Концепция познания.

Основой познания является практика медитации (сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешенность от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является переживание состояния абсолютной свободы, независимости личности, самоудовлетворенности, которое и тождественно угашению желаний. Это и есть освобождение или нирвана – состояние высшего блаженства, для которого характерно отрешененность от жизненных забот и желаний. При этом человек выходит из круга сансары, не умирая.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Хинаяна – «малая колесница» - только для монахов, отвергших мирскую жизнь. Махаяна – для всех.

В III веке до н.э. буддизм провозглашается официальной религией Индии. В настоящее время он распространен в Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете и др. странах. Сейчас буддизм исповедуют более 700 млн. человек.

 

Индуизмпредставляет собой синтез различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. В первые века нашей эры происходит слияние старых божеств ведической Индии, ритуалов брахманизма и местных, локальных культов. Возникновение индуизма, как философской системы относится к 4 – 5 вв. н.э. В это время северная и южная Индия объединились под властью династии Гуптов, которые покровительствовали традиционному брахманизму.

В центре индуистского пантеона находятся Брахма, Вишну и Шива. Брахма – бог –создатель Вселенной. Бог Кришна(Бхагаван) – о трёх путях преодоления кармы.

Суть индуизма: В мироздании существует порядок, в котором каждый человек занимает своё место. Поэтому и к освобождению от кармы можно идти тремя разными путями.

1. Путь знания (джняна-марга). Вступивший на него должен осознать осознать неподлинность, иллюзорность повседневного бытия, т.е. всего того, что мешает человеку достичь освобождения. На это способен только подвижник, предавшийся медитации.

2. Путь действия (карма-марга). Активное участие в жизни тоже может принести избавление. При условии, что деятельность бескорыстна. (нельзя думать о награде).

Подвижников и воинов в мире немного. Существует и третий путь, доступный каждому человеку.

3. Путь любви (бхакту-марга). Требуется только самозабвенная любовь к божеству.

Все три пути рассматриваются как равноценные. Учение Бхагавадгиты стало основой индуизма, а его элементами – шесть философских школ. Они назывались даршанами (Воззрения). Это:

1. санкхья(подсчет). Близка к буддизму. Главной проблемой было преодоление страдания освобождение от сансары. Чтобы решить её составлялись «списки бытия», искали первопричину всего сущего – это безличное женское начало – Пракрити (Природа).

2. Йога. Близка к санкхье. Последователи этой школы (основатель – Патанджали)разрабатывали практические приёмы освобождения. Для этого нужно прекратить работу рассудка (читта), который продуцирует ложные самоотождествления человека с образами внешнего мира.

3. и 4. Школы ньяя и вайшешика тесно связаны, часто рассматриваются как единая система. Вайшешика – это учение о Вселенной. Ньяя – разрабатывает понятия и источники знания для вайшешики (учение о мире).

5. Миманса (размышление) провозглашает возврат к Ведам. Единственный путь освобождения от самсары – это выполнение того, чему учат Веды. Главная проблема мимансы – исследование дхармы (долг, праведный путь).

6. Веданта (конец Вед) представляет собой систематическую обработку тезисов упанишад, ведических текстов часто на мистической основе. Выход из круговорота перерождений заключается в знании, ведении, т.е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины, суть которой в том, что мир – это обман, а неизменной реальностью является Брахма (с которой идентифицируется индивидуальная душа – Атман). Путь к достижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса, а также в медитации, которая понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемах упанишад.