Методические рекомендации

1. Философия Нового времени сформировалась на базе философии эпохи Возрождения. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных фактов, а определенных целостных систем. В философии Нового времени учеными ставится вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической проблематики.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового времени, которая повлияла на характер философского мышления времени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания, вызывают развитие теоретического мышления. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления всего Нового времени. Помимо гносеологических проблем в философии Нового времени разрабатываются проблемы субстанции, человека, общества и его истории, в которой признается прогрессивное развитие.

Идеи значимости разума и просвещения и на этой основе дальнейшего совершенствования общества и государства будут будоражить умы мыслителей Нового времени.

При подготовке к первому вопросу следует уяснить, что семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, которая переживает период своего становления. Развитие науки и социальных преобразований (формирование капиталистических производственных отношений, секуляризация общественной мысли и жизни) вызвали к жизни и новую ориентацию философии. В философии XVII-XVIII веков гносеологическая проблематика преобладает над онтологической, отчетливо выражен интерес к методологии научного познания, критике религии и теологии, четко прослеживается просветительская направленность и вера в прогрессивное развитие человечества.

Эти специфические черты отражаются и на основных проблемах философии этого периода, во-первых, гносеологических: выяснение границ обыденного, научного и философского познания, соотношение чувственного и рационального познания, разработка методологии познания, проблема истины и классификации наук; во-вторых, онтологические, соотношение единого и многого в субстанции, и, наконец, социальные, соотношение природного и культурного в человеке, выявление сущности права и государства.

В последующих вопросах семинара данные проблемы следует осмыслить. Поскольку проанализировать подробно философские системы данной эпохи не представляется возможным, поэтому следует обратиться к сущности альтернативных гносеологических направлений и наиболее ярким философским системам.

2. При ответе на второй вопрос следует уяснить понятия «эмпиризм» и «сенсуализм», основные идеи данных направлений развивались в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма. Родоначальником эмпиризма является Ф. Бэкон. Кроме того, он один из первых мыслителей, провозгласивший значимость науки в жизни человека и общества. В его философии следует изучить понимание предмета философии, сущность науки и структуру познания, а также значимость методологии в познании. Главным методом развития науки Ф. Бэкон считал индукцию, опирающуюся на опыт, полученный в результате наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опытное знание и недооценивал роль теории.

Подводя итог рассмотрению сущности эмпиризма Нового времени, можно сказать, что он не решил проблемы происхождения всеобщих идей. Более того, в крайних субъективистских вариантах, он вообще пришел не только к отрицанию возможности познать мир, но и выразил сомнение в его существовании, что дало повод английскому философу Б. Расселу заявить: «Д. Юм развил эмпирическую философию Локка и Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно».

3. Готовясь к третьему вопросу, обратите внимание на дуалистическую трактовку субстанции в философии Р. Декарта. Выясните понимание им предмета философии и ее места в системе наук. Кроме того, в концепции Декарта наиболее ярко выражена сущность рационализма: теория врожденных идей и сомнения, интеллектуальной интуиции и, наконец, понимание науки и проблемы классификации наук, сущность дедукции и ее связь с другими методами.

Основным признаком рационализма Декарта можно считать выведение факта существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога; существование понятия; свободу воли. Образцом научного доказательства, по Декарту, является математическое доказательство, опирающееся на априорные истины разума.

4. Четвертый вопрос «Человек и его бытие в философии Просвещения». При подготовке ответа на этот вопрос следует уяснить, что рационалистическое мировоззрение вызвало к жизни феномен Просвещения, который заключается в стремлении изменить жизнь, опираясь на разум, образование и сознательность человека. Человек и его бытие становятся главной проблемой философии. Еще в XVII веке встречаются две противоположные точки зрения на понимания сущности человека: человек-злое, эгоистическое существо, «дикий зверь», наделенный разумом, стремящийся к господству над другими (Т.Гоббс) и человек-доброе, миролюбивое, разумное существо, стремящееся к общению (Дж. Локк). Эти идеи получили дальнейшее развитие в философии XVIII века (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, И. Гердер, Э. Шефстбери).

Предпринятый обзор основных направлений, школ и персоналий философии Нового времени дает основание утверждать, что все философские проблемы решались в перспективе основополагающей мировоззренческой идеи Нового времени — идеи рациональности, согласно которой мир, в принципе, соразмерен человеческому разуму.