рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категории диалектики

Категории диалектики - раздел Философия, Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости   Категории Диалектики – Это Наиболее О...

 

Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.

Различиякатегорий и законов возникают на основе предмета отражения. Если категории отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности, то законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. Категории и законы различаются также по форме отражения. Категории являются особым видом понимания. Законы диалектики, как и любые другие законы, представляют собой особый вид суждений.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики. Эти категории, как правило, парные, они отражают «полярные» стороны явлений, вещей, процессов – в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. В процессе познания можно выделить два категориальных ряда:

1. первый категориальный ряд выражает «устройство» и «организованность» бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: «единичное и общее», «многое и единое», «сходство и различие», «качество и количество», «простое и сложное», «часть и целое», «конечное и бесконечное», «форма и содержание» и т.д.

2. другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: «явление и сущность», «причина и следствие», «случайность и необходимость», «возможность и действительность» и др.

Первый ряд категорий можно назвать «горизонтальным», а второй – «вертикальным». А теперь сформулируем смысловое разъяснение категорий:

Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным. Единичное есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Единичное есть диалектическая противоположность всеобщего. Общее – это то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее – это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Особенное – категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. При более глубоком рассмотрении особенное выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее ихначало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории особенного, которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. Особенное выступает как реализованное общее.

Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным «властвует» общее, которое безжалостно заставляет последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как чего-то устойчивого; единичное умирает, но род живет. Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами – неповторимое. Таким образом, единичное, особенное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу и другие признаки данного предмета, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность свойств, создающих качество объекта. Одни авторы утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Но если это было бы верно, тогда наука была бы излишней. Другие же предполагают: явление и сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, то тогда в принципе невозможно познание сути вещей. По Канту явление – это форма опытно постигаемого человеком бытия. Платон: сущность тождественна идеи (эйдосу), она не сводима к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего. С точки зрения современной диалектики сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных им необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Поэтому «сущность является, явление – существенно».

Структурные связи выражаются с помощью категорий часть и целое; форма и содержание; элемент и система. Расположение вещей бывает: либо структурное, либо хаотическое.

Любая система составляет целое, которое состоит из взаимосвязанных частей. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части – как такие «предметы», которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Конечно, данное утверждение несколько примитивно, прямолинейно. Целое может быть и просто сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы:

a) структурный тип целостности отражает связи строения.

b) функциональный тип целостности-принципы действия.

c) генетический тип целостности характеризует развитие.

Целое представляет собой предмет, включающий в себя в качестве составных частей другие, функционально и органически связанные между собой предметы, и обладающие такими общими (интегральными) свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. В понятие «целое» основной акцент делается на единстве данного системного образования, а в понятии «система» – на единстве в многообразии, на взаимосвязях элементов.

С рассмотренными категориями тесно связаны категории «содержание и форма». Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех разнообразных компонентов системы: элементы, отношения между ними, связи, процессы, тенденции развития, все части и уровни системы. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его внутренняя организация (поэтому форму нельзя сводить только к внешней конфигурации вещи, к его границам. Это – внешняя форма). Диалектическая трактовка соотношения содержания и формы означает:

Ø неразрывность содержания и формы;

Ø неоднозначность связей между ними;

Ø противоречивость единства;

Ø относительная самостоятельность по отношению друг к другу;

Ø ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется, поэтому изменения обычно начинаются с содержания;

Ø оптимальность развития – при соответствии формы содержанию, и наоборот.

Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы выражается в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Диалектика этих категорий проявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в разные формы. Поэтому диалектика учит внимательно анализировать содержание и форму изучаемых явлений и их конкретное соотношение между собой.

Понятие структура обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие элемент обозначает минимальную единицу в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Иначе говоря, элементы – это наипростейшие компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Понятие «часть» представляет собой характеристику, «винтик», «клеточку» целого. Элемент от части отличается:

Ø неделимостью, это далее неразложимый компонент системы (при попытке дальнейшего деления утрачивается его функция);

Ø функциональной обособленностью: каждый элемент обладает свои функциональным значением в составе системы;

Ø неразрывная связь с другими элементами и системой в целом.

Связи детерминации. Детерминизм – это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения – универсальная связь всех явлений. Поэтому исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. При этом в основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная обусловленность. Причем отношения обусловливания (детерминации) носят регулярный и упорядоченный, т.е. закономерный характер. Содержание детерминизма раскрывается путем использования таких категорий, как причина и следствие, закономерность, сущность и явление, необходимость и случайность, свобода, возможность и действительность. Эти категории используются, как парные категории. Их основные характеристики:

Причина и следствие. Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения. Подчеркнем, что причинность предполагает генетическую связь между явлениями. Иначе говоря, причина – это явление, которое с необходимостью порождает другое явление – следствие. В содержательном плане причина есть взаимодействие, а следствие – результат этого взаимодействия. Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образования в результате их взаимодействия. При этом формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Причины бывают внешние и внутренние, полные и специфические, главные и неглавные.

Следует различать причину и условие. Условие также необходимо для возникновения следствия, но отличие от причины само по себе следствия не порождает. Условия влияют на реализацию причины, на характер следствия, но не вызывают его. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Повод – это явление, которое приводит в действие явление-причину, но никак не влияет на следствие. В зависимости от характера причинных связей выделяют несколько видов причинных отношений (цепей):

Ø однолинейные отношения, сочетающие преемственность и транзитивность (А ® В ® С ® Д…);

Ø двулинейные отношения с обратной связью;

Ø разветвляющиеся отношения.

Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходят восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие систем.

Необходимость и случайность. Эти категории конкретизируют представление о характере зависимости явлений, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явлений. Необходимостью называются сущностные свойства и связи данной системы, обусловленные внутренними сущностными причинами вещи, явления, которые в силу своего сущностного характера происходят именно так, а не иначе. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств. Необходимость и случайность не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Между ними диалектическое противоречие.

Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.

С другой стороны, еще Г. Гегель предложил рассматривать случайность как форму необходимости: необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. И случайность может выступить как дополнение необходимости. В процессе развития и эволюции материальных систем необходимость и случайность превращаются друг в друга.

Возможность и действительность. Возможностью называется тенденции, предпосылки возникновения и развития определенного объекта, процесса, явления, а действительностью называется то, что уже появилось реально и объективно. Иначе говоря, действительность – это актуальное бытие, а возможность – это бытие потенциальное, это будущее, содержащиеся в настоящем. Возможность и действительность предполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, да и возникает она как результат реализации ранее существовавших возможностей. Поэтому и весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и определения спектра возможностей постепенного сужения этого спектра до одной реальной возможности, дальнейшего ее превращения в новую действительность. Таким образом диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития именно как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени.

Вместе с тем в этих категориях раскрывается сущность объективного процесса обусловливания, детерминации, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, причины и следствия.

Выделяют различные виды возможностей:

Ø существенная и несущественная;

Ø обратимая и необратимая (в зависимости от сохранения первоначальной возможности);

Ø формальная и реальная;

Ø абстрактная и конкретная.

Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, проистекающую из структуры предмета, и внешнюю, зависящую от частоты реализации события. Объективную связь между этими сторонами вероятности выражает закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. Этот закон выступает как закон постоянных причин, преодолевающих влияние случайностей.

Диалектика является вовсе не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории развития, которые также являются философскими методами. К альтернативам диалектики относятся:

1. Метафизика. Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и статичности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.

2. Догматизм возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. Главным признаком догматизма в процессе познания выступает отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в неизменные, застывшие догмы, сохраняющие свою истинность на все времена.

3. Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. События превращаются в сплошной поток изменения, поэтому, например, в реку нельзя вступить и единожды.

4. Софистика – это учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путем, используя недостаточность логического и семантического анализа.

5. Эклектика как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни. В отличие от софистики она прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи. Однако на деле эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета (или разные предметы), не выявляя их подлинной взаимосвязи.

 

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики – научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Все, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие – подчиняется законам диалектики. При этом и сама теория диалектики находится в процессе развития, аккумулируя в себе достижение современной научной мысли.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости

Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека Философия как основа мировоззрения Выделяют несколько типов... мифологическое мировоззрение это пониманием мира как арены борьбы... философия выступает одним из типов мировоззрения Философское мировоззрение это рационально теоретический взгляд на...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории диалектики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древняя Индия
  Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всех школ древнеиндийской философии. К числу этих сквозных идейдревнеиндийского мировоззрения отн

Типология направлений индийской философии.
На основе Вед и брахманизма сформировались разнообразные школы древнеиндийской философии. В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам

Древний Китай
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало и специфика китайского философского мышления уходят своими корнями в мифологическое мышление

Теоцентризм средневековой философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философ

Наукоцентризм в философии Нового времени.
Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества

Спиноза. Лейбниц
Голландский философ БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 - 1677) преодолевает дуализм Декарта, введя понятие единой и бесконечной субстанции, которую он называл Богом или Природой Но это не Бог теистическ

Ф. Просвещения.
18 век вошел в историю как век ПРОСВЕЩЕНИЯ. Его девиз «имей мужество пользоваться своим собственным умом». Оно представляло широкое идейно-теоретическое течение, сформир

Английская эмпирическая философия Нового времени
. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейск

Иррационалистическая ф.
  Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др. явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему течением явился иррационализм,

Психоаналитическая философия
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939)– австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятел

Русская средневековая философия
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.): · Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России); · Слабое внимание вопроса

Русское возрождение
Второй период русской философии – Возрождение: М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противореч

Русский космизм
Философия космизма. Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вс

Толстой и Достоевский
Русская философия второй половины Х1Х века: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое

XIX-начало XX
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.: В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядо

Русские естествоиспытатели)))
Философские идеи русских естествоиспытателей: И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособл

Категория бытия)))))))
  В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение

Картины мира
Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих ве

Материя
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то

Движение
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможн

Пространстранство и время
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризирующий протяже

Антропология
Вторая половина 20 и начало 21 века характеризуются нарастающей критикой науки, и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознанием его ограниченности, что приво

Проблема антропогенеза
Вопрос о происхождении человека является одним из наиболее трудных в философии и науке. Он не имеет однозначного ответа. Религия утверждает идею божественного происхождения человека, идеализ

Философия медицины
1. Проблема органической причинности Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма

Сознание
Каждому человеку представляется самоочевидным, что него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несомненным ему представляется существов

Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг
Хотя наличие сознания ни у кого не вызывает сомнений, попытки адекватно выразить его содержание в языке, привели к тому, что, говоря об этом феномене, мы пользуемся несколькими терминами, значение

Основные теории сознания
Начиная с 17 века спор об онтологической природе сознания развернулся, прежде всего, рамках парадигмы дуализм – монизм. Родоначальником наиболее последовательной версии дуализма стал

Сознание, самосознание, личность
Понятие сознание» тесно связано с такими понятиями, как «самосознание» и «личность». Обычно под самосознанием понимается способность некоего сознания знать о своих ментальных состояниях. В этом слу

Бессознательное как философская проблема.
Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философск

Индивидуальное и общественное сознание.
Существует ли что-либо кроме индивидуальных сознаний? На этот вопрос положительно отвечает не только Юнг со своим учением о коллективном бессознательном. В античности многие философы признавали сущ

Познание
Познание есть специфический вид духовно-практической деятельности людей по постижению и освоению окружающего мира. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание

Познание
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако нау

Диалектика
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Законы диалектики
Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированн

Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Смысл этого закона состоит в том, что все сущее состоит из противоположных начал, сторон, тенденций, которые, будучи един

Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
Этот закон показывает, как происходит развитие. Он характеризует внутренний механизм движения и развития вещей. Иначе говоря, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от с

Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в друг

Общество
Термин «общество» может употребляться в разных значениях. В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизне

Анатомия общества
«Анатомия общества» Человеческое общество относится к высшему типу органических систем. Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут сущ

О. как саморазвивающаяся система
«Физиология общества» Признавая многомерность структурной организации общества, социальная теория ставит соей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на

История как действительность общественной жизни.
Сущность и социальную роль любого сколько-нибудь значимого общественного явления можно понять только в том случае, если рассматривать его в единстве с развитием всего общества в рамках всеобщего ис

Культура
Культура схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества. Деятельность человека, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Культура

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. А Кант определил культуру как то и только то, что служит бл

Проблема личности
В философской литературе существуют три термина для характеристики человека: Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповтори

Свобода
Одной их главных ценностей личности является свобода. Свобода – творческая самореализация человека. Свобода имеет две стороны: «свободу от…» и «свободу для…» «Свобода от…» - освобожде

Природа ценностей
Способ существования личности выражают ценности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и н

Техника
  Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований в ней же. Его практически-преобразовательна

Глобальная ситуация
До начала прошлого столетия всемирная история представляла собой процесс развития относительно автономных цивилизаций, практически не оказывающих существенного влияния друг на друга. ХХ век принес

Соц. прогнозирование
Будущее благополучие человечества во многом зависит от умения предвидеть негативные последствия своей деятельности, своевременно принимать решения, предотвращающие неблагоприятное развитие ситуации

Этика+89. мораль и нравственность
Мир этики – это мир не сущего, а должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для эти

Биомед. этика
Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разнов

Принципы и правила биоэтики
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же пр

Модели взаимоотношений
Медицинская практика – это сложная система отношений между медиками, пациентами и другими участниками социальных взаимодействий. Модель отношений – это определенный тип социально-м

Смерть и умирание. Эвтаназия
Рассмотрение первого вопроса следует начать с философско-этического содержания проблемы смерти. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизне

Проблема причинности
    Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма может выступить причи

Здоровье и болезнь
Основные понятия медицины – понятия «здоровье» и «болезнь». Это уже некоторые состояния живого, в связи с чем философия медицины во многом представляет из себя дальнейшее развитие общих философских

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги