Кроме того, массовая культура как таковая в условиях двадцатого первого века

является своеобразным способом самосохранения (защитной реакцией человека против чуждого мира), будучи легко «перевариваемой», она помогает человеку облегчить (или даже сбросить) нервно психологические нагрузки. однако, являясь легким продуктом питания, массовая культура уничтожает способность человека к перевариванию иной, более сложно – организованной «пищи» направляет человека на путь топтания на месте или даже деградации.

Формирование каждой культуры происходило в конкретно – исторических условиях. В силу сложившихся обстоятельств развитие Запада и Востока шло разными путями. Западная культура берет свое начало в Древней Греции, где благодаря рациональной философии (и другим факторам) сложилась своя система культурных ценностей и традиций. Человек – гражданин, демократия в соединении с динамичными формами хозяйственной деятельности, рациональные идеалы красоты и нормы морали предопределили культурную традицию Запада, которую кратко можно определить как рационализм и динамизм.

Что касается культуры Востока, то там картина выглядит иначе. Восток как культурная самобытность развивался в иной философской и социально – экономической традиции. Его развитие шло на основе так называемого азиатского способа производства: сложившиеся формы хозяйства, благодаря их оптимальности, законсервировались, что повлекло консервацию всей социально – политической системы. Стабильность и статичность – вот что отличает Восток от Запада. Кроме того, философия Востока, не достигла того уровня рационализма, который был присущ уже античности. Она не противопоставляла себя религиозно – мифическому мировоззрению, а сливалась с ним, переплеталась, отсюда ее, образно говоря, чувственно – интуитивная направленность. И еще одна отличительная особенность – отношение к человеку. На Востоке человек скорее часть, чем целое, здесь первично общество, государство, а человек – нечто малозначительное, или связующее звено между двумя мирами, или пришелец из иного мира, предназначение которого – уйти в иной мир, в вечность.

Таким образом, Восток – это иррационализм и статичность.

А поскольку человек – это носитель конкретной культуры суть проблемы «Запад – Восток» очевидна:

· с одной стороны, процесс интеграции становится реально возможным и требует взаимопонимания; западный и восточный миры могут нормально взаимодействовать лишь при условии, что люди «говорят на одном языке» (эта аксиома: понимание возможно лишь на основе общности – языка, культуры, традиций; люди говорящие на разных языках не способны понять друг друга);

· а Запад и Восток – это «разные языки», это, как говорится, с другой стороны.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое цивилизация?

2. Охарактеризуйте основные сущностные черты понятия «цивилизация». Можно ли считать понятие цивилизации предельно четким?

3. Назовите основные черты традиционной и техногенной цивилизаций. В чем проявляется конфликт цивилизаций?

4. Охарактеризуйте особенности взаимодействия культуры и цивилизации.

5. В чем выражается многозначность понятия «культура»? Назовите основные функции культуры.

6. В чем заключается актуальность изучения культуры?

7. Чем определяется факт множественности культур?