О. как саморазвивающаяся система

«Физиология общества»

Признавая многомерность структурной организации общества, социальная теория ставит соей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на всех уровнях общественной организации – элементном, компонентном и подсистемном – в результате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных, меняющихся условиях существования.

Основная цель функционального анализа – понять, каким образом система, разделенная на многие части, способна существовать и изменяться как единое целое, обладать свойствами, которых лишены образующие его части. Функциональный анализ раскрывает механизмы воспроизводства социальной целостности в рамках фиксированных качественных состояний. Механизмы смены таких состояний изучает уже динамический анализ, возможной лишь после того, как установлены основные функциональные зависимости в социальной системе.

Таким образом, предметом функционального анализа является воспроизводство целостных структур, причин, механизмов, фаз воссоздания социальной целостности, взаимоопосредование частей, их свойств и состояний. Связи возникают в процессе жизнедеятельности. Человеческая деятельность представляет адаптивно-адаптирующий процесс, т.е. приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования, человека или артефактной второй природы.

Для понимания функционирования общества необходимо понять и раскрыть механизмы социальной деятельности, а для этого, прежде всего, необходимо установить зависимости между простейшими образованиями социального действия, соединяющими между собой потребности, интересы, цели, средства и результаты внутри любой формы деятельности и на любом этапе общественного развития.

В основе всякого социального действия лежат потребности человека, представляющие причинную или детерминационную подсистему деятельности. Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности. Потребность есть свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым условиям существования. Существуют различные классификации потребностей. Наиболее употребительна классификация, делящая потребности на материальные (потребности жизни), социальные, духовные.

На Западе широко используется иерархическая концепция потребностей А.Маслоу, который делит все потребности на базисные (постоянные) и производные (метапотребности). Базисные потребности иерархизированы от низших к высшим: 1) физиологические и сексуальные, 2) экзистенциальные - потребности в безопасном существовании, 3) социальные – потребность привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе и т.п. 4) престижные - потребность в уважении со стороны значимых других, в служебном росте, статусе и т.п. 5) духовные – потребности в самовыражении через творчество.

Б. Малиновский выделяет 2 группы потребностей: 1) первичные (биологические), 2) вторичные, рожденные культурой.

Ситуативным проявлением потребностей являются интересы, выражающие статус субъекта в системе общественных отношений Осознанные потребности и интересы превращаются в цель социальной деятельности. Идеальные факторы, побуждающие социального субъекта к деятельности, есть ее мотивы. А состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации называется установкой. Система мотивов и установок, обусловленная индивидуальными и социальными факторами активно участвует в постановке цели, формировании ее содержания и смысла.

Выбирая цель, социальный субъект одновременно осуществляет выбор средств в достижении цели, решает на основе принятых ценностей проблему соответствия отбираемых средств целям социальной деятельности. Это будет операциональная подсистема деятельности. Социальное действие завершается результатом, в котором субъективные мотивы, цели, установки через деятельность превращаются в объект, удовлетворяющий субъекта. Это результативная подсистема деятельности. Между функциональными подсистемами деятельности устанавливаются детерминационные отношения. Вопрос об их природе не имеет однозначного решения в современной философии. Одни философы, например, К. Маркс и его сторонники утверждают идею первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием, вторичности идеального. Речь идет о потребностях и интересах, которые в качестве алгоритма деятельности первичны по отношению к сознанию, определяют его содержание. «Меня определяют и насилуют мои собственные потребности, насилие надо мной совершает не нечто чуждое, а лишь моя собственная природа, являющаяся совокупностью потребностей и влечений», - писал К.Маркс. Люди не выбирают себе ни физиологических, ни социальных, ни духовных потребностей, -они предписаны человеку его «родовой природой», с которой сознание должно считаться как с непреложной данностью. Именно эти потребности людей, с которыми они рождаются, или которые прививает им способ общественного бытия, являются наиболее глубокими причинами человеческой деятельности. Иными словами, они выступают как «первопричины» деятельности, которые предпосланы ее «целевым причинам», т.е. стоят за желаниями и стремлениями людей, определяют их, «давят» на сознание, ориентируют его в нужном для себя направлении.

Свобода воли человека проявляется по преимуществу в способности нашего сознания «ранжировать потребности, от которых оно не может произвольно отказаться». В зависимости от сложившейся системы ценностных предпочтений человек может расставлять свои потребности в определенном иерархическом порядке, классифицировать их как первоочередные, актуальные и второстепенные, периферийные, требующие хоть и необходимого, но минимального внимания.

За выбором сознания всегда стоит та или иная форма потребностей, которая определяется не произволом сознания, с объективными законами телесной, психологической, социальной организации субъекта деятельности.

Другая позиция в качестве детерминанты, организующей и определяющей функциональные зависимости подсистем деятельности, полагает сознание, идеальное. Например, П. Сорокин полагает, что первым актом социального действия является логический синтез, в ходе которого зарождается замысел неких социальных явлений.

Поскольку общество подставляет совокупность исторически изменяющихся форм деятельности, определенным образом связанных между собой и образующих некоторую целостность на основе необходимости самосохранения, самовоспроизведения и развития, поскольку К. Маркс развивает концепцию общества как субъекта и продукта всеобщего производства, фазами которого являются производство - обмен - потребление. Производство – есть потребление человеческих сил, знаний, умений, вещества, энергии природы, а потребление продуктов производства – есть производство человека и его культуры. И это приводит Маркса и его последователей к идее, что сферы социальной жизни имеют выраженный субординационный характер, что именно материально – производственная сфера является системообразуюшим фактором общества. Прямо или опосредованно она определяет все другие сферы жизнедеятельности общества. «Общий результат, к которому я пришел,- пишет К. Маркс, - может быть сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди выступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 6-7)

Идея субординационального характера социальных связей лежит в основе монистического течения в социальной теории. В противовес марксовой теории определяющей роли социального производства, существуют концепции, исходящие из определяющей роли духовной или политической сферы жизни. Например, концепция П. Сорокина о типах социокультурной духовности.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой социальной системы находятся между собой в координационной, а не субординационной зависимости, т.е. взаимно влияют друг на друга, не разделяясь на главные, определяющие и вторичные определяемые.

Общество представляет собой саморазвивающуюся систему. Развитие представляет закономерный процесс смены форм его социокультурной организации. Существуют 2 подхода к объяснению истоков социокультурного изменения: 1. Концепции экстернального объяснения: развитие общества как результат внесоциальных импульсов. 2 . Теории имманентного объяснения социокультурных изменений.

К первым относятся: 1) климатические и географические условия (Л. Мечников, Ратцель, Мужоль, и др.), 2) этнические условия, главным образом борьба рас (Гобино и др.), 3) Чисто биологические факторы: борьба за существование, рост населения и др. (М. Ковалевский,) 4) учение А. Тойнби о вызовах и ответах», 5) концепция Н. Бердяева.

Ко второй группе относятся: 1) закон возвышения потребностей как фактор самовозрастания производительных сил, открытый К. Марксом, 2) интеллектуальный фактор – в форме научных знаний (Роберти, П. Лавров), в форме мировоззрения и религиозных верований (О. Конт), в форме изобретений (Г. Тард), 3) общественное разделение труда (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель), 4) закон циклической флуктуации форм социокультурной духовности (П. Сорокин).

Неоднозначное решение проблемы источников социокультурного изменения приводит к столь же неоднозначному пониманию механизмов социокультурного развития. В качестве таковых разными школами признаются: 1) законы динамического взаимодействия между сложившейся системой общественных отношений и генерируемой в них деятельностью, 2) «закон соответствия» производственных отношений характеру и уровню производительных сил, как механизм изменения общественных форм (К. Маркс), 3) закон ограниченных возможностей социокультурных систем (П. Сорокин), 4) подражание как механизм социальной трансформации (Г. Тард). Таким образом, первым источником саморазвития общества являются противоречия природной и культурной организации человека. Вторым – противоречия в социальном способе жизнедеятельности человечества. Движущими силами развития общества являются те социальные общности, которые заинтересованы в реальном изменении социальной ситуации, противоречащей их коренным потребностям и интересам. Неудовлетворенные потребности и интересы вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства больших или меньших общностей людей, инициируют социальные движения.

В социальной теории нет единого решения проблемы движущих сил социокультурного развития. В качестве движущих сил рассматривают: 1) креативную роль поколений (Х. Ортега-и-Гассет), 2) экономических классов (К. Маркс), 3) деятельность творческих элит, 4) выдающихся личностей, гениев, героев. Характер социальных движений может быть различным. Определяется он, прежде всего целями движений, а также применяемыми методами и количеством вовлеченных в них людей. В этой связи выделяют следующие формы социальной динамики.

Эволюционная форма развития общества осуществляется стихийно или являющаяся результатом целенаправленной деятельности, заключается в преобразовании различных сфер жизнедеятельности общества, содержания общественного сознания, социальных структур и социальных институтов в границах качественно определенной социокультурной системы. В ходе социальной эволюции постепенно складываются необходимые объективные и субъективные предпосылки для перехода к качественно новой социокультурной системе. В процессе эволюции, нарастающие социальные противоречия, напряженность, конфликты, как правило, разрешаются с помощью социальных реформ.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Реформы претворяются в жизнь в ходе реформаторских движений, которые охватывают некоторые ограниченные круги и общности, действуют в рамках установленного порядка, стремятся к достижению изменений с помощью легальных мер, например, средствами улучшения законодательства. Их цель – добиться согласия, стабильности, спокойствия, порядка в рамках существующей социальной системы. Однако они не могут разрешить коренных противоречий общественного развития, интересов антагонистических классов, перейти от исторически изжившей себя социокультурной системы к новой, прогрессивной. Способом такого перехода является социальная революция – коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Так, согласно марксизму, экономической основой революции является усугубившийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей консервативной системой производственных отношений, которые проявляются в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Цель революции – ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической власти. В случае победы революции устанавливаются новые производственные отношения, новый способ производства, определяющий все другие сферы жизнедеятельности общества, систему социальных институтов, ценности, образца поведения. Революции необходимы, ибо они обеспечивают переход к новой, более развитой стадии общественного развития, победу нового над старым, прогрессивного над исторически отжившим, регрессивным. И в этом они не только объективно необходимы, но и морально оправданы.

Важнейшей формой социальной динамики является конфликт. Конфликт столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт – показатель обострения противоречий до границы, выход за пределы которой чреват непредсказуемыми последствиями. Своевременного разрешение конфликта – условие восстановления стабильности.

В конкурирующих социальных теориях существует неоднозначная оценка креативной роли эволюции, революции, реформы, конфликта в общественном развитии, различна трактовка соотношения и взаимодействия этих форм. На этой основе стали складываться противоположные типы политического менталитета революционализм и реформизм.