Понятие бытия, субстанции, материи.

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является бытие –наиболее широкое по объёму и бедное по содержанию понятие, охватывающее всё существующее и выражающее единственное свойство – быть, существовать. Всё, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. Элементарные частицы, растения, животные, космос и т.д. – это бытие – рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. В этом смысле можно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто.

Первые попытки осмыслить понятие бытия были представлены в Древнеиндийской и Древнекитайской философии в I тыс.до н.э.

В Древнеиндийских Ведах(веды – это первые памятники древнеиндийской мысли)и Упанишадах(у упанишады – комментарии к ведам, в которых содержится идея о целостностной духовной субстанции, о бессмертии души, а также материи).

Категория бытия – важнейшая в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты.

Парменидсчитал, что существует единое, неизменное, неподвижное бытие и только оно - истинно сущее. Небытия нет, так как его нельзя мыслить.

Демокрит признавал бытие (атомы) и небытие (пустота). Пустота – такая же реальность, как и атомы, она безгранична и содержит в себе всё существующее.

Гераклитрассматривал огоньв качестве бытия, как вечно становящийся и не потухающий.

Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих истинным бытием, Платон распространяет бытие на идеальное.

Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия.

Атомистическое понимание бытия просуществовало вплоть до XIX века.

ВСредневековой философии выделяется 1. Истинное бытие, бытие Бога., 2 неистинное бытие, бытие сотворенное Богом.

Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии. Как исходная категория философии бытие является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий.

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм,а категорией, выражающей её суть, является субстанция(лат.substantia – сущность, то, что лежит в основе) – неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат.pluralis – множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множество независимых и несводимых друг к другу видов бытия.

Плюралистичны некоторые философские учения Древнего Востока и античности. Например, Эмпедоклсводил всё многообразие вещей к четырём «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому всё состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос». Плюрализм – характерная черта многих течений современной западной философии, в том числе персонализма с его идеей уникальности каждой личности.

Дуализм (лат.dualis – двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р.Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции – Бога.

Монизм(греч.monos – один, единственный) – концепция, признающая основы мира одну субстанцию. Монизм исходит из единого начала. Различают идеалистический и материалистический монизм, в зависимости от того, что признаётся такой основой – духовная или материальная субстанция.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно – эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, её «инобытием», является весь материальный и духовный мир.

Материалистический монизмсчитает материю основой всего существующего. Это позиция характерна для философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения эта система утверждается у Н.Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза отождествляет природу с Богом, рассматривал её как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя, «causa sui» и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами (атрибутами) этой субстанции являются протяженность и мышление. Вместе с тем Спиноза признает её проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л.Фейербах, в русской философии – Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

Существует 2 подхода к пониманию материи:

Физический когда речь идёт о чём – то конкретном. Древнегреческие философы пришли к выводу о том, что существует материал, из которого состоят все вещи. То позднее было, названо субстанцией. Фалес: принимал воду, Пифагор: число, Лейбниц: монада, Демократ: атомы. Атомы обладают различной формой.

Противоположной точки зрения придерживались идеалисты: Платон признавал атомы кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, которую геометрическую форму они занимают, какими математическими идеями они порождаются.

Философский подход к пониманию материи.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Существует 2 варианта аспектов в философии понимания материи:

а) 1) онтологический аспект материя как объективная реальность;

2) гносеологический материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение.

3) заключительная формулировка материя может существовать независимо от ощущений.

б) 1) материя – это то, отражением чего является сознание, мышление человека;

2) материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущение;

3) материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Проблемы пространства и времени в философии. То или иное понимание пространства и времени зависят от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя. Демокрит: вводит понятие «пустого пространства», как необходимого и объективного условия движения атомов. Оно по Демокрит неоднородно и конечно. Аристотель: отвергал существование пустого и однородного пространства. Оно представляет собой систему естественных мест, занимаемых материальными телами. Пространство по Аристотелю ограничено сферой неподвижных звёзд. Время выражает число движений и течёт равномерно. Гегель в рамках идеализма, но глубоко диалектически рассматривал проблему пространства и времени Гегель. Пространство и время действительны только в движении, они определяют друг друга и рассматриваются как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения находятся в потусторонней моще Мирового разума, абсолютной идеи.

Юн, Мах, Кант и другие рассматривали пространство и время с точки зрения субъективного идеализма. Кант пространство и время – это априорные, до опытные и врожденные свойства сознания человека как чистые формы созерцания, благодаря которым явление внешнего мира рассматриваются в пространстве и во времени. Кант считал, что тела имеют определённую геометрическую форму, протяжённость потому что так устроено сознание человека. Авенариус пространство и время – это комплексы упорядоченных рядов ощущений. Ньютон ньютонство абсолютное пространство в своей основе было демокритовой пустотой.

Оно непрерывно, однородно бесконечно, трёхмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – это чистое, однородное, равномерная и непрерывная длительность. Пространство и время не от чего не зависят.

Лейбниц: по Лейбницу ни пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных начал бытия нет. Пространство – это порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, то есть пространство и время зависят от простейших субстанций, монад, которое активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения.

Диалектический материализм: пространство и время – это формы или способы существования материи.

Научный подход: пространство – это объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обладающая взаимным расположением тел, протяжностью, структурностью и сосуществованием.

Время– это объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, длительностью и последовательностью смены их состояний.

В истории философии существует 2 подхода к пространству и времени:

1) Субстанцинальный, когда речь идёт о пространстве и времени как абсолютно неизменных, постоянных, независящих от движущийся материи как чистая последовательность и чистая длительность.

2) Реляционный, где пространство и время рассматриваются как объективные формы существования тел.

2. Понятие движения, развития. Формы движения, их взаимосвязь.

Гераклит:1. всё течёт, всё изменяется;

2.в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Парменид, Зенон Элейский:не признавали движения.

Диалектический материализм. Движение – это форма или способ существования материи.

Субъективный идеализм связывал движения с комплексом ощущений. Прагматизм (Пирс, Дьюи и другие): Пирс движение осуществляется только в понятиях. Объективный идеализм: Гегель понятие движения связывает с развитием; наблюдается развитие абсолютной идеи, которая проходит 3 этапа.

1) развитие абсолютной идеи,

2) превращение и в свою противоположность, природу,

3) завершение развития абсолютной идеи приводит к самосознанию.

Аристотель в работе «Метафизика» связывает понятия движения с категориями места, нахождения, активности и пассивности. Он считает, что движение помимо вещей не существует! Движение вечно, так как оно всегда было и будет. Движение - это переход возможности в действительность. Но в его характеристике движения наблюдается противоречивость относительно источника движения: с одной стороны, движение присуще самим вещам, то есть является самодвижением, с другой стороны, движение Аристотель объясняет с точки зрения перводвигателя (бога).

«Категории» Свойства движения:

1. Объективность – существование вне и независимо от сознания человека.

2. Абсолютность: есть всегда, повсюду.

3. Относительность: антиподом движения является покой – это сохранение свойств, состояний и отношений как материальных, так и идеальных систем.

4. Противоречивость движения.

Формами движения является:

1. Механическая перемещение тел в пространстве.

2. Физическая движение атомов, молекул.

3. Химическая различение реакции.

4. Биологическая обмен веществ.

5. Социальная движение мышления, сознания человека.

Все формы взаимосвязаны между собой. Особенности взаимосвязей:

  1. В основе взаимосвязи лежит принцип исторического развития то есть движения от низшего к высшему, от простого к сложному.
  2. Низшие формы переходят в высшие и преобразуются в них.
  3. Высшие формы не сводятся к низшим, так как носители форм движения разные.

Исходя из особенностей взаимосвязи в основе них (форм) взаимодействия лежат генетический и структурные принципы.

Тема 3. Законы диалектики.