Рациональное познание или абстрактное мышление.

Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах:

1) понятие;

2) суждение;

3) умозаключение.

Что такое свойства предмета, храбрость, скорость света и так далее понять на уровне чувств познания невозможно. Это возможно только лишь на уровне абстракции, на основе обобщения знаний об отдельных предметах, и его свойствах. Свойства предмета, рассматриваемые отдельно от самого предмета, формируют понятие.

Понятие – это мысль, которая отражает общие и существенные свойства предмета. Понятие обладает как объемом, так и содержанием, и при переходе от единичного понятия ко всеобщему объем увеличился, а содержание сокращается.

Объем– это наличие предметов входящих в то или иное понятие.

Содержание – это наличие признаков предмета. Из понятий формируется суждение. Суждение – это мысль или форма мысли, которая отрицает или утверждает что-либо, о чем-либо. Суждения позволяют установить или раскрыть содержание понятий, выявить закономерности, существующие между понятиями. Из суждения формируется умозаключения.

Умозаключение – это процесс выведения из одних суждений, называющих посылками, других суждений, называющих следствием или заключением. Умозаключения позволяют предвидеть результат за долго до того, как он начнется или закончится. При помощи умозаключений человек получает все новые и новые знания.

Абстрактное мышление – это обобщение и опосредованное отражение действительности. Опосредованный характер абстрактного мышления заключается в том, что:

1) человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытие свойства, связи и отношения предметов;

2) человек получает знания благодаря знанием других людей;

3) постичь истину можно логическим путем, то есть путем умозаключения.

Обобщать – это значить переходить от мыслей об отдельных предметах или группах предметов к мыслям, относящихся к более широкому кругу предметов. Абстрактное мышление тесно связано с языком: понятие, суждение и умозаключение выражается в определенных языковых формах, в предложениях и слово сочетаниях.

Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности; это средство общения между людьми.

Единство чувственного и рационального познания: чтение и речь познание взаимосвязаны.

Чувственное познание характеризует с внешней стороны, с поверхностной; с другой стороны, чувственное познание содержит элемент обобщения, который свойственен как представлению, так и восприятию и ощущению.

Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было лишено содержания и связи с объективным миром, но и ориентирует и обуславливает чувствительное познание. Абстрактное мышление в отличие от чувственного познания позволяет раскрыть существенные свойства предмета, закономерные связи и причинные отношения. Абстрактное мышление осуществляет переход от сущности первого порядка к более высокой сущности. И в этом заключается отличие абстрактного мышления от чувственного познания.

Тема 7. Исторический путь развития человечества.

1. Цивилизационный подход к анализу общества.

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которое не сводится к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизации определяют материальную и духовную жизнь общества, или воздействуют на неё. Каждая цивилизация самобытна, живёт своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Между собой цивилизации взаимодействуют, при этом не теряют собственной уникальности, заимствования могут либо ускорить, либо заметить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации, передаются с помощью термина «Культурный ореол». Специфичность цивилизации предаёт духовный фактор. Особенностью цивилизационного подхода является то что он в определенной степени является противостоящим формационному подходу. Поэтому трактуют цивилизацию как общее обозначение той исторической эпохе, которая приходит на смену варварству и противостоит ему как синоним общества, которое воплощает научный способ, производства и гуманные формы обществ жизни. Поэтому, наряду с этим, понятие цивилизации используют для обозначения качественной специфики той или иной страны, группы стран и так далее на определенном этапе развития. В отличие от формации цивилизация есть конкретное, живое, социальное тело, наделенное культурным своеобразием.

Отличие цивилизации от формации:

1. Для цивилизации характерно указание на преемственность, передачу культуры через механизм традиции.

2. Цивилизация не совпадает с формацией, так как реализует собственную преемственность во времени и другими цивилизациями в пространстве.

3. Цивилизация воплощает непрерывность в истории.

Цивилизация может ограничиваться рамками как национальными (китайская, индийская и другие), так и региональными роликами (Западно-Европейская, Арабская и другие).Зарождаясь на каком-то этапе истории. Эволюции национальная или региональная цивилизация движется вплоть до её распада по ступеням исторической лестницы, задерживались на одних, минуя другие, относительно быстро протаскивая третьи. Наиболее мощные цивилизации складываются на протяжении столетий или даже тысячелетий, вбирал в себя опыт других цивилизаций.

Проблемами цивилизаций занимались Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Питирим Сорокин и другие.

Существуют самые разнообразные критерии определения цивилизации, которое различаются по технико-экономическим параметрам. Из ходя из критериев духа и стиля, ментальности, массового коллективного сознания, мировоззрение и так далее, цивилизация – это собственно социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующиеся всеобщей связью индивидов, то есть первичных базисных общностей, в целях воспроизводства общественного богатства. Такое понимание цивилизации было разработано тайным, в работе «Исследование истории» (12 томов), где он цивилизацию рассматривает на основе фактического материала в форме культурно-исторической монадологии, то есть на основе самозамкнутых дискретных единиц, на которое распадается историческое существование человечества. Такое понимание цивилизации у Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в их взглядах состоит в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признаёт за человеком способность к свободному самоопределению, а динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперёд связан с адекватным ответом на вызов истории.

Адекватный ответ - это заслуга творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.

Возникновение цивилизации, её рост, надлом, упадок и разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.

Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нём существует десятки цивилизаций:

1. Западно – Европейская, распадающееся на Французскую, Английскую, Испанскую и так далее.

2. Северо – Американская;

3. Китайская;

4. Индийская;

5. Латино – Американская;

6. Российская;

7. Африканская;

8. Арабская и другие.

Каждая из этих цивилизаций сложились на разнородной формационной основе, которая сочетает в себе черты феодализма, капитализма, социализма и так далее. В результате количество цивилизаций, существующих в современном мире, превышает количество формаций.

2. Формационный подход к анализу общества.

Формационный подход был разработан марксизмом, он составляет основу материалистического понимания истории.

Формация – это определённый тип общества, цельная социальная система, развивающаяся и функционирующая по своим законам на основе господствующего способа производства.

Основным критерием развития и смены формации является способ производства, который представлен единством производительных сил и производительных отношений.

Различают 5 общественно экономических формаций:

1. Первобытно – общинная.

2. Рабовладельческая.

3. Феодальная.

4. Капиталистическая.

5. Коммунистическая.

Меняется способ производства, вслед за ним и социально – классовая структура общества. Процесс смены формации рассматривается в исторической последовательности при переходе от одной формации к другой.

Основными элементами формации является базис и надстройка.

Базис – это совокупность производственных (производственно экономических) отношений.

Производственные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства средств к жизни.

Надстройка – это совокупность:

1. Идей;

2. Организаций и учреждений;

3. Идеологических отношений.

Производственные отношения идеологические составляют общественные отношения или социальные.

Базис и надстройка взаимодействуют между собой, они неразрывно связаны с понятием, общественно – экономической формации. Базис характерное качественную особенность каждой формации и тем самым отделяет одну формацию от другой. Надстройка указывает на особенности социализаций и духов жизни общества. Поэтому понятие базиса и надстройки вне формации теряют всякий смысл. Каков экономический базис, таковы и господствующие в нём политические, правовые, философские, научные и так далее организации и учреждения и соответствующие им отношения. Но в свою очередь надстройка может обладать отношений самостоятельностью и оказывать активное воздействие на базис.

Существуют и не основные элементы формации: быт, семья, различные исторические общности.

Из определения формации следует различать законы функционирования и различия, которое подразделяется на общие и специфические.

Общие законы – это законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли способа производства в развитии общества).

Специфические законы – это законы, действующие одной или нескольких формации (закон классовой борьбы, закон неравномерного развития хозяйства).

Впервые с формационным подходе было сказано марксизмом в работе немецкой идеологии, в которой всемирная история подразделяется на периоды соответствии с формами собственности, и эти формы собственности выделялись в письменную, античную и феодальную.

Способ производства, представленный производительными силами и производственными отношениями на разных этапах периодизации общества, является разным поэтому не все страны в своём развитии прошли 5 общих экономических формаций.

Производительные силы – это личный элемент или человек и вещный элемент (средство производства, который в свою очередь подразделяется на предметы труда и орудия труда).

Производственное отношение – это отношение, которое складываются объективно в процессе производства средств жизни.

Структура производственных отношений:

1. Это организационно технологические отношения - это отношения кооперации разделения труда и управления.

2. Экономические отношения – это отношения, которое складывается между людьми объективно, непосредственно в процессе производства, обмена, потребления и распределения.

Исходя из структуры экономических отношений, главную роль играют отношения собственности.

Упражнение: Существуют две группы явлений: материальные и идеологические, которые представляют один из элементов общей экономической формации – надстройку, то есть это идеи, организации и учреждения и идеологические отношения. Эти явления определяется экономическим базисом общества. Можно ли эти явления объединить в две группы?

3.Культурологический подход к анализу общества.

Культура – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, способы их создания, хранение и умение передавать из поколения в поколение.

Проблема культуры была разработано Шпенглером в работе «Закат Европы», где он рассматривает культуру не как единую, общечеловеческую, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых определяется на основе собственного прафеномена, то есть способа переживания жизни:

- Индийская;

- Китайская;

- Вавилонская;

- Греко – Римская;

- Египетская;

- Византийско – Арабская;

- Культура майя;

- Пробуждающаяся русско-сибирская.

Каждая культура подчинена жёсткому биологическому ритму, определяющему основные фразы её внутреннего развития. Каждая культура в своём развитии проходит 2 этапа:

1. Восхождение культуры (или собственно культура);

2. Её нисхождение или цивилизация.

Первый этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах общественной жизни (социологической и политической, религиозной и этической, художественной и научной).

Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющий собой окостенение органической жизни и её распад.

Отличие культуры от цивилизации:

1.Цивилизация технологична, функциональна, институциональна, культура – ценностная и связана с постановкой целей.

2.Цивилизация – это усвоение образцов прогресса; культура – это всего лишь способ освоения этих достижений в национальных рамках

3. Культура выражает общее отношение общества к миру, а цивилизация – конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических условиях.

Тема 8. Общество как развивающаяся система.