Картины мира

Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Кто мы? Каково наше предназначение и есть ли оно? Какие силы и для чего создали сознающее «Я» в комке смертной плоти? Являемся ли мы и ответственными представителями вселенского разума или мы - не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? Ответы на эти вопросы связаны с исторически изменяющимися представлениями о мире как целом. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира. Картина мира означает как бы зримый портрет мирозданья, образно - понятийную концепцию, образ, модель Вселенной и место человека в ней.

С понятием «картина мира», претендующим на объективность видения, сопряжено понятие «мировоззрение». Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. В реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, потому что картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. Картина мира всегда мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения.

Что такое «мир»? Под миром чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Исторически существующие картины мира могут формироваться либо стихийно в процессе повседневной жизни, либо являются итогом сознательной деятельности мыслителей, философов, ученых.

Они могут быть монистическими, если исходят из единого основания, дуалистическими, если в рамках универсума полагается два начала: материя и дух. Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения. Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг чего именно они строятся, т.е. у каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где человек – главная фигура. Поскольку повседневность – мир человеческий и практический, постольку его пространство и время антропоцентричны. Пространство повседневности равно пространству культуры и меряется его рамками. Время повседневности – это время природных циклов, с которыми связан труд человека в аграрных обществах, время трудовых ритмов, задаваемых техникой, в современной цивилизации. Это психологическое время человеческих переживаний. Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.

Научная картина мира строится вокруг объектов, понимаемых как независимые от человеческой субъективности, существующих, функционирующих и развивающихся на основе объективных законов. Наука претендует на роль бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Однако развитие самой науки убедительно свидетельствует о том, что «чисто объективное» описание в действительности невозможно, ибо сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. «Антропный принцип» означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на них, и всякое изменение в нас меняет картину мира.

Религиозная картина мира главным предметом своего внимания делает соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Мир дольний и мир горний, земное и небесное, сфера человеческого и сфера божественного – вот что является сердцем религиозных размышлений. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер. Она – результат или проекция другой – настоящей, истинной реальности – Бога или богов. Религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если неабсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе. Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу посюстороннего. Дальше простирается область религии, и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными делами и заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения, и вечное сомнение в собственных утверждениях, всегдашняя критичность и неуспокоенность мысли. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. Философские картины мира могут быть материалистическими и идеалистическими. Они могут быть как объективистскими (признавая мир объективным) или субъективистскими. Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Картины мира могут быть также космоцентрическими, антропоцентрическими, изотерическими.