Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 1830 г. анонимно опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Фейербаха было установлено, книга конфискована и Фейербах был лишен права преподавания. В 30-е гг. завершается разрыв с Гегелем, выходят работы Фейербаха, принесшие ему известность. В 1836 г. Фейербах женился и 25 лет жил в деревне Брукберг, где его жена была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 г. фабрика обанкротилась и последние годы жизни Фейербах провел в жестокой нужде.

Фейербах разрабатывал антропологический принцип в философии. Он рассматривает человека, как универсальный и высший предмет философии. Человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Человек рассматривается, как часть природы. Поэтому философию Фейербаха называют антропологический материализм. Человек отличается от живой и неживой природы своим качеством – стремлением к счастью. Счастье - это беспрепятственное удовлетворение индивидуальных потребностей. Счастье одного человека – это основа всеобщего счастья. Моральные свойства человека представлены у Фейербаха как простая естественная склонность. Человек нравственен по своей природе, поэтому не нужно быть нравственным по долгу, в силу волевого напряжения. Эгоизм – это не нарушение морали, а её условие. Совесть – обвинительный приговор человека, который, обижая другого, обижает и себя.

Фейербах пытался создать единую общую мораль, пригодную для всего человечества любой эпохи. Эту мораль он называл всеобщей новой религией, религией любви, основной принцип которой: человек – человеку – Бог.

Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.

Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Критиковал религию.