Познание и творчество.

В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют независимо от воли и сознания чело­века. В чем же специфика нерациональных механизмов познания? Зачем они нужны, какую роль играют в процессе познания?

Для ответа на эти вопросы нам нужно выяснить, что такое интуи­ция и творчество.

В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на обще­принятых нормах поведения, им приходится принимать нестан­дартные решения. Такой процесс обычно и называется творчеством.

Платон считал творчество божественной способностью, родст­венной особому виду безумия. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, - удел в лучшем случае таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, - всегда удел гения. Огромное значение придавали творчеству как особой личност­ной характеристике философы-экзистенциалисты. Представители психоанализа, особенно Фрейд, Юм и Кречмер, относя творчество целиком к сфере бессознательного, гипертрофировали его непов­торимость и невоспроизводимость и, по существу, признавали его непознаваемость и несовместимость с рациональным позна­нием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт эволюции человека. Уже в поведении высших животных наблюдаются, хотя и в эле­ментарной форме, акты творчества. Крысы после многочисленных попыток находили выход из крайне запутанного лабиринта. Шим­панзе, обучавшиеся языку глухонемых, усваивали не только не­сколько сот слов и грамматические формы, но и конструировали иногда отдельные, совершенно новые предложения, встречаясь с нестандартной ситуацией, информацию о которой они хотели передать человеку. Очевидно, что возможность к творчеству за­ложена не просто в биофизической и нейрофизиологической структуре мозга, но в его “функциональной архитектуре”. Она представляет собой особую систему организованных и взаимосвя­занных операций, осуществляемых различными участками мозга. Поскольку по своей биологической и нейрофизиологической структуре мозг человека качественно сложнее мозга всех высших животных, то и его функциональная архитектура качественно сложнее. Это обеспечивает необычайную, практически не поддающуюся, оценке возможность переработки новой информации. Особую роль здесь играет память, то есть хранение ранее полученной информации.

В каком же соотношении находятся рациональный и твор­ческий процессы в познавательной и практической деятельности? Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью типовых рациональных приемов. Для решения других требуется создание или изобретение нестан­дартных, новых правил и приемов. Это происходит, когда мы стал­киваемся с принципиально новыми ситуациями, не имеющими точных аналогов в прошлом. Вот здесь-то и необходимо твор­чество. Оно представляет собой механизм приспособления чело­века в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. Творчество не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Одно без другого просто не могло бы существовать. Творчество, протекая подсознательно или бессоз­нательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам, в конечном счете, на уровне результатов может быть консолиди­ровано с рациональной деятельностью.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо­собностями, то есть способностями к выработке новых приемов дея­тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного. Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая языком, нормами и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверен­ному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной получен­ных результатов в масштабах их исторической значимости.

Что же образует механизм творчества, его пружину, его отли­чительные особенности? Важнейшим из таких механизмов явля­ется интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особен­но Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не пред­ставляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека. Декарт считал, что интуиция позволяет отчетливо и ясно усматривать идеи, заклю­ченные в нашей душе. Но как именно “устроена” интуиция, никто из них не пояснял. Несмотря на то, что последующие поко­ления европейских философов по-разному толковали интуицию, мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и меха­низмов. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил.

Нередко новое решение приходит в самое неожиданное время, когда соз­нательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый математик Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

Однако ничего таинственного в творческой деятельности нет, и она подлежит научному изучению. Еще чет­верть века назад была обнаружена так называемая право-левая асимметрия мозга. Экспериментально было доказано, что у выс­ших млекопитающих правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические, правила. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых этими полушариями.

В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функ­циональные переходы, в которых на каком-то этапе разрознен­ная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к озарению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «знание»? Каковы его необходимые характеристики?

2. Каковы основные формы чувственного познания?

3. Назовите и охарактеризуйте основные формы рационального познания.

4. Назовите общелогические методы познания.

5. Существует ли абсолютная истина?

 

 

Лекция № 16. Тема:КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Для Вопроса 54 нового списка лето 2013г.:Философия истории. Основные концепции общественного развития: К. Маркса, О. Шпенглера, А. Тойнби.