Критерий прогресса - показатель степени развития общества.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, то что можно считать его критерием.

В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т.е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

Основными формами общественного развития являются эволюция и революция.Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией – резкие переходы от одного состояния к другому.

В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая.

Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы власти.

Научно техническая революция(научная) – это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира.

Техническая революция(технологическая) - это качественное изменение в развитии производительных сил: например, промышленный переворот XVIII – XIX вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Научно- техническая революция– это переворот в сфере науки, то есть превратившая в середине XX в. науку в непосредственную и ведущую производительную силу. Достижения науки и техники стали широко применяться в различных сферах.

Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологической картины мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

3) новозаветный (связан с появлением христианства).

В религиозной модели также есть свой критерий – христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии - неотомизме и у русских религиозных философов.

Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества – это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути движения экономической свободы.

Существуют в истории развития общества и др. подходы к исследованию развития: Карл Ярсперс в 20 в. сформулировал развитие общества в виде «особой» оси (5 в. до н.э.) и 3 великими открытия современности этого периода были Будда, Сократ, Конфуций с их именами связано возникновение трёх великих философов обращенных к проблемам личности. По мнению Ярсперсався история делится на период: доосевых культур, осевых культур.

С современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах:

1) формационный

2) теория стадии роста

Сторонники прогрессистского подхода исходят из трёх основных принципов:

1) признается прогресс в историческом развитии

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная.

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная модель прогрессивного развития.