рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Познание

Познание - раздел Философия, Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости Субъект Познания – Это Тот, Кто Его Реализует, Т.е. Творческая Личност...

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется все же не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество. Таким образом, с гносеологической точки зрения субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования. При этом понимающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество есть созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С кибернетической точки зрения, творчество есть постановка и решение нестандартных задач.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Проще говоря, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека. Но в любом случае объект познания существует автономно, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъекта познания. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен выявить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

Объект опосредуется предметом познания, который представляет его с определенной точки зрения, в определенном теоретико-познавательном ракурсе. Предмет познания – это определенное видение и понимание объекта исследования. В системе связи субъекта и объекта познания центральная роль принадлежит познавательному образу. Познавательный образ – это результат отражения какого-либо объекта в сознании человека.

Знание – это достоверная, проверенная информация о предмете. Вера – это мнение, представление, принимаемое без обоснования, без доказательств. Поэтому именно вера всегда противостояла знанию. Однако отношения между верой и знанием гораздо сложнее.

Прежде всего, следует различать два типа веры. Первый тип – вера как верность богу. Второй тип – вера психологическая уверенность в правильности своих мыслей, в содержании своих высказываний. Такая вера играет важную роль в обыденной жизни, как и в научном познании. Она связана с неоднозначностью разнообразных жизненных ситуаций и с необходимостью принятия волевых решений. В ситуациях выбора человек опирается на свою веру в успех задуманного предприятия, в себя и в свои способности. Следовательно, вера помогает действовать в условиях неопределенности, а также выступает одним из мотивационных механизмов личности.

Сложнее обстоит дело с религиозной верой. Она также должна опираться на знание – знание особого типа, со своими традициями, стилем мышления, канонами. Теологическое знание помогает правильной интерпретации религиозных текстов, их адаптации к здравому смыслу, борьбе с еретиками. В рамках союза религиозной веры с разумом и развивается первоначально философская мысль.

Эмпиризм и рационализм – это противоположные концепции в гносеологии. Они расходятся в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Дидро, Д. Юм, Д. Беркли) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы познания являются определяющими в получении научной информации. Для них чувство более достоверно, чем логические формы. Рационалисты (Д. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. По их мнению, органы чувств дают лишь поверхностную и иллюзорную информацию, а подлинную научную истину можно установить лишь на основе строго логического анализа. Как видим, и эмпирики, и рационалисты – крайности в гносеологии, возникшие на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.

Первая ступень познания – это ступень чувственная, т.е. познание с помощью органов чувств. Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета и возникает на основе воздействия внешнего предмета на органы чувств. Главная особенность ощущений – их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (о звуке, цвете, величине и т.п.). Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. Восприятие – это целостный, синтетический образ внешнего предмета. Представление – это чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий. Главная их особенность: они активно формируются человеком при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление – это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. Поэтому образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне него. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в этих образах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта. Однако с помощью лишь органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность человек преодолевает с помощью логического (рационального) мышления.

Рациональное познание отличается опосредованностью, а также обобщенным и абстрактным характером. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции, благодаря которым и становится способен проникать в сущность изучаемого объекта.

Рациональный образ существует в форме мысли о предмете. Различают: предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляется в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим).

Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это обобщенный рациональный образ предмета, это логическая абстракция, которая лишена чувственности;

Суждение – это логическая связь понятий, с помощью которой предмету приписывается (или отрицается) некоторое свойство;

Умозаключение – это получение нового знания на основе сопоставления нескольких суждений. Благодаря умозаключениям человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным, и он становится в некоторой степени независимым от опыта.

Основа единства чувственного и рационального познания является практика. Практика – это чувственно-предметная деятельность человека по познанию и преобразованию окружающего мира. В практике человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно. Практика включает в себя четыре основных вида деятельности: производственную практику, социальную практику (преобразование и развитие социальных институтов и отношений), эстетическую практику (преобразование мира по законам красоты) и научно-экспериментальную практику.

Истина есть единство, тождество объективного и субъективного. Истина – это адекватное, верное знание действительности, но не сама действительность. Истина никогда не дается людям сразу и целиком, поэтому выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это исчерпывающее знание, полностью и точно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием объекту. Иначе говоря, относительная истина – это лишь частично верная истина, ведь она приближенно и неполно соответствует действительности. Это знание, подлежащее изменению и развитию. В каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Через сумму относительных истин познание устремляется к абсолютной истине как своему пределу. Таким образом, взаимосвязь абсолютной и относительной истины выражает процессуальный, динамический характер познания.

Критерий истины – это некий эталон или способ ее проверки. Он должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) он должен быть независим от проверяемого знания; 2) он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его. Таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания. Практика соединяет человека с объективной реальностью. В то же время осуществление практики зависит от знаний.

Однако значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям: неразвитость техники, неспособность управлять какими-то природными явлениями и т.п. В результате далеко не все поддается проверке на практике. Вместе с тем известная неопределенность практики как критерия истины, проблематичность и неокончательность подтверждения истинности любого знания – это благо для научного прогресса. Ситуация проблематичности создает предпосылки для критики и развития теории. Пересмотр устоявшегося знания – залог движения науки вперед. К тому же имеются и другие критерии истины, например, логичность и внутренняя непротиворечивость теории и др.

На базе всех этих гносеологических конструктов разворачивается познавательная деятельность человека. В силу ее социальности и сложного, многоуровневого характера она невозможна без таких процедур, как интуиция и творчество, объяснение и понимание. В самом сжатом виде понимание – это субъективация какого-либо знания, освоения информации индивидом, которое происходит на базе перекодировки информации, ее упрощения и отсылки к предшествующему опыту. Объяснение – это, наоборот, объективация знания, перевод личностного понимания на общедоступный уровень. Эти процессы дополняют и обосновывают друг друга, содействуют передаче и распространению знаний в обществе. Благодаря им познание приобретает социальный и одновременно глубоко личностный характер.

Процесс познания не ограничивается только сбором фактов на чувственном уровне и их рационально-логическим анализом. Мощным и до конца еще неизученным инструментом человеческого познания является интуиция. Интуиция означает неконтролируемый самим человеком процесс мышления, некий скачок в логическом рассуждении, который совершается на подсознательном уровне. Используя данные познания, человек не только адаптируется к миру, но и активно изменяет его, т.е. творит свой собственный мир, мир культуры и человеческого духа. Творчество в самом общем виде означает постановку и решение нестандартных задач.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости

Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека Философия как основа мировоззрения Выделяют несколько типов... мифологическое мировоззрение это пониманием мира как арены борьбы... философия выступает одним из типов мировоззрения Философское мировоззрение это рационально теоретический взгляд на...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Познание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древняя Индия
  Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всех школ древнеиндийской философии. К числу этих сквозных идейдревнеиндийского мировоззрения отн

Типология направлений индийской философии.
На основе Вед и брахманизма сформировались разнообразные школы древнеиндийской философии. В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам

Древний Китай
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало и специфика китайского философского мышления уходят своими корнями в мифологическое мышление

Теоцентризм средневековой философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философ

Наукоцентризм в философии Нового времени.
Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества

Спиноза. Лейбниц
Голландский философ БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 - 1677) преодолевает дуализм Декарта, введя понятие единой и бесконечной субстанции, которую он называл Богом или Природой Но это не Бог теистическ

Ф. Просвещения.
18 век вошел в историю как век ПРОСВЕЩЕНИЯ. Его девиз «имей мужество пользоваться своим собственным умом». Оно представляло широкое идейно-теоретическое течение, сформир

Английская эмпирическая философия Нового времени
. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейск

Иррационалистическая ф.
  Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др. явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему течением явился иррационализм,

Психоаналитическая философия
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939)– австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятел

Русская средневековая философия
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.): · Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России); · Слабое внимание вопроса

Русское возрождение
Второй период русской философии – Возрождение: М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противореч

Русский космизм
Философия космизма. Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вс

Толстой и Достоевский
Русская философия второй половины Х1Х века: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое

XIX-начало XX
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.: В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядо

Русские естествоиспытатели)))
Философские идеи русских естествоиспытателей: И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособл

Категория бытия)))))))
  В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение

Картины мира
Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих ве

Материя
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то

Движение
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможн

Пространстранство и время
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризирующий протяже

Антропология
Вторая половина 20 и начало 21 века характеризуются нарастающей критикой науки, и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознанием его ограниченности, что приво

Проблема антропогенеза
Вопрос о происхождении человека является одним из наиболее трудных в философии и науке. Он не имеет однозначного ответа. Религия утверждает идею божественного происхождения человека, идеализ

Философия медицины
1. Проблема органической причинности Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма

Сознание
Каждому человеку представляется самоочевидным, что него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несомненным ему представляется существов

Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг
Хотя наличие сознания ни у кого не вызывает сомнений, попытки адекватно выразить его содержание в языке, привели к тому, что, говоря об этом феномене, мы пользуемся несколькими терминами, значение

Основные теории сознания
Начиная с 17 века спор об онтологической природе сознания развернулся, прежде всего, рамках парадигмы дуализм – монизм. Родоначальником наиболее последовательной версии дуализма стал

Сознание, самосознание, личность
Понятие сознание» тесно связано с такими понятиями, как «самосознание» и «личность». Обычно под самосознанием понимается способность некоего сознания знать о своих ментальных состояниях. В этом слу

Бессознательное как философская проблема.
Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философск

Индивидуальное и общественное сознание.
Существует ли что-либо кроме индивидуальных сознаний? На этот вопрос положительно отвечает не только Юнг со своим учением о коллективном бессознательном. В античности многие философы признавали сущ

Познание
Познание есть специфический вид духовно-практической деятельности людей по постижению и освоению окружающего мира. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание

Диалектика
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Законы диалектики
Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированн

Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Смысл этого закона состоит в том, что все сущее состоит из противоположных начал, сторон, тенденций, которые, будучи един

Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
Этот закон показывает, как происходит развитие. Он характеризует внутренний механизм движения и развития вещей. Иначе говоря, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от с

Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в друг

Категории диалектики
  Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.Общим между катего

Общество
Термин «общество» может употребляться в разных значениях. В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизне

Анатомия общества
«Анатомия общества» Человеческое общество относится к высшему типу органических систем. Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут сущ

О. как саморазвивающаяся система
«Физиология общества» Признавая многомерность структурной организации общества, социальная теория ставит соей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на

История как действительность общественной жизни.
Сущность и социальную роль любого сколько-нибудь значимого общественного явления можно понять только в том случае, если рассматривать его в единстве с развитием всего общества в рамках всеобщего ис

Культура
Культура схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества. Деятельность человека, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Культура

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. А Кант определил культуру как то и только то, что служит бл

Проблема личности
В философской литературе существуют три термина для характеристики человека: Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповтори

Свобода
Одной их главных ценностей личности является свобода. Свобода – творческая самореализация человека. Свобода имеет две стороны: «свободу от…» и «свободу для…» «Свобода от…» - освобожде

Природа ценностей
Способ существования личности выражают ценности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и н

Техника
  Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований в ней же. Его практически-преобразовательна

Глобальная ситуация
До начала прошлого столетия всемирная история представляла собой процесс развития относительно автономных цивилизаций, практически не оказывающих существенного влияния друг на друга. ХХ век принес

Соц. прогнозирование
Будущее благополучие человечества во многом зависит от умения предвидеть негативные последствия своей деятельности, своевременно принимать решения, предотвращающие неблагоприятное развитие ситуации

Этика+89. мораль и нравственность
Мир этики – это мир не сущего, а должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для эти

Биомед. этика
Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разнов

Принципы и правила биоэтики
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же пр

Модели взаимоотношений
Медицинская практика – это сложная система отношений между медиками, пациентами и другими участниками социальных взаимодействий. Модель отношений – это определенный тип социально-м

Смерть и умирание. Эвтаназия
Рассмотрение первого вопроса следует начать с философско-этического содержания проблемы смерти. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизне

Проблема причинности
    Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма может выступить причи

Здоровье и болезнь
Основные понятия медицины – понятия «здоровье» и «болезнь». Это уже некоторые состояния живого, в связи с чем философия медицины во многом представляет из себя дальнейшее развитие общих философских

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги