рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие бытия, субстанции, материи.

Понятие бытия, субстанции, материи. - раздел Философия, Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе В Процессе Осмысления Мира Философия Формирует Фундаментальные Понятия – Кате...

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является бытие –наиболее широкое по объёму и бедное по содержанию понятие, охватывающее всё существующее и выражающее единственное свойство – быть, существовать. Всё, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. Элементарные частицы, растения, животные, космос и т.д. – это бытие – рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. В этом смысле можно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто.

Первые попытки осмыслить понятие бытия были представлены в Древнеиндийской и Древнекитайской философии в I тыс.до н.э.

В Древнеиндийских Ведах(веды – это первые памятники древнеиндийской мысли)и Упанишадах(у упанишады – комментарии к ведам, в которых содержится идея о целостностной духовной субстанции, о бессмертии души, а также материи).

Категория бытия – важнейшая в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты.

Парменидсчитал, что существует единое, неизменное, неподвижное бытие и только оно - истинно сущее. Небытия нет, так как его нельзя мыслить.

Демокрит признавал бытие (атомы) и небытие (пустота). Пустота – такая же реальность, как и атомы, она безгранична и содержит в себе всё существующее.

Гераклитрассматривал огоньв качестве бытия, как вечно становящийся и не потухающий.

Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих истинным бытием, Платон распространяет бытие на идеальное.

Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия.

Атомистическое понимание бытия просуществовало вплоть до XIX века.

ВСредневековой философии выделяется 1. Истинное бытие, бытие Бога., 2 неистинное бытие, бытие сотворенное Богом.

Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии. Как исходная категория философии бытие является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий.

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм,а категорией, выражающей её суть, является субстанция(лат.substantia – сущность, то, что лежит в основе) – неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат.pluralis – множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множество независимых и несводимых друг к другу видов бытия.

Плюралистичны некоторые философские учения Древнего Востока и античности. Например, Эмпедоклсводил всё многообразие вещей к четырём «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому всё состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос». Плюрализм – характерная черта многих течений современной западной философии, в том числе персонализма с его идеей уникальности каждой личности.

Дуализм (лат.dualis – двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р.Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции – Бога.

Монизм(греч.monos – один, единственный) – концепция, признающая основы мира одну субстанцию. Монизм исходит из единого начала. Различают идеалистический и материалистический монизм, в зависимости от того, что признаётся такой основой – духовная или материальная субстанция.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно – эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, её «инобытием», является весь материальный и духовный мир.

Материалистический монизмсчитает материю основой всего существующего. Это позиция характерна для философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения эта система утверждается у Н.Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза отождествляет природу с Богом, рассматривал её как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя, «causa sui» и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами (атрибутами) этой субстанции являются протяженность и мышление. Вместе с тем Спиноза признает её проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л.Фейербах, в русской философии – Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

Существует 2 подхода к пониманию материи:

Физический когда речь идёт о чём – то конкретном. Древнегреческие философы пришли к выводу о том, что существует материал, из которого состоят все вещи. То позднее было, названо субстанцией. Фалес: принимал воду, Пифагор: число, Лейбниц: монада, Демократ: атомы. Атомы обладают различной формой.

Противоположной точки зрения придерживались идеалисты: Платон признавал атомы кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, которую геометрическую форму они занимают, какими математическими идеями они порождаются.

Философский подход к пониманию материи.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Существует 2 варианта аспектов в философии понимания материи:

а) 1) онтологический аспект материя как объективная реальность;

2) гносеологический материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение.

3) заключительная формулировка материя может существовать независимо от ощущений.

б) 1) материя – это то, отражением чего является сознание, мышление человека;

2) материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущение;

3) материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Проблемы пространства и времени в философии. То или иное понимание пространства и времени зависят от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя. Демокрит: вводит понятие «пустого пространства», как необходимого и объективного условия движения атомов. Оно по Демокрит неоднородно и конечно. Аристотель: отвергал существование пустого и однородного пространства. Оно представляет собой систему естественных мест, занимаемых материальными телами. Пространство по Аристотелю ограничено сферой неподвижных звёзд. Время выражает число движений и течёт равномерно. Гегель в рамках идеализма, но глубоко диалектически рассматривал проблему пространства и времени Гегель. Пространство и время действительны только в движении, они определяют друг друга и рассматриваются как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения находятся в потусторонней моще Мирового разума, абсолютной идеи.

Юн, Мах, Кант и другие рассматривали пространство и время с точки зрения субъективного идеализма. Кант пространство и время – это априорные, до опытные и врожденные свойства сознания человека как чистые формы созерцания, благодаря которым явление внешнего мира рассматриваются в пространстве и во времени. Кант считал, что тела имеют определённую геометрическую форму, протяжённость потому что так устроено сознание человека. Авенариус пространство и время – это комплексы упорядоченных рядов ощущений. Ньютон ньютонство абсолютное пространство в своей основе было демокритовой пустотой.

Оно непрерывно, однородно бесконечно, трёхмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – это чистое, однородное, равномерная и непрерывная длительность. Пространство и время не от чего не зависят.

Лейбниц: по Лейбницу ни пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных начал бытия нет. Пространство – это порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, то есть пространство и время зависят от простейших субстанций, монад, которое активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения.

Диалектический материализм: пространство и время – это формы или способы существования материи.

Научный подход: пространство – это объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обладающая взаимным расположением тел, протяжностью, структурностью и сосуществованием.

Время– это объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, длительностью и последовательностью смены их состояний.

В истории философии существует 2 подхода к пространству и времени:

1) Субстанцинальный, когда речь идёт о пространстве и времени как абсолютно неизменных, постоянных, независящих от движущийся материи как чистая последовательность и чистая длительность.

2) Реляционный, где пространство и время рассматриваются как объективные формы существования тел.

2. Понятие движения, развития. Формы движения, их взаимосвязь.

Гераклит:1. всё течёт, всё изменяется;

2.в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Парменид, Зенон Элейский:не признавали движения.

Диалектический материализм. Движение – это форма или способ существования материи.

Субъективный идеализм связывал движения с комплексом ощущений. Прагматизм (Пирс, Дьюи и другие): Пирс движение осуществляется только в понятиях. Объективный идеализм: Гегель понятие движения связывает с развитием; наблюдается развитие абсолютной идеи, которая проходит 3 этапа.

1) развитие абсолютной идеи,

2) превращение и в свою противоположность, природу,

3) завершение развития абсолютной идеи приводит к самосознанию.

Аристотель в работе «Метафизика» связывает понятия движения с категориями места, нахождения, активности и пассивности. Он считает, что движение помимо вещей не существует! Движение вечно, так как оно всегда было и будет. Движение - это переход возможности в действительность. Но в его характеристике движения наблюдается противоречивость относительно источника движения: с одной стороны, движение присуще самим вещам, то есть является самодвижением, с другой стороны, движение Аристотель объясняет с точки зрения перводвигателя (бога).

«Категории» Свойства движения:

1. Объективность – существование вне и независимо от сознания человека.

2. Абсолютность: есть всегда, повсюду.

3. Относительность: антиподом движения является покой – это сохранение свойств, состояний и отношений как материальных, так и идеальных систем.

4. Противоречивость движения.

Формами движения является:

1. Механическая перемещение тел в пространстве.

2. Физическая движение атомов, молекул.

3. Химическая различение реакции.

4. Биологическая обмен веществ.

5. Социальная движение мышления, сознания человека.

Все формы взаимосвязаны между собой. Особенности взаимосвязей:

  1. В основе взаимосвязи лежит принцип исторического развития то есть движения от низшего к высшему, от простого к сложному.
  2. Низшие формы переходят в высшие и преобразуются в них.
  3. Высшие формы не сводятся к низшим, так как носители форм движения разные.

Исходя из особенностей взаимосвязи в основе них (форм) взаимодействия лежат генетический и структурные принципы.

Тема 3. Законы диалектики.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе

Основной вопрос философии и различные варианты его решения... Под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых... Субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие бытия, субстанции, материи.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, уровни мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззренческие вопросы: кем человек создан. Особенность мировых воп

Структура философского знания (ФЗ).
Основными разделами философского знания являются: 1) Онтология: этот раздел изучает бытие и небытие, пространство и время, развитие движения, изменения и так далее. 2) Гносеология

Основные мировоззренческие формы.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология– это форма мировоззрения, возникшая на ранних этапах развития человечества, основой которой является ве

Функции философии.
Связь философии с жизнью проявляется в философиях, которое она выполняет. 1) Мировоззренческая является главной философией, так она совпадает с её содержанием. Эта философия призвана форми

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, противоречия, сущность закона.
Противоположности – такие черты, стороны предмета, которые взаимно – дополняют и взаимоотрицают друг друга, не могут существовать друг без друга. Противоположности применяются: 1)

Это его функции;
это место в определённом процессе. Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой ко

Возможность и действительность, их взаимосвязь.
Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют разные стороны одного и того же предмета. Возможность – это тенденции, предпосылки возник

Природа сознания
Понятие сознания возникло в древности, и оно отождествлялось с понятием души; под душой древние понимали всю совокупность психических процессов: способность видеть, слышать, чувствовать, переживать

Уровни и формы отражения действительности.
Отражение – способность объектов воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. зависимость отражения от отображ

Сознание человека и психика животных.
Сознание человека отличается от психики животных 2 обстоятельствами: 1.Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2.Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью созна

Рациональное познание или абстрактное мышление.
Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

Понятие социальной структуры общества.
Для качественной характеристики общества исследуется понятие социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодейств

Теория социальной стратификации.
В западной социологии на основе классообразующих признаков возникла теория социальной стратификации (при анализе понятия социальной структуры общества), разработанная Питиримом Сорокиным. Данная те

Человек как личность.
Для качественной характеристики личности используется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек - это понятие, относящиеся к человеческому роду в целом и выражающие те социальные ха

Социализация личности.
Процесс формирования личности вне общества вообще не возможен. Социализация – это процесс, начинающийся с детства и продолжающийся всю жизнь; Социализация

Эллинестический.
Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений.
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость

Критерий прогресса - показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует

Формационное развитие общества.
Создателем является Карл Маркс. «Существует пять форм: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Фо

Цивилизационный подход развития общества.
Этот подход основали русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби. Идея цивилизации

Культура и цивилизация.
Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги