Философская система даосизма.

Даосизм- это философское направление основателем которого является древнекитайский философ Лао-Цзы. Согласно ему, природа и жизнь людей подчиняются естественному закону - дао. Дао - это закон всех вещей, и он вместе с первоначалом мира - "ли", обозначающим воздух, эфир, образует все существующее. Даосизм предлагал принцип недеяния. «Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил. Поэтому мудрый правитель не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии».

В трактате Дао дэ цзин (VI - V в.в. до н.э.), излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Древние, которые выдаются за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового.

Конфуцианство:

Конфуцианство - это философское направление, созданное выдающимся философом древнего Китая Конфуцием. Жизнь Конфуция: (551 – 497 до н.э.) Родился в бедной семье аристократов-чиновников. Начал преподавать с 22 лет; прославился как самый знаменитый педагог Китая. Политическая карьера началась в 50 лет – стал высоким сановником (в государстве Лу). Ушёл со службы из-за интриг и 13 лет путешествовал по другим государствам, но применения своим идеям не нашёл. Последние 7 лет он вернулся в царство Лу, собирал и редактировал древние книги. Работал в школе, где преподавал 4 дисциплины: мораль, политика, язык и литература. Место его захоронения, а также дом, превращённый в храм, стали местом паломничества. Идеи Конфуция оказали влияние и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Наиболее полно его взгляды изложены в книге "Беседы и суждения" – «Лунь юй». В центре философии Конфуция находятся проблемы этики и воспитания. Человек должен поступать в соответствии с моральным законом и совершенствовать эти качества при помощи общения. Благородство человека определялось не по происхождению, а по воспитанию. Благородный муж (человек) должен обладать Жэнь – гуманностью, человеколюбием. Жень проявляется как справедливость, верность, искренность. Большое значение придавалось Юе – музыке – лучшему средству изменения плохих нравов. Ли – этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Сяо – основа Жень и других добродетелей. Эти принципы считались наиболее эффективными методами управления страной. На основе этической была создана политическая теория. Конфуций выступал за строгое, чёткое распределение обязанностей в обществе по образцу патриархальной семьи. « Зачем, управляя страной, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Школа имен - занималась проблемой языкового выражения действительности. Хуэй Ши (350 – 260 до н.э.) –главный представитель, Гунсунь Лун (284 – 259 до н.э., Дэн Си-цзы. Философы этой школы обратили внимание на необходимость точного объяснения названий вещей.

Моизм

Школа получила название по имени основателя – Мо Ди (479 – 391 до н.э.). Главное внимание уделялось проблемам социальной этики. Эта школа противоположна конфуцианству. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе. Трудовая деятельность людей расценивалась, как необходимость.

Школа пяти элементов

Вода, огонь, металл, земля, дерево – являются центральной темой философии Цзоу Яня (3 век до н.э.). В основе развития мира лежат пять, последовательно сменяющих друг друга элемента. (Земля, дерево побеждает землю, металл, огонь, вода, вновь земля, которая побеждает воду). Этой сменяемости соответствует сменяемость династий в обществе.

Эклектики

Для них характерно стремление объединить в одну систему взгляды и концепции различных школ.

Школа легистов

Основателем школы является Шан Ян (390 – 338 до н.э.), который обосновывал управление, опирающееся на законы и суровые наказания. «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». Под порядком понималось полное безволие подданных.

 

Заключение:

Древневосточная философия была обращена к таким проблемам, как:

Найти первооснову бытия

Как возник мир и из чего он состоит

Место человека в системе мира и его основные качества

Соотношение души и тела

Проблемы судьбы (кармы), и круговорота жизни (самсара)

Проблема жизни, смерти, бессмертия человека

 

Наиболее значимыми, с точки зрения истории, философскими школами являются буддизм, даосизм, конфуцианство.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?

2. Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.

3. В чем состоит смысл и значение категорий «брахман» и «атман»?

4. Каковы основные направления и школы китайской философии?

5. Назовите основные положения философии Конфуция.

Лекция № 3. Тема: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Этапы