реализации.