Методические рекомендации.

1. Классическая философия была огромным прогрессом теоретической мысли Запада по сравнению со всем предшествующим философским развитием. Но, как и весь прогресс, философский прогресс был глубоко противоречивым: в момент высшего подъема классической философии в ее недрах уже стали действовать тенденции, направленные на ее разложение и отрицание.

В первые десятилетия XIX века в противоположность Гегелю, развивавшему систему абсолютного диалектического идеализма, появляется иррационалистическая философия А. Шопенгауэра, признавшего сущностью всего Мировую волю как бессознательный хаотический порыв. Параллельно деятельности материалиста Л. Фейербаха О. Конт выдвигал свои позитивистские концепции, а Къеркегор пропагандировал иррационалистические идеи христианского предэкзистенциализма. Эти три учение положили начало радикальному изменению характера философствования, смене содержания многих основных понятий и проблем, стиля и манеры философского рассуждения. Так на смену классической философии пришла постклассическая с множеством различных направлений и школ. Причем иногда один и тот же мыслитель может быть отнесен к различным направлениям, ибо в своей философии он синтезирует различные идеи, поэтому процесс изучения философии данного периода достаточно сложен.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на понимание сущности позитивизма, его эволюцию от классического (О. Конт) через эмпириокритицизм (Э. Мах Р. Авенариус), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн) к постпозитивизму (Т. Кун, И. Лакатос). Особо следует осмыслить понимание в позитивизме предмета философии и ее основных проблем, затем вопросы познания и методологии, основные методы (верификация, фальсификация, когеренция, конвенция), разработанные неопозитивизмом, и, наконец, философские проблемы науки и техники.

2. В рамках второго вопроса анализ постклассических течений философской мысли следует начинать с “философии жизни”. Основные представители: Ницше, Дильтей, Шпенглер – в Германии; Бергсон – во Франции. В центре этой философии лежит понятие жизни как целостного органического процесса. Главное в “философии жизни” – это ее противоположность классическому рационализму гегелевского типа. Жизнь нельзя понять с помощью разума, она постигается интуитивно, доступна лишь переживанию. Некоторые идеи “философии жизни” послужили истоками экзистенционализма.

Философия экзистенциализма принципиально пересмотрела предмет философии в противоположность позитивизму и марксизму, поэтому при подготовке к данному вопросу следует обратить внимание на понятие «экзистенция» и сущность экзистенциализма, понимание мыслителями этого направления бытия человека как главной проблемы философии. Следует уяснить как понимается свобода и ее значение в жизни человека, а также значимость социальной среды в развитии и разрушении личности. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Шестов) и атеистический (Сартр, Камю).

3. Третий вопрос семинарского занятия посвящен религиозной философии ХХ столетия. Поскольку религиозные философы представлены по различным направлениям религиозной веры – иудаизм (М.Бубер), протестантизм (К.Барт, П.Тиллих, Р. Нибур), православие (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк), ограничимся в данном случае рассмотрением неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Т. де Шарден). Выясните, что такое неотомизм, его связь с философией Ф. Аквинского. Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Высшей реальностью неотомисты признают “чистое бытие”, понимаемое как духовное, божественное первоначало. Обратите внимание, как понимается предмет философии в неотомизме и соотношение философии с теологией и конкретными науками, попытайтесь проанализировать смогли ли неотомисты приспособить данные современной науки к идеям своей философии. Религиозной философии наших дней принадлежит ряд инициатив в отстаивании общечеловеческих ценностей, обсуждении глобальных проблем, которые не могут быть решены без сотрудничества людей разных убеждений и верований.

4. Следует отметить, главная цель структурализма заключается в выявлении структуры как совокупности отношений, остающихся неизменными при различных изменениях. В противоположность историзму, который рассматривает развитие как процесс разворачивания во времени некой исходной неизменной сущности, структурализм утверждает, что, имея правила преобразований, можно из исходной структуры получить множество объектов и ,наоборот, существующее многообразие может быть сведено к исходным структурам.

Наиболее известными представителями структурализма являются (К.Леви-Стросс, Р.Барт, М.Фуко). В начале 70-х годов структурализм перешел в новую стадию постструктурализма (Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар), где главная задача философствования-осмысление неструктурного в структуре.

Выясните понятие «структура» и «элемент» составляющие основу языка и культуры, а также сущность такого метода как структурно- функциональный анализ, и, наконец, определите предмет понимания философии и ее специфики.

Психоаналитическая философия – направление в философии, сущностью которого является поиск ключа к пониманию общественных явлений, исходя из психики отдельных индивидов или коллективной психики. Данное направление возникает в конце XIX века и получает свое дальнейшее развитие в XX столетии. Философия психоанализа представлена фрейдизмом (З. Фрейд) и неофрейдизмом (К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Всем концепциям психоанализа свойственны общие черты: во-первых, фрейдизм ориентирован на выявление структурных элементов психики как исходных начал жизнедеятельности индивида; во-вторых, бессознательное, носит иррациональный и вневременный характер; в-третьих, сознание занимаем промежуточное положении между бессознательным и социальной сферой, в которой вырабатываются запреты (табу), определяющие поведение индивида в обществе; в-четвертых, собственно философское содержание (онтологическая и гносеологическая проблематика) выносится за скобки.

Философия психоанализа оказала значительное влияние на литературу, искусство, гуманитарную мысль XX века в целом, стимулировав изучение бессознательного.

Этим семинаром завершается изучение западной философии, которая в ходе развития разработала и осмыслила основные философские категории и проблематику. Подводя итог, следует сказать, что к концу ХХ века сложились условно три противоположные точки зрения на понимание предмета философии:

- философия - конкретная, позитивная наука;

- философия - наука об общих законах развития бытия, мышления и одновременно мировоззрение;

- философия - «нечто среднее между наукой и искусством», мировоззрение;