рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг

Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг - раздел Философия, Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости Хотя Наличие Сознания Ни У Кого Не Вызывает Сомнений, Попытки Адекватно Выраз...

Хотя наличие сознания ни у кого не вызывает сомнений, попытки адекватно выразить его содержание в языке, привели к тому, что, говоря об этом феномене, мы пользуемся несколькими терминами, значение которых весьма различно. Поэтому сам факт, что мы чувствуем, думаем, желаем и т.п., можно назвать феноменом ментального. В языке феномен ментального выражается с помощью ментальных предикатов. Например, в предложении «Я испытываю боль» ментальным предикатом является словосочетание «испытываю боль». Ментальные предикаты сравнительно нетрудно отличить от физических, так как последние в буквальном смысле высказываются только о материальных телах. Например, содержащийся в предложении «Мой письменный стол имеет длину 1,8 метра» предикат «иметь длину 1,8 метра» едва ли уместно применять, характеризуя какой-либо нематериальный объект. Можно предположить, что референтами ментальных предикатов являются ментальные состояния. Можно выделить две основные формы проявления ментального. Во-первых, это непосредственные переживания. Во-вторых, это мысли, желания и т.п., выражаемые посредством языка. Основное различие между этими формами заключается в том, что непосредственные переживания индивидуальны и до конца невыразимы в языковых конструкциях.

Традиционно ментальное характеризуется четырьмя основными признаками: 1. непротяженность; 2. приватность; 3. интроспективность; 4. некорректируемость. Признак непротяженности выражает идею, что ментальному нельзя приписать каких-либо определенных пространственных характеристик. Едва ли предложение «Мысль Петрова имеет длину 1,5 метра» имеет смысл и вряд ли можно однозначно ответить на вопрос: «Находятся ли мои мысли в моей черепной коробке?» Приватность ментального означает, что всякое сознание строго индивидуально, т.е. любой человек напрямую имеет дело только и исключительно со своим собственными переживаниями, мыслями, желаниями и т.п., и никогда с переживаниями, мыслями, желаниями кого-то другого. Например, если два человека, находясь рядом, едят одинаковое, или даже одно и то же шоколадное мороженное, ни один из них не сможет почувствовать, как вкус этого мороженного переживается его соседом. С этим непосредственно связана следующая характеристика ментального, интроспективность. У каждого есть свой собственный, исключительный доступ к содержанию его сознания. Этот исключительный доступ называется интроспекцией, самонаблюдением. В интроспекции мне доступно то, что происходит в моем сознании. Никто другой не может знать, что я переживаю, мыслю или желаю так, как это знаю я. Точно также и я не могу знать, что переживает, о чем мыслить или чего желает кто-то другой, как я знаю о самом себе. Отсюда вытекает такая характеристика ментального как некорректируемость. Под некорректируемостью сознания понимается то обстоятельство, что никто не может ошибаться в том, что он испытывает определенное ментальное состояние. Например, никто не может ошибаться в том, что он испытывает ощущение боли, хотя и может не знать причины, которая ее вызывает, или заблуждаться в отношении этой причины. Так, если некто, не имея кисти правой руки, утверждает, что у него ужасно болит указательный палец на правой руке, то он ошибается лишь в том, где находится источник боли, но не в том, что у него есть ощущение боли. В современной философии ведется активная дискуссия о том, насколько перечисленные выше характеристики ментального действительно адекватно описывают феномен сознания.

Кроме этих признаков сознание часто характеризуется двумя другими свойствами: 1. интенциональностью, 2. рефлексивностью. Свойство интенциональности выражается в направленности сознания на какой-либо (другой) объект. Оно проявляется в том, что такие ментальные акты, как мышление, желание, надежда, страх и т.п. всегда характеризуются наличием какого-либо объекта, на который они направлены. Например, «Петров думает о сытном обеде», или «Сидорова надеется, что дождь скоро закончится». По мнению Ф. Брентано, интенциональность – свойство, присущее только ментальным феноменам и радикально отличающее их от физических. Под рефлексивностью сознания понимается его обращенность на самого себя. В этом понятии нашла отражение способность сознания делать себя объектом собственного рассмотрения. Например, Петров не только думает о сытном обеде, но и знает, что он думает о сытном обеде. Также как и Сидорова не только надеется, что дождь скоро закончиться, но и знает, что она надеется, что дождь скоро закончиться. Некоторые философы, например, Дж. Локк, полагают, что рефлексивность является неотъемлемой чертой сознания, аргументируя, что невозможно воспринимать, не воспринимая, что воспринимаешь.

Для выражения феномена ментального в языке используются несколько терминов, соотношение которых является предметом дискуссии в философии и других науках. Большинство фактов, связанных с феноменом ментального можно описать с помощью четырех основных понятий: 1. душа, 2. сознание, 3. психика, 4. мозг. Каждое из этих понятий имеет различное содержание и, вероятно, различный объем. Душа – наиболее древний термин, использующийся для описания и объяснения феномена ментального. В основе этого понятия лежат две основные идеи, не имеющие жесткой связи. Во-первых, это опыт того, что в то время, когда человеческое тело видимым образом бездействует, невидимым образом продолжается некая активность (например, сны, фантазии и т.п.). В качестве носителя или субъекта этой активности предполагалась некая особая сущность – душа. Во-вторых, это идея некоего движущегося начала, причина движения которого находится в нем самом, а не в чем-то внешнем. Гипотеза о существовании такого начала, души, легла в основу интуитивного различения между одушевленными и неодушевленными предметами. Только первые, например, животные, обладают способностью двигаться без воздействия на них внешней механической силы. В философской традиции сложились две основные концепции души: 1. платоновско-картерзианская и 2. аристотелевская. Согласно платоновско-картезианскому пониманию души, она представляет собой некую простую сущность, основными характеристиками которой являются индивидуальность, бессмертие, разумность и свободная воля. Аристотелевская концепция подразумевает под душой (нематериальный) принцип организации и жизнедеятельности живых организмов. Аристотель выделяет три вида души: растительную душу, животную и разумную. Сущность каждого из этих видов он определяет с точки зрения выполняемых ими функций. Растительная душа обеспечивает вегетативные функции организма – питание, рост, размножение; животная душа – чувственное восприятие; разумная душа – мышление, т.е. использование абстрактных понятий. Так как душа есть принцип организма (форма тела), то она не может существовать без организма и разрушается вместе с его смертью. Исключение составляет разумная часть души. Однако, разумная часть души в человеке не является индивидуальной, а составляет часть всеобщего разума, к которому она возвращается после смерти человеческого тела. Обе концепции души являются нематериалистическими, однако в истории философии существовали попытки осмыслить душу с материалистических позиций.

От понятия души следует отличать понятие сознания. Понятие «сознание» сравнительно поздно вошло в лексикон философов. Это произошло в 17 веке. Особую роль в его формировании сыграло учение Джона Локка (1632 - 1704) и английских эмпириков. Под сознанием они понимали рефлексивное восприятие индивидуальных ментальных состояний. По определению Локка, «сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Аналогичная интерпретация напрашивается и из первоначального значения слова «со-знавать» – быть свидетелем своего внутреннего состояния. В интерпретации феномена ментального в терминах сознания главное внимание уделяется неразрывной связи ментального с восприятием и такими его характеристикам, как рефлексивность, процессуальность. Важное значение имеет представление о ментальном как о «потоке сознания», т.е. непрерывной смене одного восприятия другим. Описания «потока сознания» часто встречаются в художественной литературе. Сознание, как правило, ассоциируется с чем-то нематериальным, однако существует немало попыток материалистически интерпретировать сознание.

Результатом этих попыток стало понятие психики. Во-первых, под психикой понимается способность организмов отражать окружающую среду. Во-вторых, – совокупность механизмов этого отражения (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Психика возникает и развивается на основе процессов высшей нервной деятельности, материальным субстратом которых является центральная нервная система. Важнейший орган центральной нервной системы у человека и высших животных – мозг. Сторонники материалистического понимания феномена ментального полагают, что ментальное сводится к психическому, а психическое можно объяснить как функцию центральной нервной системы, прежде всего, головного мозга. В то же время отмечается, что не только органическое строение центральной нервной системы влияет на психику, но и психика по воздействием факторов окружающей среды, в том числе и общественного бытия, оказывает влияние на изменение в структуре мозга, вызывая его дальнейшее развитие и совершенствование его органического строения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости

Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека Философия как основа мировоззрения Выделяют несколько типов... мифологическое мировоззрение это пониманием мира как арены борьбы... философия выступает одним из типов мировоззрения Философское мировоззрение это рационально теоретический взгляд на...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древняя Индия
  Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всех школ древнеиндийской философии. К числу этих сквозных идейдревнеиндийского мировоззрения отн

Типология направлений индийской философии.
На основе Вед и брахманизма сформировались разнообразные школы древнеиндийской философии. В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам

Древний Китай
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало и специфика китайского философского мышления уходят своими корнями в мифологическое мышление

Теоцентризм средневековой философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философ

Наукоцентризм в философии Нового времени.
Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества

Спиноза. Лейбниц
Голландский философ БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 - 1677) преодолевает дуализм Декарта, введя понятие единой и бесконечной субстанции, которую он называл Богом или Природой Но это не Бог теистическ

Ф. Просвещения.
18 век вошел в историю как век ПРОСВЕЩЕНИЯ. Его девиз «имей мужество пользоваться своим собственным умом». Оно представляло широкое идейно-теоретическое течение, сформир

Английская эмпирическая философия Нового времени
. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейск

Иррационалистическая ф.
  Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др. явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему течением явился иррационализм,

Психоаналитическая философия
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939)– австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятел

Русская средневековая философия
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.): · Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России); · Слабое внимание вопроса

Русское возрождение
Второй период русской философии – Возрождение: М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противореч

Русский космизм
Философия космизма. Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вс

Толстой и Достоевский
Русская философия второй половины Х1Х века: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое

XIX-начало XX
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.: В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядо

Русские естествоиспытатели)))
Философские идеи русских естествоиспытателей: И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособл

Категория бытия)))))))
  В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение

Картины мира
Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих ве

Материя
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то

Движение
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможн

Пространстранство и время
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризирующий протяже

Антропология
Вторая половина 20 и начало 21 века характеризуются нарастающей критикой науки, и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознанием его ограниченности, что приво

Проблема антропогенеза
Вопрос о происхождении человека является одним из наиболее трудных в философии и науке. Он не имеет однозначного ответа. Религия утверждает идею божественного происхождения человека, идеализ

Философия медицины
1. Проблема органической причинности Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма

Сознание
Каждому человеку представляется самоочевидным, что него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несомненным ему представляется существов

Основные теории сознания
Начиная с 17 века спор об онтологической природе сознания развернулся, прежде всего, рамках парадигмы дуализм – монизм. Родоначальником наиболее последовательной версии дуализма стал

Сознание, самосознание, личность
Понятие сознание» тесно связано с такими понятиями, как «самосознание» и «личность». Обычно под самосознанием понимается способность некоего сознания знать о своих ментальных состояниях. В этом слу

Бессознательное как философская проблема.
Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философск

Индивидуальное и общественное сознание.
Существует ли что-либо кроме индивидуальных сознаний? На этот вопрос положительно отвечает не только Юнг со своим учением о коллективном бессознательном. В античности многие философы признавали сущ

Познание
Познание есть специфический вид духовно-практической деятельности людей по постижению и освоению окружающего мира. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание

Познание
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако нау

Диалектика
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Законы диалектики
Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированн

Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Смысл этого закона состоит в том, что все сущее состоит из противоположных начал, сторон, тенденций, которые, будучи един

Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
Этот закон показывает, как происходит развитие. Он характеризует внутренний механизм движения и развития вещей. Иначе говоря, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от с

Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в друг

Категории диалектики
  Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.Общим между катего

Общество
Термин «общество» может употребляться в разных значениях. В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизне

Анатомия общества
«Анатомия общества» Человеческое общество относится к высшему типу органических систем. Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут сущ

О. как саморазвивающаяся система
«Физиология общества» Признавая многомерность структурной организации общества, социальная теория ставит соей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на

История как действительность общественной жизни.
Сущность и социальную роль любого сколько-нибудь значимого общественного явления можно понять только в том случае, если рассматривать его в единстве с развитием всего общества в рамках всеобщего ис

Культура
Культура схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества. Деятельность человека, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Культура

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. А Кант определил культуру как то и только то, что служит бл

Проблема личности
В философской литературе существуют три термина для характеристики человека: Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповтори

Свобода
Одной их главных ценностей личности является свобода. Свобода – творческая самореализация человека. Свобода имеет две стороны: «свободу от…» и «свободу для…» «Свобода от…» - освобожде

Природа ценностей
Способ существования личности выражают ценности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и н

Техника
  Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований в ней же. Его практически-преобразовательна

Глобальная ситуация
До начала прошлого столетия всемирная история представляла собой процесс развития относительно автономных цивилизаций, практически не оказывающих существенного влияния друг на друга. ХХ век принес

Соц. прогнозирование
Будущее благополучие человечества во многом зависит от умения предвидеть негативные последствия своей деятельности, своевременно принимать решения, предотвращающие неблагоприятное развитие ситуации

Этика+89. мораль и нравственность
Мир этики – это мир не сущего, а должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для эти

Биомед. этика
Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разнов

Принципы и правила биоэтики
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же пр

Модели взаимоотношений
Медицинская практика – это сложная система отношений между медиками, пациентами и другими участниками социальных взаимодействий. Модель отношений – это определенный тип социально-м

Смерть и умирание. Эвтаназия
Рассмотрение первого вопроса следует начать с философско-этического содержания проблемы смерти. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизне

Проблема причинности
    Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма может выступить причи

Здоровье и болезнь
Основные понятия медицины – понятия «здоровье» и «болезнь». Это уже некоторые состояния живого, в связи с чем философия медицины во многом представляет из себя дальнейшее развитие общих философских

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги