Это его функции;

это место в определённом процессе.

Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой количественные изменения накапливаясь приводят к качественным в роликах границы меры. Мера – это единство количества и качества. Качественные изменения происходят в виде скачка. Скачок – это переход от одной меры к другой или от одного качества к другому.

Скачки бывают эволюционными и революционными.

Эволюция – это изменение предмета, при котором меняются не существенные свойства предмета и сохраняются основные свойства.

Революция – это полное изменение предмета, его свойств, структуры и закономерностей.

Сущность закона:

1.Количественные изменения приводят к качественным по достижению определённого момента, которым являются границы меры.

2.Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. Закон отрицание отрицания.

Каждый предмет обладает как исходным пунктом, так и его результатом, который является исходным пунктом дальнейшего процесса. Так происходит в обществе, природе, мышлении. Одни явления уходят, отмирают, на смену им приходят новые, и в этом проявляются связь старого и нового в процессе развития, то есть отрицания.

Отрицание – это связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и вместе с тем сохраняет некоторые черты старого.

Двойное отрицание: Но повторение в новом некоторых черт и особенностей старого необязательного имеет место сразу, оно может происходит через одного, 2, 3, 4 и более отрицаний, ведь новое не всегда остаётся новым, со временем оно так же устаревает и заменяется (отрицается) другим явлением. Данное отрицание по отношению к первому является отрицанием отрицания.

В процессе отрицания происходит развития предмета.

Развитие – это изменение предмета, при котором последующие стадии процесса не просто включают в себя в преобразованном виде некоторые положительные черты старого, но и имеют тенденции сохранять черты старого.

Из старого в новое включается то, что соответствует новым изменившимся условиям. Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным.

Сущность закона заключается в том, что в процессе развития предмета наблюдается его преемственность, а так же противоречивый характер и самое главное, развитие носит спиралевидный характер. Данный закон показывает направленность развития предмета.

Тема 4. Диалектика и категории.

1. Метафизика и диалектика.

В античности под диалектикой понимали искусство ведения спор или учёную беседу. Истина в таком понимании достигалась путём столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в лексикон понятия «диалектика» ввёл Сократ.

Аристотель считал диалектику наукой, о вероятных мнениях. Так он называл часть своего учения «первой» философией или мудростью.

В средние века и Новое время под диалектикой понимали формальную логику. С н. XIX в. После создания Гегелем «универсальной теории познания» и «Учения о бытие» диалектикой стали называть всеобщий метод познании, которой рассматривал все предметы и явление во взаимосвязи и взаимодействии.

Диалектика и метафизика является всеобщими (универсальными) методами познания. Термин «метафизика» имеет 2 основных значения:

1) Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия;

2) Метафизика – это метод познания, рассматривающий предметы и явление как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.

Термин «метафизика» (греч.), «мета» после, «физика» - физика. Этот термин появился в V в. До н.э. когда греческий философ Андроник Радосский упорядочивал философские трактаты Аристотеля объединил в одно целое его труды «О первых родах сущего» и назвал их «Метафизикой». Отсюда термин «метафизика стал синонимом слова «философия» (так было до середины XIX в).

С XVII – XVIII вв. за метафизикой закрепилось слово «умозрительное» - отвлечённое от конкретности внеопытное знание.

После создания Гегелем в н. XIX в. «Диалектического учения» метафизика приобрела значения старой или диалектической философии.

А согласно теории марксизма метафизика – это антидиалектический метод познания, то есть метафизика рассматривает предметы как статичные, неподвижные и, с другой стороны, составные части неподвижной картины мира не зависят друг от друга и могут рассматривать, диалектика же рассматривает.

Диалектика и метафизика возникли в античности, расцвет метафизики приходится на XVII – XVIII вв, расцвет диалектики на XIX – XX вв.

Крупнейшим достижением метафизики является открытие законов механического движения, то есть пространственное перемещение тел.

Наибольшего расцвета диалектический метод достиг в области обществознания. Содержанием диалектики является основные принципы, законы и категории.

Мышление человека диалектично по своей природе. Принципами диалектики является принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип всеобщий связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всеми. Под связями понимается зависимость между явлениями, но связь не существует без взаимодействия, которое раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга. Без взаимодействия невозможно раскрыть, понять свойства предметов.

Принцип развития является результатом принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в мире находится в изменении и в развитии, а развитие в свою очередь есть необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, приводящие к возникновению нового качества.

Источником развития с точки зрения диалектики является борьба противоположностей, то есть противоречие. А с точки зрения метафизики источником развития является внешние воздействие.

Одни философы считали, что диалектическое противоречие свойственно природе, обществу, мышлению. Другие считали, что противоречие характеризует мышление, то есть логическое противоречие (апории Зенона).

Наиболее существенные связи и отношения отражаются в философских категориях.

2. Понятие философских категорий.

Впервые учения о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту категории – это априорные, то есть доопытные формы рассудка, которое характеризуют структуру мышления субъекта познания.

Наиболее диалектическое понимание категории и их обоснование получило в работах Гегеля в идеаместической интерпритации. Гегель на словах, но не на деле признавал объективный характер категорий, но считал их ступеньками, моментами абсолютной идеи.

Субъективный идеализм (в том числе и Кант) считали, что до того как человек начинает познавать окружающую действительность, в его сознании уже имеются категории причинности, необходимости и так далее, которые якобы упорядочивают хаотический мир явления.

В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания, то есть категории являются моментами развития абсолютной истины.

В ряде современных теорий категориям не уделяется внимания. Так в экзистенциализме и неопозитивизм обращается, в первую очередь, внимание на анализ не категорий, а терминов языка.

Основными категориями современной диалектики является сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура, целое и часть единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие, необходимость и случайность, свобода и необходимость, прерывность и непрерывность, количество и качество и другое..

Категории – это философские понятия, которые отражают связи, стороны и свойства реальной действительности.

3. Причина и следствие.

Их взаимосвязь. Причина – это то что, вызывает к жизни или видоизменяет какое – то явление.

Следствие – это то, что возникает под действием причины. Причина и следствие взаимосвязаны. Причинно следственные связи не стоит путать:

  1. Со связями вообще, которые носят временной последовательный характер.
  2. Со структурными связями (язык и мышление).
  3. С условиями, которое является необходимыми для протекания процесса и которые, только лишь влияют на скорость его протекания.

Причинно следственные связи необходимо отличать от повода. Повод – это явление, которое непосредственно не порождает следствие, но влияет на механизм его протекания. Причинно следственные связи носят необходимый, всеобщий характеров. В процессе взаимодействия причина и следствие могут меняться местами, то есть причина становится следствием, а следствие причиной, но уже в других отношениях.

  1. Необходимость и случайность.

Их взаимодействия. Необходимость и случайность связаны с причинно следственными отношениями.

Необходимость – это преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь явлений; это изменение предмета, которое обусловлено внутренней природой самого объекта, которое отражает обязательность его существования.

Случайность – это категория, которая отражает внешние, несущественные в данном отношении и неустойчивые связи предметов; это способ преобразования возможности в действительность в виде нескольких возможностей.

Познание предмета происходит через единичное, случайное ко всеобщему, необходимому. Необходимость и случайность взаимосвязаны. Необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей и проявляется в ней, то есть необходимость в таком случае проявляет себя как закон.

Закон – это общая, необходимая, относительно устойчивая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Необходимость и случайность причинно обусловлены, но их причины неодинаковы по своей природе. Причины необходимости связаны с внутренней природой самого объекта, с его структурой они вытекают из сути самого объекта. Причины случайность, как правило, вытекают из внешней природы объекта, из взаимодействия предметов между собой.

Необходимость и случайность, их взаимодействие, границы их взаимосвязи, деление причин на внешние и внутренние говорят о том, что способы их взаимодействия могут иметь как абсолютный, так и относительный характер.

Случайность проявляется через необходимость, конкретизирует и обогащает её, и тем самым позволяет выявить некоторые моменты в необходимости.