Аналитическая философия: Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн

Идея «аналитической философии» состояла в том, что философия, по Расселу, должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведет к обнаружению подлинной структуры мира

Анализ парадоксов теории множеств и логической семантики Рассел связал со своей теорией дескрипции. «Не позволяйте грамматике диктовать свою волю онтологии».

Л. Витгенштейн

Близко по идеям к позитивизму, особенно к логическому.

Предпосылки:

1)логический поворот, т.е. в конце 19в. произошел взрыв на фронте логики, появляются несколько вариантов логики в т.ч. математическая;

2)лингвистический поворот - со 2-ой пол. 19.в. лингвистика становится на ноги.

Готлоб Фреге(нем. логик, математик 19-20вв) – отец аналитического движения.

1) Предметом логики являются мысли, которые пребывают в особом объективном мире.

1-объективная реальность {2-мир сознаний 3-мир мыслей}-научное мышление

Пример: Т Пифагора, Фреге утверждает, что такие мысли сущ-ют сами по себе (как эйдосы Платона). Эти мысли от людей не зависят и сущ-ют вечно→это особый мир.

2) Научное мышление – это формулирование мыслей на языке. Мысль не изобретена, она лишь получила языковую оболочку.

3) Современная логика должна различать значение и смысл. Треугольник Фреге: вершины-1: имя (знак), 2: значение, всегда имеет отношение к денотату (реальному предмету); 3: смысл (значение, которое относится к др. знаниям в языковом контексте).

У некоторых имен м.б. смысл, но нет значения (пегас – нет денотата, но есть смысл).

Альфред Тарский (польский логик 20в.)

1) Языковые описания истинны, если они соответствуют фактам. Истинное знание и факты надо сделать элементами языка.

2) Если факт представлен объектным языком, то истина существует в метаязыке. «Предложение «снег бел» истинно тогда, когда снег бел». Снег бел-факт, объектный язык. Вся конструкция-это истина, выраженная в метаязыке.

Бэртран Рассел (брит. логик, математик, философ, 1872-1970)

«Человеческое познание: его сферы и границы».

1) Надо различать имя и дескрипцию (описание). Пример: В.Скотт не подписал своим именем роман «Беверли», т.к. был успех, то он стал подписываться Беверли. Вопрос: является ли Скотт автором «Беверли». Скотт-имя, автор «Беверли»-уточняющее описание.

2) Все парадоксы не различают объектный язык и метаязык. Пример: Парадокс. В деревне всех мужчин, кот. не бреются сами бреет парикмахер. Кто бреет парикмахера? → Нужно разделить: парикмахер бреется сам- объектный язык, все мужчины, кот. не бреются сами, их бреет парик. – метаязык.

Если разделить об.язык и метаязык, то все парадоксы разрешаются→истинное предложение ничего не может говорить осебе.

3) Научное знание следует конструировать из атомарных предложений, выстраивал молекулярные высказывания. Пример: Сократ-гражданин Афин; Сократ-муж Ксантиппы → Сократ-афинянин и муж Ксантиппы.

4) Логический атомизм способен устранить путаницу фил-ких трактатов. Упрекает философов: 1.запутанные и явно нелогические ходы; 2.философы полюб-ся образ приписывают всему миру (были деньги и утекли→все течет).

Людвиг Витгенштейн(австробританский фил. 19-20вв)

«Логикофилософский трактат»-ранний В; «Философские исследования» - поздний В. Ранний В(как указать мухе (философу) выход из мухоловки).

1) Структура логики и языка подобна структуре внешнего мира. В мире – объекты (простые и постоянные элементы) и факты (события, состоящие из объектов). Если знание – картина фактов, то язык имеет некартинный характер. Язык сугубо субъективен, т.к. это наши одежды для знаний. Логика – это не теория, а выражение внутренней связности языка. Назначение логики – придать порядок языку.

2) Философия д. стать не теорией, а деятельностью по логическому прояснению мыслей. Этим должна заняться аналитическая философия.

3) Поздний В. В жизненных коммуникациях важна семантика и особенно прагматика языка. Есть синтаксис, семантика (отношение языка к реальности), прагматика (употребление языка в конкретных ситуациях). Роль языка без прагматики не ясна.

4) За иллюзией единого языка скрывается богатый мир речевых практик и речевых игр. Немногие языковые правила дают бесчисленное количество вариаций при реал. общении.

5) Языковые игры обнаруживают семейное сходство.

6) Дело философии – лечить языковые болезни. Все фил-кие болезни – это логическая путаница (некот. слова фиксируют несущ-щие объекты (идеи Платона); частные слова делать универсальными смыслами; реалиям предлагать неподходящее контексту употребление (апории Зенона)). Приемы терапии: скрытую бессмыслицу представлять явным абсурдом; запутанные выражения прояснять; сложные имена заменять естественными символами.