Предпосылки появления и особенности современной западной философии.

Философия XX века представлена многочисленными и разнообразными концепциями с 20-х по 90-е годы. Этот период ознаменован формированием ряда крупных философских направлений, которые создают "философское лицо" века: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, технократизм и др. Каждое из направлений представлено всемирно известными философами, создавшими свои школы. Философию 20 века называют неклассической.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

Реальная история 18 и 19 ст., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером - теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно - экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

Далее рассмотрим основные течения и идеи неклассической философии.

2. Философия позитивизма и основные этапы её развития.

К середине 19 века стало ясно, наука, превратившись в специализированную высокопрофессиональную деятельность, породив мощную технику, не смогла стать универсальным средством общественного прогресса. Объяснялось это наличием в науке метафизического компонента, роднящего ее с религией. Казалось, что научные абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы.

Натурфилософии как “науке наук” приходит конец.

Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 — 1857), Герберта Спенсера (1820 — 1903), Джона Стюарта Милля (1806 — 1873). А также в работах Э.Маха Р. Авенариуса, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа.

 

Основателем позитивизма считается Огюст Конт который в истории человеческой мысли выделял три этапа теологический, метафизический и позитивный.

Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество, в своем умственном развитии. С его точки зрения, “человеческий разумпользуется тремя методами мышления - теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания.

На теологической стадии духовного развития человек стремиться объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил: богов, духов, душ, ангелов, героев... Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины. Так, Фалес видел первопричину в воде, Анаксимандр — апейроне, Гераклит — огне, Платон — идее, Декарт — субстанции, Лейбниц — монаде, Гегель — абсолютном духе, материалисты — материи и т. п. Метафизическое мышление, по мнению Конта, способствует подготовке к научной работе. Но ошибка этого мышления в стремлении узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта.

На третьей, позитивной стадии познания, утверждал Конт, наука и ее законы могут отвечать только на “как”, но не “почему”, как считал Конт.

Позитивный этап - это такой этап, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей бога или разума, а на основании опыта, эксперимента, позитивных, положительных данных науки. Факты и опыт - вот основания для философских заключений. Каждая наука - сама себе философия: она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях.

Во второй половине 19 в. “первый позитивизм” уступает место новой исторической форме позитивизма – эмпириокритицизмуили махизму.Наиболее известный его представитель – Эрнест Мах (1838 — 1916). Ричард Авенариус(1843 — 1896)).

Махисты утверждали, что философия должна заниматься анализом познания. Наука должна исследовать только ощущения. Предметом физики является анализ ощущений, — писал Э. Мах.

(В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

полная элиминация(устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

поиск универсального методаполучения достоверного знания иуниверсального языканауки;

гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение “ненаблюдаемого” из науки;

методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

дескриптивизм — сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.)

Основные принципы позитивизма состоят в следующем:

- опыт является и первичным, и единственным источником знания;

- каждая наука вырабатывает собственные внутренне принципы исследования своего объекта;

- вещи - это комплексы ощущений;

- задача философии - изучение языка и методов науки.

 

Позитивизм 20 столетия в своем развитии разделился на логический позитивизм (задача философии - изучение логики науки) и семантический позитивизм (задача философии - изучение языка науки).

Логический позитивизм т.е. научный, принято называть неопозитивизмом. Основные идеи:

Отрицание философии, как учения об истине. По мнению Карнапа, истинность философских предположений невозможно обосновать. Только наука может представить обоснованное знание. Все науки делились на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика).

С середины 20 века развивается новое направление позитивизма – постпозитивизм. Его представители (Англичане Карл Поппер, Имре Лакатос, американец Томас Кун) также как и неопозитивисты являются сторонниками научного построения знания. В то же время между их взглядами есть различия.

Неопозитивисты считают, что человек способен на вечное истинное знание. Постпозитивисты думают, что человек может ошибаться. Поэтому одна теория будет сменять другую.

Неопозитивисты считают, что достижение знания имеет конечный пункт. Постпозитивисты настаивают на развитии знания посредством научных революций.

Неопозитивисты не признавали философию наукой, постпозитивисты считают, что между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Основные принципы постпозитивизма:

- Принцип фальсификации. (Карл Поппер). Любую теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но её можно опровергнуть, т.е. фальсифицировать. Теории основываются на гипотезах, а факты экзаменуют теории на прочность. Как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно опровергались.

- Научно – исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». (Имре Лакатос). Обычно ученый имеет дело с целым рядом теорий, т.е. с научно-исследовательской программой. Когда разрушается ядро старой научно-исследовательской программы, тогда происходит переход к новой.

- Научный образец – парадигму создаёт научное сообщество. (Томас Кун). Парадигма – это совокупность убеждений, ценностей, технических средств которыми располагает наука вообще.

- Критикуй, а то проиграешь. (Поппер). Рост знаний достигается в процессе дискуссии, при условии рациональной критики существующего знания. Только так можно избежать тоталитаризма.

В целом, постпозитивисты считали, что ни одно учение нельзя признавать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.