Человек - индивид - личность - индивидуальность.

Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с опре­деленной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличие от других наук, её интересует человек в целом, потому она исследует че­ловека через категории индивид - личность - индивидуальность.

Индивид (от лат.- неделимое) обозначает единичность в отли­чие от совокупности, отдельную особь человека, единичного представите­ля человеческого вида, "одного из". Данное понятие подчеркивает то общее, что присуще всем людям. Противоположностью индивиду является индивидуальность как единственность, самобытность, уникальность, не­повторимое своеобразие каких-либо черт, присущих отдельному человеку. При своеобразном "соединении" индивида и индивидуальности возникает личность, как главное понятие в философском осмыслении человека.

В своём первоначальном значении слово "личность" обозначало маску (персона - в древнегреческом), которую надевал актер древнегре­ческого театра. Затем так стали называть исполняемую актером роль. Дан­ное понимание личности можно рассматривать в качестве своеобразной "предыстории" некоторых современных направлений персонализма, в рам­ках которых личность рассматривается как сумма ролей (например, женщина: дочь, мать, жена, подруга, работница, покупатель и т.д.). Вообще, в некоторых философских системах и у отдельных философов проблема лич­ности является центральной. Примером тому является экзистенциализм - философия существования, в рамках которой бытие (т. е. объективно существующая реальность) рассматривается как непосредственно данное человеческое существование. Основоположник указанной философии Н.А. Бердяев считал проблему личности основной проблемой экзистенциальной философии. Личность не торжественна индивиду, ибо последняя категория биологическая (индивидом может быть растение, животное), личность-ка­тегория духовная, ее нет без работы духа над душой и телом челове­ка. Личность целостна, в нее входят дух, душа и тело, она открыта ко всей космической и социальной жизни. А в силу своей целостности личность не может быть частью какого-то целого (космического или социального), значит, она обладает самоценностью, может быть, лишь целью и не может быть обращена в средство. Это аксиома. Есть еще один сущест­венный признак личности - она способна испытывать страдание и радость. "Я" может стать личностью путем самоограничения. "Я" может быть эго­центрическим, но эгоцентризм разрушает личность. Борьба за личность есть борьба против "ячества". В личности важно подчеркнуть то, что она разностное существо, существо не похоже ни на какое другое. Всякий че­ловек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена эта возможность.

Для многих философов вопрос о личности есть вопрос о конкретном человеке (в философском понимании). Личность есть человек как представитель определенной эпохи, народа, социальной группы, соединяющий в себе общее -индивида и единичное - индивидуальность. Личность как носитель определенных социальных качеств, всегда включена в определенную социальную реальность и отражает ее. Значит, с точки зрения фило­софии личностью является любой человек.

Если личность формируется обществом и выступает его конкретным представителем, то она развивается и изменяется вместе с развитием общества. Ретроспективный взгляд на историю позволяет сделать два прин­ципиальных вывода:

1. В разное время в разных обществах складывался свой особый тип личности - отсюда многообразие их в истории;

2. Но при столь значительном разнообразии все-таки можно говорить об определенных исторических типах личности. Личность формируется со­вокупностью материальных, социальных, политических, духовных и других условий. Значит, каждая историческая эпоха создает свой тип личности; первобытный; докапиталистический, капиталистический, после капиталистический. Причем, каждый тип формируется в зависимости от отношений личности и общества.

Проблема личности в первобытную эпоху остается открытой. С одной стороны, очевидно, что личность первобытной эпохи имела ярко выраженные отличительные особенности в сравнение с личностями других эпох. Но можно ли говорить о том, что человек первобытной эпохи являл­ся личностью - это вопрос дискуссионный. Суть проблемы заключает­ся в том, что личность осознает свое "я", выделяет себя среди других, т. е. имеет самосознание. О человеке первобытной эпохи этого не скажешь, кол­лективный образ жизни формировал в нем коллективное сознание: человек не смотрел на себя как самостоятельно существующее целое, а считал себя частью рода, племени. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что, изучая жизнь и быт современных племен, этног­рафы обнаружили в языках некоторых из них отсутствие местоимения "я"; каждый человек говорил о себе "мы"; подразумевая под этим весь род. А отсюда и определенный тип мировоззрения.

Таким образом, можно предположить, что общественная собственность первобытного типа формировала тип личности главным отличительным свойством которой было отсутствие личностного начала, отношение к себе как части значимого целого (рода), полное подчинение его интересам.

Отсюда можно предположить, что исходной, объективной основой формирования личности является частная собственность. С ее появлени­ем род распадается, и каждый отдельный индивид начинает смотреть на себя как отдельно существующее целое, осознавать ответственность за себя, т. е. формируется собственное "я"

В докапиталистическую эпоху между человеком и обществом скла­дываются отношения личной зависимости. Эти отношения являются в неко­тором роде пережитком прежней первобытной эпохи, разница лишь в том, что человек "принадлежит" не роду, а включается в сословно - кастовую структуру. Он обязательно выступает представителем касты, сословия, це­ха, гильдии, семейного клана или иной социальной группы. И хотя человек отвечал за себя сам, включенность в социальную группу, требовала от него выполнения определенных правил поведения, свойственных данной группе (дворянская честь, купеческое слово и т.п.). Последнее было связано с "официальной идеологией", носившей часто религиозный характер. Таким образом, личность докапиталистической эпохи отличается развитым нравственным началом (я- не просто я, а представитель определенной группы, живущий по ее нравственным законам; эта нравственность была связана и с господством деревенского образа жизни, а значит страхом перед мораль­ным обсуждением общества), религиозностью, личной зависимостью.

С переходом к капитализму меняются условия формирования личности. Разрушаются существовавшая социальная структура, отношения лич­ной зависимости, внеэкономического принуждения к труду и т. д. Человек становится лично свободным, между ним и обществом вкладываются отношения вещной зависимости. Все индивиды связаны друг с другом посредством свободного обмена результатами своего труда. К этому следует добавить и тот факт, что рынок, разрушивший натуральную замкнутость прежней эпохи, расширил свободу человека с точки зрения реализации его возмож­ность, он перестал быть обречен на повторение жизненного пути своих предков. Однако, капитализм не дал человеку "полной свободы", более то­го, он породил такой феномен как отчуждение. Оно, прежде всего, касается экономической сферы и непосредственных производителей, которые, не будучи собственниками средств производства (отчужденные от них), играют в процессе производства исполнительскую роль. А машинное производство превращает работника в придаток машины, жестко требуя от него выполнения производственных обязанностей. В этом смысле работа средневеко­вого ремесленника выглядит более творческой.

Естественно, что в капиталистическую эпоху меняются обычаи, тра­диции, мораль, идеология и т. д. Общество становится более анонимным (следствие перехода к преимущественно городскому образу жизни), рацио­нальным (говоря упрощенно: рынок, требует постоянного счета денег и учета), прагматичным и т.д. Отсюда, личность капиталистической эпохи человек рационалист и прагматик.

Выделенные исторические типы личности подчеркивают лишь то принципиально общее, что присуще людям, живущим в ту или иную истори­ческую эпоху. Хотя в рамках каждого исторического этапа каждый тип общества и даже каждая конкретная культура созда­ют свой особый тип личности.

Контрольные вопросы:

1. Что такое анропогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?

2. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

3. Каково соотношение между сущностью и существованием человека?

4. Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»?

5. Как вы ответите на вопрос о цели и смысле жизни?

 

Лекция № 13. Тема: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Материал для вопроса 53 нового списка лето 2013 г.: Социальное бытие, как объект философского анализа. Структура общества.