Диалектика

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свои законы, категории и принципы.

Такое разнообразие значений объясняется тем, что хотя диалектика и характеризует развитие природы, но создается людьми. Поэтому целесообразно различать диалектику объективную и субъективную. Диалектика объективная – это процессы развития самого мира. Диалектика субъективная – это диалектическое мышление. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в сознании человека. Однако субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из материального мира, она тождественна объективной диалектике, выступая более или менее полным и постоянно развивающимся отражением ее. Иначе говоря, поскольку наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, то поэтому противоречия между ними быть не может.

История. Термин «диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях и смыслах. Сократ (который впервые и ввел это понятие) рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали этому термину дурной оттенок, трактуя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы называли диалектику искусством спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства; диалектические, применяемые в споре; и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Дунс Скотт называл диалектику особым учением о сущем, П. Абеляр — искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.

В философии И. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. Г. Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли и придал ей широкое понимание, увидев столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Открытые Г. Гегелем и идеалистически мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К. Марксом и Ф. Энгельсом из социальной и природной действительности. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления и развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое направленное движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки.

Сегодня диалектика как наука и методология представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектическое мышление – не прирожденная способность человека, это – достижение культуры, требующее тщательного освоения.

Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей и развития, и, соответственно, два метода философского размышления, – диалектический и метафизический. Определяющей особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении явлений и процессов. На этой основе сложились следующие отличия метафизики от диалектики:

Ø если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

Ø согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний (божественный) первотолчок;

Ø сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством, по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), качество изменяется благодаря качеству, т.е. само по себе улучшается или ухудшается;

Ø если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

Ø и, наконец, если диалектика признает всеобщую связь и взаимозависимость, то метафизика отрицает их и рассматривает мир как состоящий из отдельных вещей и явлений.