рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Это его функции;

Это его функции; - раздел Философия, Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе Это Место В Определённом Процессе. Количест...

это место в определённом процессе.

Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой количественные изменения накапливаясь приводят к качественным в роликах границы меры. Мера – это единство количества и качества. Качественные изменения происходят в виде скачка. Скачок – это переход от одной меры к другой или от одного качества к другому.

Скачки бывают эволюционными и революционными.

Эволюция – это изменение предмета, при котором меняются не существенные свойства предмета и сохраняются основные свойства.

Революция – это полное изменение предмета, его свойств, структуры и закономерностей.

Сущность закона:

1.Количественные изменения приводят к качественным по достижению определённого момента, которым являются границы меры.

2.Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. Закон отрицание отрицания.

Каждый предмет обладает как исходным пунктом, так и его результатом, который является исходным пунктом дальнейшего процесса. Так происходит в обществе, природе, мышлении. Одни явления уходят, отмирают, на смену им приходят новые, и в этом проявляются связь старого и нового в процессе развития, то есть отрицания.

Отрицание – это связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и вместе с тем сохраняет некоторые черты старого.

Двойное отрицание: Но повторение в новом некоторых черт и особенностей старого необязательного имеет место сразу, оно может происходит через одного, 2, 3, 4 и более отрицаний, ведь новое не всегда остаётся новым, со временем оно так же устаревает и заменяется (отрицается) другим явлением. Данное отрицание по отношению к первому является отрицанием отрицания.

В процессе отрицания происходит развития предмета.

Развитие – это изменение предмета, при котором последующие стадии процесса не просто включают в себя в преобразованном виде некоторые положительные черты старого, но и имеют тенденции сохранять черты старого.

Из старого в новое включается то, что соответствует новым изменившимся условиям. Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным.

Сущность закона заключается в том, что в процессе развития предмета наблюдается его преемственность, а так же противоречивый характер и самое главное, развитие носит спиралевидный характер. Данный закон показывает направленность развития предмета.

Тема 4. Диалектика и категории.

1. Метафизика и диалектика.

В античности под диалектикой понимали искусство ведения спор или учёную беседу. Истина в таком понимании достигалась путём столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в лексикон понятия «диалектика» ввёл Сократ.

Аристотель считал диалектику наукой, о вероятных мнениях. Так он называл часть своего учения «первой» философией или мудростью.

В средние века и Новое время под диалектикой понимали формальную логику. С н. XIX в. После создания Гегелем «универсальной теории познания» и «Учения о бытие» диалектикой стали называть всеобщий метод познании, которой рассматривал все предметы и явление во взаимосвязи и взаимодействии.

Диалектика и метафизика является всеобщими (универсальными) методами познания. Термин «метафизика» имеет 2 основных значения:

1) Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия;

2) Метафизика – это метод познания, рассматривающий предметы и явление как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.

Термин «метафизика» (греч.), «мета» после, «физика» - физика. Этот термин появился в V в. До н.э. когда греческий философ Андроник Радосский упорядочивал философские трактаты Аристотеля объединил в одно целое его труды «О первых родах сущего» и назвал их «Метафизикой». Отсюда термин «метафизика стал синонимом слова «философия» (так было до середины XIX в).

С XVII – XVIII вв. за метафизикой закрепилось слово «умозрительное» - отвлечённое от конкретности внеопытное знание.

После создания Гегелем в н. XIX в. «Диалектического учения» метафизика приобрела значения старой или диалектической философии.

А согласно теории марксизма метафизика – это антидиалектический метод познания, то есть метафизика рассматривает предметы как статичные, неподвижные и, с другой стороны, составные части неподвижной картины мира не зависят друг от друга и могут рассматривать, диалектика же рассматривает.

Диалектика и метафизика возникли в античности, расцвет метафизики приходится на XVII – XVIII вв, расцвет диалектики на XIX – XX вв.

Крупнейшим достижением метафизики является открытие законов механического движения, то есть пространственное перемещение тел.

Наибольшего расцвета диалектический метод достиг в области обществознания. Содержанием диалектики является основные принципы, законы и категории.

Мышление человека диалектично по своей природе. Принципами диалектики является принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип всеобщий связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всеми. Под связями понимается зависимость между явлениями, но связь не существует без взаимодействия, которое раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга. Без взаимодействия невозможно раскрыть, понять свойства предметов.

Принцип развития является результатом принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в мире находится в изменении и в развитии, а развитие в свою очередь есть необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, приводящие к возникновению нового качества.

Источником развития с точки зрения диалектики является борьба противоположностей, то есть противоречие. А с точки зрения метафизики источником развития является внешние воздействие.

Одни философы считали, что диалектическое противоречие свойственно природе, обществу, мышлению. Другие считали, что противоречие характеризует мышление, то есть логическое противоречие (апории Зенона).

Наиболее существенные связи и отношения отражаются в философских категориях.

2. Понятие философских категорий.

Впервые учения о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту категории – это априорные, то есть доопытные формы рассудка, которое характеризуют структуру мышления субъекта познания.

Наиболее диалектическое понимание категории и их обоснование получило в работах Гегеля в идеаместической интерпритации. Гегель на словах, но не на деле признавал объективный характер категорий, но считал их ступеньками, моментами абсолютной идеи.

Субъективный идеализм (в том числе и Кант) считали, что до того как человек начинает познавать окружающую действительность, в его сознании уже имеются категории причинности, необходимости и так далее, которые якобы упорядочивают хаотический мир явления.

В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания, то есть категории являются моментами развития абсолютной истины.

В ряде современных теорий категориям не уделяется внимания. Так в экзистенциализме и неопозитивизм обращается, в первую очередь, внимание на анализ не категорий, а терминов языка.

Основными категориями современной диалектики является сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура, целое и часть единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие, необходимость и случайность, свобода и необходимость, прерывность и непрерывность, количество и качество и другое..

Категории – это философские понятия, которые отражают связи, стороны и свойства реальной действительности.

3. Причина и следствие.

Их взаимосвязь. Причина – это то что, вызывает к жизни или видоизменяет какое – то явление.

Следствие – это то, что возникает под действием причины. Причина и следствие взаимосвязаны. Причинно следственные связи не стоит путать:

  1. Со связями вообще, которые носят временной последовательный характер.
  2. Со структурными связями (язык и мышление).
  3. С условиями, которое является необходимыми для протекания процесса и которые, только лишь влияют на скорость его протекания.

Причинно следственные связи необходимо отличать от повода. Повод – это явление, которое непосредственно не порождает следствие, но влияет на механизм его протекания. Причинно следственные связи носят необходимый, всеобщий характеров. В процессе взаимодействия причина и следствие могут меняться местами, то есть причина становится следствием, а следствие причиной, но уже в других отношениях.

  1. Необходимость и случайность.

Их взаимодействия. Необходимость и случайность связаны с причинно следственными отношениями.

Необходимость – это преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь явлений; это изменение предмета, которое обусловлено внутренней природой самого объекта, которое отражает обязательность его существования.

Случайность – это категория, которая отражает внешние, несущественные в данном отношении и неустойчивые связи предметов; это способ преобразования возможности в действительность в виде нескольких возможностей.

Познание предмета происходит через единичное, случайное ко всеобщему, необходимому. Необходимость и случайность взаимосвязаны. Необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей и проявляется в ней, то есть необходимость в таком случае проявляет себя как закон.

Закон – это общая, необходимая, относительно устойчивая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Необходимость и случайность причинно обусловлены, но их причины неодинаковы по своей природе. Причины необходимости связаны с внутренней природой самого объекта, с его структурой они вытекают из сути самого объекта. Причины случайность, как правило, вытекают из внешней природы объекта, из взаимодействия предметов между собой.

Необходимость и случайность, их взаимодействие, границы их взаимосвязи, деление причин на внешние и внутренние говорят о том, что способы их взаимодействия могут иметь как абсолютный, так и относительный характер.

Случайность проявляется через необходимость, конкретизирует и обогащает её, и тем самым позволяет выявить некоторые моменты в необходимости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе

Основной вопрос философии и различные варианты его решения... Под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых... Субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Это его функции;

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, уровни мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззренческие вопросы: кем человек создан. Особенность мировых воп

Структура философского знания (ФЗ).
Основными разделами философского знания являются: 1) Онтология: этот раздел изучает бытие и небытие, пространство и время, развитие движения, изменения и так далее. 2) Гносеология

Основные мировоззренческие формы.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология– это форма мировоззрения, возникшая на ранних этапах развития человечества, основой которой является ве

Функции философии.
Связь философии с жизнью проявляется в философиях, которое она выполняет. 1) Мировоззренческая является главной философией, так она совпадает с её содержанием. Эта философия призвана форми

Понятие бытия, субстанции, материи.
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается э

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, противоречия, сущность закона.
Противоположности – такие черты, стороны предмета, которые взаимно – дополняют и взаимоотрицают друг друга, не могут существовать друг без друга. Противоположности применяются: 1)

Возможность и действительность, их взаимосвязь.
Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют разные стороны одного и того же предмета. Возможность – это тенденции, предпосылки возник

Природа сознания
Понятие сознания возникло в древности, и оно отождествлялось с понятием души; под душой древние понимали всю совокупность психических процессов: способность видеть, слышать, чувствовать, переживать

Уровни и формы отражения действительности.
Отражение – способность объектов воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. зависимость отражения от отображ

Сознание человека и психика животных.
Сознание человека отличается от психики животных 2 обстоятельствами: 1.Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2.Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью созна

Рациональное познание или абстрактное мышление.
Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

Понятие социальной структуры общества.
Для качественной характеристики общества исследуется понятие социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодейств

Теория социальной стратификации.
В западной социологии на основе классообразующих признаков возникла теория социальной стратификации (при анализе понятия социальной структуры общества), разработанная Питиримом Сорокиным. Данная те

Человек как личность.
Для качественной характеристики личности используется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек - это понятие, относящиеся к человеческому роду в целом и выражающие те социальные ха

Социализация личности.
Процесс формирования личности вне общества вообще не возможен. Социализация – это процесс, начинающийся с детства и продолжающийся всю жизнь; Социализация

Эллинестический.
Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений.
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость

Критерий прогресса - показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует

Формационное развитие общества.
Создателем является Карл Маркс. «Существует пять форм: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Фо

Цивилизационный подход развития общества.
Этот подход основали русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби. Идея цивилизации

Культура и цивилизация.
Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги