рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глобальная ситуация

Глобальная ситуация - раздел Философия, Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости До Начала Прошлого Столетия Всемирная История Представляла Собой Процесс Разв...

До начала прошлого столетия всемирная история представляла собой процесс развития относительно автономных цивилизаций, практически не оказывающих существенного влияния друг на друга. ХХ век принес кардинальные перемены. Интернационализация экономической жизни, формирование единого мирового рынка, создание единого информационного пространства и единой транспортной системы способствовали окончательному формированию мирового сообщества. Научно-техническая революция, прогресс информатики и микроэлектроники многократно усилили процесс вовлечения в хозяйственную деятельность человечества всех сфер окружающей природы. Человечество обрело «общий дом», общую судьбу и общие заботы. К. Ясперс, оценивая новую ситуацию, подчеркивал в работе «Смысл и назначение истории»: Наша исторически новая ситуация, впервые имеющая решающее значение, являет собой реальное единство людей на земле… Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Все существующие проблемы стали мировыми проблемами, ситуация – ситуацией всего человечества».

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется следующими основными особенностями:

ü разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен, он может смениться регрессом, застоем или упадком.

ü Неуравновешенность сложившейся системы международных и межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные социально-экономические, финансовые, политические и экологические кризисы, создающие угрозы всеобщего кризиса.

ü Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.

ü Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества, к формированию процесса глобализации человеческой цивилизации.

ü Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального и группового характера, между индустриально развитыми странами и странами развивающимися, между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей.

К вечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и т.п. современная эпоха добавила принципиально новые глобальные проблемы, затрагивающие не существовавшую прежде тему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле. Ответом на этот исторический вызов стало появление новой философской дисциплины – глобалистики. Глобалистика, исследуя причины, природу и сущность глобальных проблем, стремится на основе общих закономерностей развития общества построить достоверные модели управляемого и духовно организованного мира в единстве трех глобальных сфер человеческой деятельности: экологической, социальной и экономической в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами. В наступившую эпоху антропогенной перегруженности Земли только такой подход позволяет определять оптимальную стратегию решения глобальных проблем.

В современной глобалистике можно выделить несколько направлений:

ü Технократическая глобалистика исходят из того, что именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения и обострения всех глобальных проблем. Одновременно утверждается, что дальнейшее развитие науки и техники даст в распоряжение человечества эффективные средства решения этих проблем (Г. Кан, А. Винер, У. Браун, Л. Мартел, Р. Фолк, Р. Дюбо, Р. Арон, Л. Лилли, Ж. Серван-Шрейер).

ü Постиндустриальная глобалистика основана на концепции постиндустриализма, предполагающей разрешение глобальных проблем и кризисных противоречий в процессе совершенствования производства и таких социальных трансформаций, которые не затрагивают самой природы капитализма. Представители этого направления видят причины появления и обострения глобальных проблем в противоречиях общества. В своем развитии общество поднялось над аграрной и промышленной стадиями и продолжает восхождение к «вершинам прогресса» путем непрерывного совершенствования хозяйственной и политической структуры (У. Ростоу, А. Арон, О. Тоффлер, Д. Белл, Д. Гелбрейт, Т. Гордон, П. Дракер).

ü Эколого-популистская глобалистика выдвигает на первый план взаимодействие природы и общества, концентрируя внимание на демографической, минерально-сырьевой, энергетической, продовольственной проблемах, а также на вопросах здоровья человека, сохранения растительного и животного мира на Земле. Представители этого направления пытаются свести воедино новейшие достижения естественных наук и некоторые положения социально-экономической и политической науки, а на основе такого эклектичного подхода осмыслить сущность конкретных глобальных проблем. Центром, вокруг которого группируются сторонники этого направления является Вашингтонский «институт всемирной вахты».

ü Экзистенциально-культурная глобалистика рассматривает глобальные проблемы с учетом политических и социально-экономических реальностей современности и обращает особое внимание на развитие культуры, религиозно-этических воззрений. С позиций этого направления, культурное наследие человечества, накладывающее существенный отпечаток на восприятие отдельной личностью истории и современности, неразрывно связано с противоречивым процессом формирования глобальных проблем, и в значительной степени определяет характер и направленность реформ, с помощью которых человечество приступит к их решению. Центром этого направления является Международный институт мирового порядка в Нью-Йорке (С. Мендловиц, А. Мазрун, Р. Котарк, Р. Фолк, И. Палтунг).

ü Эволюционно-детерминистская глобалистика трактует глобальные проблемы и в целом современность с позиций техницизма, практически подменяя объективные законы общественного развития неопределенным, но «всеобъемлющим действием» закономерностей естественной эволюции и «необратимых внутренних движущих сил» технического прогресса. В работах этого направления проводится мысль о необратимости развития природы, принципиальной непредсказуемости этого процесса, о единстве эволюции природы, технического прогресса и социального развития. Более того, зачастую данный процесс представляется как жестко детерминированный, полностью подчиняющий себе деятельность людей, и потому выступающий как фатальная сила (Н. Георгеску-Вин, Дж. Рифкин).

Каждое из этих направлений, верно отмечая роль тех или иных факторов в становлении современной глобальной ситуации, неоправданно и несправедливо абсолютизируют их, что и делает эти концепции односторонними, ограниченными.

Глобальные проблемы – это результат развития человеческой цивилизации. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества. В конечном счете эти проблемы порождены неравномерностью мировой цивилизации, когда технологическое могущество неизмеримо превзошло достигнутый ею уровень общественной организации. В этих условиях политическое мышление явно отстает от реальности, а побудительные мотивы преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. Современная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в единый узел, развязать который под силу лишь всему человечеству, вставшему на путь социального и духовного обновления.

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. Глобальные проблемы по самой своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но в первую очередь судьбу всего человечества. Во-вторых, для их преодоления совершенно недостаточно усилий какой-либо одной страны и даже группы стран. Напротив, требуются согласованные действия и объединенные усилия всего человечества, всех стран. В-третьих, эти проблемы являются уже объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было. В-четвертых, нерешенность глобальных проблем способно привести в будущем привести к серьезным и даже непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. В-пятых, в отличие от региональных эти проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью.

Все глобальные проблемы находятся в системной взаимозависимости так, что решение одной из них предполагает учет влияния на нее всех других проблем. В зависимости от степени остроты и первоочередности решения глобальные проблемы делятся на три большие группы.

1) группа – это проблемы с наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами и потому их называют интерсоциальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: а) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; б) установление нового международного экономического порядка. В последние десятилетия к ним присоединилась чрезвычайно острая и актуальная проблема международного терроризма.

2) группа – это проблемы, возникающие в процессе и результате взаимодействия общества и природы: обеспечение человечества энергией, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.п. Сюда же относятся экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

3) группа – проблемы, связанные с системой отношений «человек – общество». Это демографическая, продовольственная проблемы, вопросы здравоохранения, образования и др.

Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом, так что их изолированное решение практически невозможно. Вместе с тем это не снимает вопроса об их объективной иерархии, т.е. приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Важно выявить эту иерархию, исходя из причинно-следственных отношений. Во главу угла в настоящее время следует поставить проблему предотвращения мировой термоядерной войны и создания безъядерного ненасильственного мира. Какими бы серьезными опасностями для человечества не сопровождались бы все остальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете.

К настоящему времени накоплено несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет уничтожить все живое на планете 30 – 35 раз. Одним из закономерных последствий ядерной войны станет «ядерная зима», т.е. резкое падение температуры у поверхности Земли – вследствие огромного загрязнения атмосферы пылью, пеплом и дымом, что сделает ее практически непроницаемой для солнечных лучей. При этом будет уничтожена вся материальная культура, создававшаяся человечеством тысячелетиями, и подорваны естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Очевидно, что у человечества нет разумной альтернативы безъядерному ненасильственному миру.

Не следует забывать и о том, что на планете накоплены огромные запасы химического и биологического оружия, созданы разрушительные системы вооружения, например, «географические», которые по последствиям применения сопоставимы с ядерным вооружением и другим ОМП. При этом создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений. Тем самым человечество все более увязает в некоем круге неразумности, ставит себя на грань гибели от случайности.

Кроме прямой угрозы глобального уничтожения гонка вооружений опасна непроизводительной тратой огромных материальных, финансовых и людских ресурсов. Ежегодно гонка вооружений поглощает $ 1,2 трлн., отвлекает от производительного труда десятки миллионов людей (на службу в армии, на производство вооружений), расхищает огромные сырьевые ресурсы, научно-технический потенциал, губительно воздействует на окружающую среду. Тем самым гонка вооружений обостряет другие глобальные проблемы, ограничивая возможности их разрешения. Очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях полного ядерного разоружения. Мир без насилия и войн и есть то условие, без которого в принципе невозможно решение человечеством иных глобальных проблем. Ключ к решению проблемы разоружения – это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе общечеловеческих интересов и ценностей. Безъядерный и ненасильственный мир не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие решения всех остальных глобальных проблем.

Особую роль в глобальной ситуации играет проблема преодоления резкого различия в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и стран т.н. «третьего мира». Она сложилась в силу причин исторического характера, как результат существования в прошлом колониальной системы, уродливого разделения труда, неэквивалентного обмена и, как следствие, несправедливого распределения доходов в мировой экономике и политике. Современные процессы передела глобального рынка не меняют сути дела, изменяя лишь формы все усиливающейся зависимости развивающихся стран от развитых держав. Разрыв в уровне и качестве жизни сохраняется и закрепляется. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих двух групп стран составляет 60: 1. Смертность в развитых странах равна 6 – 7 человек на одну тысячу населения, а в развивающихся странах > 12, соответственно различается и средняя продолжительность жизни. Осознание несправедливости такого положения дел, ответственность индустриально развитого мира за эту несправедливость стимулируют мощные процессы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений, требуют установления нового экономического порядка.

Экологическая проблема стала глобальной во второй половине ХХ в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества, которая привела к экологическому кризису, разрушению биосферы как естественной среды обитания человечества, что поставило под вопрос само существование жизни на Земле, включая и самого человека. Очевидно интенсивное загрязнение окружающей среды: воздуха, земли, водных ресурсов. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 130 млн. тонн золы. За последние 100 лет концентрация углекислого газа в атмосфере возросла на 15 – 18 %. Исчезают огромные массивы водных ресурсов, происходит их интенсивное загрязнение. Из-за неправильной обработки и иных антропных причин разрушается почва: 30 % территории нашей планеты уже являются пустыней и ежегодно к этому прибавляются еще 6 млн. га. земли. Стремительно вырубаются леса – основной источник атмосферного кислорода. Ежегодно исчезает 11 млн. га. леса. В результате промышленной деятельности наблюдается явное потепление климата на планете, расширяются «озоновые дыры», количественно и качественно уменьшается флора и фауна, возрастает радиационный фон. Рост техногенных катастроф и военная деятельность государств еще сильнее ухудшают состояние биосферы.

Суть экологического кризиса: антропогенная нагрузка на природу существенно превосходит возможности ее сопротивляемости и самовосстановления. Основная его причина – неограниченная экспансия человека в природную среду, его эгоизм и потребительское отношение к природе. В настоящее время человечество стало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и расходованием природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла. Достичь этого можно, если в основу деятельности человечества будут положены следующие принципы:

ü принцип коэволюции, т.е. партнерского сосуществования природы и человека;

ü принцип устойчивого развития человечества, т.е. управляемый процесс дальнейшего развития при обязательном сохранении жизни на Земле;

ü принцип новой экологической политики;

ü принцип экологической нравственности, в основе которой лежит экологический императив: «относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе».

Расширяющиеся темпы и масштабы развития все более остро проблему обеспечения человечества сырьевыми ресурсами и источниками энергии. Она обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов. Подсчитано, что при современных темпах потребления невозобновляемых ресурсов (нефти, угля, природного газа, всевозможных руд и минералов) человечеству хватит их лишь на обозримую перспективу – от нескольких десятков лет до сотни лет. При этом большинство известных запасов сосредоточено в месторождениях с трудными условиями добывания, да и руды довольно бедные, что делает добычу высокозатратной. Поэтому сегодня перед человечеством встают задачи рационального использования сырья, создания безотходных производств, повышения коэффициента использования сырья, создания сырьевых материалов искусственным путем, налаживания вторичной переработки отходов производства и т.п.

Растущие потребности человека в энергии, при исчерпании и ограниченности ее естественных источников заставляют человечество искать новые нетрадиционные источники энергии в виде энергии приливов и отливов, энергии Солнца, подземного тепла, а также создавать энергосберегающие технологии и снижать ее непроизводительные потери.

К числу актуальных глобальных проблем относится и неконтролируемый рост населения, который создает во многих странах и регионах избыточную перенаселенность. По экспертным оценкам, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и иные ресурсы могут обеспечить достойную жизнь только 1 миллиарду человек. А за последнее тысячелетие население Земли увеличилось в 15 раз и сегодня превышает 6 млрд. чел. При этом первое удвоение произошло за 700 лет, второе – за 150 лет, третье – за 100 лет и последнее – менее чем за 40 лет. Беспрецедентный рост населения Земли в ХХ в. – «демографический взрыв» – стал результатом стихийного и неравномерного общественного развития и глубоких социальных противоречий. В первую очередь это касается развивающихся стран, на которые приходится > 90 % прироста мирового населения. Там одновременно сосуществуют высокая смертность (на уровне начала ХХ в.) и высокая рождаемость, типичная для XVIII в. Вместе с тем по уровню производительности труда и доходу на душу населения, по урожайности агрокультур и эффективности сельского хозяйства, по грамотности населения и общему культурному уровню подавляющее большинство народов этих стран живет еще где-то в XIX в.

Перед развитыми странами демографическая проблема стоит как бы с обратным знаком. Там, на фоне роста доли людей преклонного возраста наблюдается значительное снижение рождаемости, которая теперь не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. Это, в свою очередь, порождает определенные трудности в сфере национального самосознания, осуществления социальных программ, пенсионного обеспечения и т.п.

Учитывая современные приросты населения, ученые прогнозируют увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд. чел, а в перспективе – до 12 – 20 млрд. чел. Это резко обострит проблемы питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим отрицательным последствиям. Только переход в перспективе к управляемому мировому демографическому процессу способен предотвратить надвигающуюся катастрофу.

Беспрецедентный рост народонаселения, экологический кризис, несправедливость мировых экономических отношений и пр. породили продовольственную проблему. По данным ООН, 20 % населения Земли голодает, 60 % обеспечены несбалансированным питанием и только 20 % обеспечены полноценным питанием. Продовольствие все более превращается в эффективный инструмент социально-экономического и политического давления. По существу оно превратилось в «оружие», направленное против наиболее бедных стран.

Процессы демографического кризиса, роста бедности, голода и др. во многом связаны с проблемами образования. Прогресс современного общества невозможен вне овладения новейшими технологиями деятельности, которые основаны на последних достижениях науки. Их внедрение требует высокого уровня образованности населения. Современное образование требует значительных затрат, которые развивающиеся страны не могут себе позволить. В результате, если в относительном (процентном) отношении число неграмотных в мире неуклонно уменьшается, то в абсолютных числах оно растет. К тому же растет и функциональная неграмотность, вызванная тем, что реальный уровень образования все большего количества людей не соответствует тем требованиям, которые предъявляют новейшие технологии и компьютерная техника, в целом условия современного общества. К тому же в большинстве стран мира до сих пор отсутствует равный доступ к образованию, что является дополнительным источником социальной напряженности.

Численность населения, условия его проживания, а также состояние окружающей среды связаны с еще одной глобальной проблемой – проблемой здравоохранения. Новая глобальная ситуация привела к глубоким изменениям в структуре заболеваемости населения земного шара. Для экономически развитых стран доминирующими стали «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые, психические, болезни органов дыхания, травматизм, онкологические заболевания, СПИД и др. Для развивающихся стран доминирующими остаются инфекционные и паразитарные болезни, обусловленные нищетой, санитарной и общей неграмотностью населения. Вместе с тем мощные грузопотоки между странами, активная миграция людей, расширяющиеся экономические связи обрели сегодня планетарный характер, резко увеличив возможности и скорости распространения многих инфекционных заболеваний из развивающихся стран. Перед человечеством стоит глобальная проблема разработки эффективной стратегии борьбы со всеми формами патологии, создания действенных систем международного и национального здравоохранения и систем массового оздоровления населения.

 

Решение глобальных проблем возможно, но лишь

1. при непременном осознании их остроты и масштабов возможных негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое глобальное мышление, т.е. осознание того, что все страны и народы – это, по сути, члены единого экипажа с общими интересами. Это глобальное человечество.

2. Выживание человечества возможно исключительно на основе отказа от насилия в политике и международных отношениях, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над социальными и национальными интересами.

3. Решение глобальных проблем возможно также при обязательном переходе к устойчивому и направляемому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль всего человечества.

4. Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», предполагающего изменение ценностных ориентаций и установок, психологии и мировоззрения людей в сторону альтруизма, отказа от непомерных амбиций, психологии покорения природы, на бережное отношение к Природе, сохранение Жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, приспосабливая к этому свой духовный и физический опыт. Идти к гармонии между Человеком и Миром, идти в новый Мир с новым Человеком.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия начинается с отделения себя от божественной мудрости

Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека Философия как основа мировоззрения Выделяют несколько типов... мифологическое мировоззрение это пониманием мира как арены борьбы... философия выступает одним из типов мировоззрения Философское мировоззрение это рационально теоретический взгляд на...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глобальная ситуация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древняя Индия
  Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всех школ древнеиндийской философии. К числу этих сквозных идейдревнеиндийского мировоззрения отн

Типология направлений индийской философии.
На основе Вед и брахманизма сформировались разнообразные школы древнеиндийской философии. В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам

Древний Китай
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало и специфика китайского философского мышления уходят своими корнями в мифологическое мышление

Теоцентризм средневековой философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философ

Наукоцентризм в философии Нового времени.
Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества

Спиноза. Лейбниц
Голландский философ БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 - 1677) преодолевает дуализм Декарта, введя понятие единой и бесконечной субстанции, которую он называл Богом или Природой Но это не Бог теистическ

Ф. Просвещения.
18 век вошел в историю как век ПРОСВЕЩЕНИЯ. Его девиз «имей мужество пользоваться своим собственным умом». Оно представляло широкое идейно-теоретическое течение, сформир

Английская эмпирическая философия Нового времени
. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейск

Иррационалистическая ф.
  Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др. явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему течением явился иррационализм,

Психоаналитическая философия
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939)– австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятел

Русская средневековая философия
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.): · Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России); · Слабое внимание вопроса

Русское возрождение
Второй период русской философии – Возрождение: М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противореч

Русский космизм
Философия космизма. Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вс

Толстой и Достоевский
Русская философия второй половины Х1Х века: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое

XIX-начало XX
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.: В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядо

Русские естествоиспытатели)))
Философские идеи русских естествоиспытателей: И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособл

Категория бытия)))))))
  В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение

Картины мира
Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих ве

Материя
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то

Движение
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможн

Пространстранство и время
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризирующий протяже

Антропология
Вторая половина 20 и начало 21 века характеризуются нарастающей критикой науки, и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознанием его ограниченности, что приво

Проблема антропогенеза
Вопрос о происхождении человека является одним из наиболее трудных в философии и науке. Он не имеет однозначного ответа. Религия утверждает идею божественного происхождения человека, идеализ

Философия медицины
1. Проблема органической причинности Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма

Сознание
Каждому человеку представляется самоочевидным, что него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несомненным ему представляется существов

Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг
Хотя наличие сознания ни у кого не вызывает сомнений, попытки адекватно выразить его содержание в языке, привели к тому, что, говоря об этом феномене, мы пользуемся несколькими терминами, значение

Основные теории сознания
Начиная с 17 века спор об онтологической природе сознания развернулся, прежде всего, рамках парадигмы дуализм – монизм. Родоначальником наиболее последовательной версии дуализма стал

Сознание, самосознание, личность
Понятие сознание» тесно связано с такими понятиями, как «самосознание» и «личность». Обычно под самосознанием понимается способность некоего сознания знать о своих ментальных состояниях. В этом слу

Бессознательное как философская проблема.
Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философск

Индивидуальное и общественное сознание.
Существует ли что-либо кроме индивидуальных сознаний? На этот вопрос положительно отвечает не только Юнг со своим учением о коллективном бессознательном. В античности многие философы признавали сущ

Познание
Познание есть специфический вид духовно-практической деятельности людей по постижению и освоению окружающего мира. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание

Познание
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако нау

Диалектика
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Законы диалектики
Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированн

Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Смысл этого закона состоит в том, что все сущее состоит из противоположных начал, сторон, тенденций, которые, будучи един

Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
Этот закон показывает, как происходит развитие. Он характеризует внутренний механизм движения и развития вещей. Иначе говоря, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от с

Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в друг

Категории диалектики
  Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.Общим между катего

Общество
Термин «общество» может употребляться в разных значениях. В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизне

Анатомия общества
«Анатомия общества» Человеческое общество относится к высшему типу органических систем. Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут сущ

О. как саморазвивающаяся система
«Физиология общества» Признавая многомерность структурной организации общества, социальная теория ставит соей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на

История как действительность общественной жизни.
Сущность и социальную роль любого сколько-нибудь значимого общественного явления можно понять только в том случае, если рассматривать его в единстве с развитием всего общества в рамках всеобщего ис

Культура
Культура схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества. Деятельность человека, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Культура

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. А Кант определил культуру как то и только то, что служит бл

Проблема личности
В философской литературе существуют три термина для характеристики человека: Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповтори

Свобода
Одной их главных ценностей личности является свобода. Свобода – творческая самореализация человека. Свобода имеет две стороны: «свободу от…» и «свободу для…» «Свобода от…» - освобожде

Природа ценностей
Способ существования личности выражают ценности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и н

Техника
  Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований в ней же. Его практически-преобразовательна

Соц. прогнозирование
Будущее благополучие человечества во многом зависит от умения предвидеть негативные последствия своей деятельности, своевременно принимать решения, предотвращающие неблагоприятное развитие ситуации

Этика+89. мораль и нравственность
Мир этики – это мир не сущего, а должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для эти

Биомед. этика
Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разнов

Принципы и правила биоэтики
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же пр

Модели взаимоотношений
Медицинская практика – это сложная система отношений между медиками, пациентами и другими участниками социальных взаимодействий. Модель отношений – это определенный тип социально-м

Смерть и умирание. Эвтаназия
Рассмотрение первого вопроса следует начать с философско-этического содержания проблемы смерти. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизне

Проблема причинности
    Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма может выступить причи

Здоровье и болезнь
Основные понятия медицины – понятия «здоровье» и «болезнь». Это уже некоторые состояния живого, в связи с чем философия медицины во многом представляет из себя дальнейшее развитие общих философских

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги