Реферат Курсовая Конспект
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия - раздел Философия, Фгбоу Впо «Финансо...
|
ФГБОУ ВПО
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Липецкий филиал
Кафедра «Философия, история и право»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Философия».
Раздел I. Предмет и специфика философского знания
1.Наименование темы «Предмет и специфика философского знания», лекция.
1. Философское знание: предмет, особенности, проблемное поле.
2. Философия как мировоззрение.
3. Предназначение философии.
1.1. Философское знание: предмет, особенности, проблемное поле.
Философия – одна из древнейших форм духовной культуры и человеческого знания. Она зародилась примерно в VI в. до н.э. одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае), но своей классической формы она достигла в Древней Греции. Само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение и означает «любовь к мудрости».
Её появление ознаменовало переход от мифологического, эмоционально – образного к теоретическому ( понятийному, системному, доказательному) освоению человеком мира. Но теоретически разработанные знания о мире дают и другие, так называемые, частные науки ( физика, химия, биология и др.). В чём же заключаются отличительные особенности именно философского знания?
Первое отличие – по происхождению: философское знание есть исторически первая форма теоретического знания. Она возникла на начальных стадиях развития древних цивилизаций, когда ещё не было чёткого разграничения между философией и другими науками. Последние в зачаточном состоянии существовали в лоне философии, предмет которой был в те времена предельно широк.
Отделение от философии других наук наметилось только в период поздней античности (Аристотель), но особую силу этот процесс стал набирать с XVII – XVIII в.в., а с XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно – научному знанию о частном. С того времени между философией и другими науками устанавливаются противоречивые отношения.
Второе отличие – по предмету: если каждая из частных наук изучает отдельную сторону действительности или отдельную сферу общественной деятельности, то философия стремится постичь совокупность общих отношений человека к миру, предельно общие основания бытия. Поэтому предметом философии является всеобщее в системе «человек – мир». Она ставит и решает т. наз. вечные, мировоззренческие вопросы: что есть мир? Что лежит в его основе? Каково место человека в мире? Что есть истина, добро, красота? и т.п.
Для их решения философия вырабатывает систему предельно общих понятий – категорий: бытие, материя, сознание, свобода, смысл жизни и др. При этом философское знание включает в себя не только теоретическое, познавательное, но и духовно – практическое, ценностно-смысловое отношение человека к миру. По словам Н.А.Бердяева, философию (в отличие от науки) интересует не данность мира как такового, а истина мира и смысл мира.
Третье отличие – по способам познания: если частные науки опираются на конкретные факты, имеют свою эмпирическую базу, то философии присуще стремление выйти за пределы наличного опыта, т.к. она умозрительно постигает мир как целостный универсум, пытается понять его единое первоначало, а также то, какое место занимает в нём человек.
Наконец, ещё одно отличие философского знания – его место в системе культуры: философию многое сближает не только с наукой (теоретический характер знания, любовь к истине, обращение к разуму человека), но и с другими формами духовной культуры и, прежде всего, с искусством, религией, нравственностью.
С искусством её роднит уникальный характер философского творчества (во многом оно несёт на себе отпечаток личности и мышления конкретного философа), отсутствие общепризнанных истин, обращение к чувству человека. С религией её сближает вера (философ верит в исходные принципы своего учения), но если религиозная вера авторитарная, догматическая, она не требует доказательств, то философская вера опирается на разум, доказательства, объективные знания, формулирует свои выводы в рациональной форме. С нравственностью философию сближает обращённость к практическому разуму человека, т.к. ей присуще стремление к выработке нравственных принципов человеческой жизни.
На этом основано различие таких форм философствования, как: научное (Пифагор, Аристотель, Бруно, Декарт, Рассел, Маркс и др.), религиозное (Августин Блаженный, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.), художественно-литературное (Платон, Кар, Кьеркегор, Сартр, Камю и др.), моральное (Будда, Сократ, Христос …). В целом же философия, объединяя ценности истины, красоты, веры, добра, выражает полноту жизни и духовных запросов человека, находясь в соотнесении с наукой, искусством, религией, нравственностью.
И если наука, например, стремится к истине, а истина одна, то философия хочет приблизиться к познанию истины, добра, красоты, иначе говоря, к мудрости. Термин «философия» встречается уже у древнегреческого мыслителя Пифагора (580-500г.г.до н.э.), а в качестве названия особой области знания о бытии, человеке, познании он был введён Платоном (428/27-347г.г.до н.э.).
Как «любомудрие», философия постоянно настроена на диалог в историческом пространстве и времени, её проблемы не имеют окончательного и однозначного решения. Отсюда – плюрализм идей и мнений, равно претендующих на истину в решении одних и тех же философских вопросов. Несмотря на это, в философии наблюдается преемственность, которая выражается, прежде всего, в повторяемости проблематики.
Всё многообразие философских проблем можно условно свести в пять больших групп, формирующих ядро философии, т.к. отношение человека (1) к миру (2) проявляется в его (мира) познании (3), оценивании (4) и преобразовании (5). Соответственно имеем следующие основные группы проблем:
▪ антропологическая, решение которой связано с пониманием человека, его сущности, предназначения и места в мире;
▪ онтологическая, связанная с пониманием бытия в его основных проявлениях, с соотнесением бытия и небытия:
▪ гносеологическая, ориентированная на решение вопросов о том, познаваем ли мир, каковы пути, формы, методы познания истины, каков её критерий; ставя и решая такие вопросы, философия обращается к разработке логики – науки о законах правильного мышления («отец» формальной логики – Аристотель);
▪ аксиологическая, которая касается происхождения и природы ценностей, того, как соотносится сущее и должное в нашей жизни;
▪ праксиологическая, ориентированная на осмысление того, как действовать в мире, каковы цели, правила и принципы практической жизни человека.
Наличием этих групп проблем определяется внутренняя структура философского знания, его основные разделы, которые фокусируются на антропологической проблематике. Некоторые философские школы и направления, в том числе в их историческом развитии, тяготели к решению определённого круга проблем, что влияло на их предметную направленность.
Кроме рассмотренных выше основных групп проблем, в структуре философского знания выделяются области исследования, соотносимые с определёнными аспектами реальности, с конкретными фрагментами культуры: философия природы, социальная философия (учение об обществе), философия истории, этика (учение о морали), эстетика (учение о прекрасном), философия науки, философия техники, философия политики, философия права, философия религии, философия культуры. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, выдвигаемые в «ядре» философского знания – антропологии, онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии.
Среди обозначенных выше проблем в качестве главной марксистское учение выделяет так называемый основной вопрос философии (О.В.Ф.), который, согласно Ф.Энгельсу (1886г.), представляет собой вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи. Этот вопрос, имеющий, по Энгельсу, две стороны: 1) что первично – материя или сознание? и 2) познаваем ли мир? имеет в виду, по сути, два аспекта универсальных отношений в системе «человек – мир» - онтологический и гносеологический. В зависимости от способа их интерпретации выделяют различные философские направления.
В решении онтологической (бытийной) стороны О.В.Ф. философы разделяются на два основных направления: материализм и идеализм.
Материализм – философское направление, исходящее из первичности материи и вторичности, производности сознания. Согласно ему, материя является единственным основанием всего сущего, в том числе, явлений духовного порядка. Материализм существовал в исторически сменяемых формах:
▪ стихийный материализм древних мыслителей (чарваки в Древней Индии, Фалес, Демокрит, Эпику р);
▪ механистический материализм XVII-XVIII в.в. (Ф.Бэкон, Б. Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах);
▪ диалектический материализм, усматривающий источник всякого развития в материи, природе, практически-преобразовательном отношении человека к миру (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).
Идеализм – философское направление, исходящее из первичности сознания и вторичности материи, считающее, что основу бытия составляет духовное первоначало. Но поскольку оно понимается по-разному, идеализм подразделяется на две основные формы: объективный и субъективный.
Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомизм и др.) принимает за первичное надличностное, объективно существующее духовное первоначало, порождающее из себя материальный, вещественный мир.
Субъективный идеализм (Д.Беркли, И.Г.Фихте, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) за первичное принимает индивидуальное сознание, т.е. сознание отдельного человека, субъекта, сводя мир к его ощущениям и восприятиям.
В рамках названных форм идеализма возможны две его разновидности:
▪ рационалистический (Гегель), утверждающий, что основу бытия и его познания составляет разумное, целеустремлённое духовное начало;
▪ иррационалистический (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), согласно которому основу бытия и его постижения составляют такие внерациональные явления, как: инстинкт, вера, интуиция, воля, разумное же, логическое познание действительности невозможно.
Кроме того, выделяют такие, исторически обусловленные учения, которые выступают как формы сопряжения материализма и идеализма. Это были, например:
▪ гилозоизм, представители которого (Д.Бруно, Б.Спиноза), считая материю одухотворённой, не противопоставляли материю и дух;
▪ пантеизм (Н.Кузанский, Д.Бруно), который, по существу, отождествлял бога с природой;
▪ деизм (Ф.М.Вольтер, Ж,-Ж.Руссо), согласно которому бог, единожды сотворив мир, в дальнейшем не принимает в нём какого-либо участия.
Ещё одно основание разделения философских учений с точки зрения онтологии – вопрос о первоначалах бытия. В зависимости от его решения выделяют:
▪ монизм, согласно которому мир имеет в своей основе одно начало и который может быть как материалистическим (диалектический материализм), так и идеалистическим (Гегель);
▪ дуализм (Р.Декарт), сторонники которого в основу бытия клали две равноправные субстанции – материальную и духовную;
▪ плюрализм (Г.Лейбниц), согласно которому существует множество исходных оснований бытия.
В решении второй, гносеологической стороны О.В.Ф., все философы делятся на два основных направления:
▪ гносеологический оптимизм, представители которого признают познаваемость мира, но в случае как последовательного материализма, так и последовательного идеализма по-разному трактуют мир как объект познания;
▪ гносеологический пессимизм – как правило, это умеренный агностицизм (античные софисты, киники, неоплатоники, Д.Юм, И.Кант), утверждающий, что вопрос об истинности знания не может быть решён окончательно. А если познание реальности и возможно, то только на уровне нашего чувственного опыта. Агностицизм тесно связан с родственным учением – скептицизмом (Пиррон, М.Монтень), который выражает сомнение в возможности достоверного знания, т.к. его исходный пункт – наши субъективные и ненадёжные чувственные восприятия.
В понимании главного источника познания философы также разделяются на представителей:
▪ эмпиризма (основатель – Ф.Бэкон), считающего, что в основе познания лежит опыт; близким к нему учением является сенсуализм, считающий источником познания чувственные данные, ощущения и приводящий при известных условиях к материализму (П.Гольбах, К.Гельвеций, Л.Фейербах), либо к субъективному идеализму (Д.Беркли) и
▪ рационализма (основатель – Р.Декарт), утверждающего, что истинное знание может быть выведено из разума и, по существу, не зависит от чувственного опыта.
Принципиально важной для философии является также проблема метода. Метод есть система правил, приёмов, регулятивных идей – принципов, направляющих людей в их познавательной и практической деятельности. В отличие от других наук, философские методы носят универсальный (а не локальный) характер, задавая общие принципы человеческого познания во всех его формах.
Поскольку философские методы имеют фундаментальное значение, то их можно рассматривать как методы целостного миропонимания, ориентированные на вопрос о том, в каком состоянии находится мир и наши представления о мире. Соответственно тому, что мир может трактоваться как находящийся либо в состоянии развития, либо как неизменный в своих основах, в философии исторически сложились два предельно широких метода познания – диалектика и метафизика.
Диалектика есть такой философский метод, который рассматривает явления действительности во всеобщей связи, становлении, развитии, противоречивости; одновременно она выступает как всеобщий метод познания и мышления. В историческом развитии диалектики выделяют следующие основные этапы:
▪ стихийная, наивная диалектика античности, которая уже тогда приобретает форму диалектики субъективной (в школе Сократа – Платона она понималась как искусство спора, диалога, как способ выяснения понятий), либо диалектики объективной (у Гераклита текуч и изменчив сам объективный вещественный мир);
▪ идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг и особенно Гегель, разработавший целостную систему принципов, законов и категорий диалектики как теории и метода познания);
▪ материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин), понимаемая как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
Метафизика – философский метод, трактуемый, начиная с Гегеля, как антипод диалектики, как способ познания, отрицающий всеобщую связь и развитие явлений, когда они рассматриваются обособленно, статично, однозначно.
Этот метод мышления был исторически обусловлен самой логикой развития научного познания, господствуя в нём в XVII – XIX в.в. Но постепенно, под напором научных фактов и открытий второй половины XIX в., метафизика стала терять свои позиции, хотя в некоторых случаях продолжает проявляться в обновлённой форме: не отвергая всеобщую связь и развитие явлений, она истолковывает их односторонне. Это, например:
▪ эклектика (произвольное вычленение отдельных сторон предмета, явления и их механическое соединение) и софистика («гибкость понятий, применённая субъективно»);
▪ «плоский» эволюционизм (абсолютизация количественных изменений) и «катастрофизм» (абсолютизация качественных изменений).
Все обозначенные выше философские направления, учения, методологические принципы получат свою дальнейшую конкретизацию в ходе рассмотрения исторического развития философской мысли.
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли
2. Наименование темы: «Восточная философия», лекция, отведен 1 час.
1. Философия Древнего Востока: общие особенности.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
2.1. Философия Древнего Востока: общие особенности.
Философия формируется практически одновременно в середине первого тысячелетия до н.э. сразу в трёх очагах древней цивилизации: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Две первые культуры объединяются под именем восточной философии, а Древнюю Грецию относят к философии западной.
Согласно немецкому философу Ясперсу, и та, и другая философия зарождаются в осевое время истории (около 500г.до н.э.), в период тех духовных событий, которые происходили между 800 и 200-ми г.г.до н.э. на всём протяжении от Запада до Востока. В это время начинается закат мифологической эпохи, происходит мировоззренческий кризис, закладываются основы мировых религий, возникает борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время.
Как следствие, между философскими воззрениями Востока и Запада отмечается много схожего:
▪ и на Востоке, и на Западе философия зарождается в лоне мифологии;
▪ и там, и там начала философии били связаны с возникновением классовых обществ и государства;
▪ оба типа философии обращены к общечеловеческим проблемам и ценностям: соотношение добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, смысла жизни и др.;
▪ и там, и там присутствуют учения идеалистические, материалистические, а также те, которые нельзя считать однозначно материалистическими, либо только идеалистическими.
Однако на Востоке развитие философской мысли осуществлялось в условиях деспотических государств, а потому её генезис отличается от западного. Эти отличия были отмечены, например, в знаменитом эссе К.Юнга «Различие восточного и западного мышления» (1939).
В целом восточная философия: религиозная, мистическая, духовно-практическая, малосистемная, интуитивная, интровертная – обращённая к внутреннему миру человека, ориентированная на его духовное самосовершенствование. То есть для восточной философии более характерно самопознание, нежели попытка выработать универсальные методы познания, как в философии западной.
Таким образом, вся духовная культура и философия цивилизаций Востока основана на обращении к бытию личности, её самосознанию, самоуглублению и самосовершенствованию, которые осуществляются с помощью ухода от мира внешнего, материального.
Движение, пространство, время
Познание как предмет философского анализа.
Структура процесса познания. Формы познания.
Проблема истины в гносеологии.
Раздел IV. Социальная философия.
16. Наименование темы: «Общество как объект познания», лекция, отведен 1 час.
16.1. Предмет, стороны и функции социальной философии.
16.2. Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
Политическая культура
|
РВ
В основе всего этого комплекса - религиозная вера (РВ).
Религиозное сознание включает в себя религиозную психологию и идеологию (теологию); религиозный культ - обряды, молитвы, т.е особые символичные действия; религиозные организации-религиозные общины, Церковь, молельные дома, секты и т.д. По спорному вопросу происхождения религии существует два подхода:
1) богословский (теистический): идея Бога внушена людям самим Божеством путем откровения;
2) атеистический: религия - чисто «земное» явление, порожденное либо страхом и невежеством людей, либо сознательным обманом (18в.), либо самоотчуждением сущности самого человека (Л. Фейербах), либо олицетворением природных и социальных сил, подавляющих человека (марксизм). Последнее учение связывает появление религии с определенными социальными (подавленность человека стихийными силами природы и общества), гносеологическими (неспособность объяснить реальную природу господствующих над человеком сил + способность человека к образованию общих представлений) и психологическими (чувство страха, подавленности, бессилия, скорби, одиночества и та.) причинами.
Религия исторически изменялась: первобытные верования (фетишизм, тотемизм; магия, анимизм)->политеизм или многобожие (Др. Греция, Др.Рим)-> монотеизм, т.е. единобожие. В настоящее время наряду с национальными религиями (иудаизм, индуизм, синтоизм), наибольшее распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, с 6-5 вв. до н. э. (хинаяна, махаяна, ламаизм); христианство, с 1в. н. э. (католицизм, православие, протестантизм + секты); ислам, с 7в. (суннизм, шиизм). Мировые религии объединяет принцип всеобщего равенства людей перед Богом - одна из причин их широкого распространения.
Выделяют следующие социальные функции религии:
1) «душеспасительная» (по отношению к личности):
• религия способствует иллюзорному восполнению (компенсации) практического бессилия человека перед лицом возникающих жизненных проблем, утешая слабых, помогая им пережить горе и страдания;
• она формирует у человека религиозное мировоззрение, обращает человека к высшим идеалам, к божественному к раздумьям о «спасении души»;
• религиозная общность дает человеку сознание его принадлежности к своей группе верующих, ощущение, что он не одинок.
2) «духовная» (по отношению к культуре)
• религия способствует интеграции разных областей духовной культуры;
Однако всевластие религии, особенно в Средневековье ограничивало свободу науки, противоречиво влияло на искусство;
• религия является общедоступной формой развития личности через иконопись, скульптуру, религ. музыку, архитектуру и т.д.;
3) «мирская» (по отношению к обществу): религия регулирует социальные отношения при помощи определенных идей, нравственных норм, выражаемых в формах заповедей, т.е. она выступает как духовная сила, направленная на создание и поддержку существующего общественного порядка, либо против него, за создание нового порядка. Иначе говоря, религия может играть как позитивную, стабилизирующую, так и негативную роль, порождая, например, конфликты в обществе, призывая к борьбе с еретиками, иноверцами и т.д. После революции 1917г. в нашем обществе в качестве господствующей идеологии утвердился маркситстско-ленинский атеизм. С началом глубокого его реформирования был восстановлен принцип свободы совести. Она означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 18 Конституции РФ). Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется усилением влияния различных религиозных конфессий и, прежде всего, Русской православной церкви.
г). Наука.
В XX веке все более расширяется сфера использования науки. Она начинает играть все большую роль в управлении социального развития, в выборе путей этого развития. То есть наука превращается в серьезную социальную силу. Философия и методология науки (эпистемология) занимается выяснением того, что такое научное знание, какова его структура, каковы формы и методы научного познания и т.д.
Тезисно напомним основные положения, которые рассматривались при изучении курса КСЕ.
Наука есть систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, законов, гипотез, теорий, научных картин мира (формы научного познания). Мир науки начинает формироваться около 2,5 тыс. лет назад.
Отличаясь от обыденного познания, наука выполняет в общественной жизни множество функций, но важнейшие из них – объяснительная и практически-действенная. По глубине постижения действительности в научных дисциплинах выделяют два уровня: 1) эмпирический, где используются методы наблюдения, описания, предметного моделирования, и, главное, эксперимент; 2) теоретический (гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, системный и др. методы). Наряду с особенными методами эмпирического и теоретического познания, существуют и общие для них методы: абстрагирование, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция. Эти два уровня научного познания тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга, обеспечивая историческое развитие науки, которое осуществляется не только под воздействием социальной практики, но и по своим, внутренним законам.
Выясняется, что развитие науки идет через смену эволюционных и революционных периодов, что находит осмысление в двух ведущих концепциях – парадигмальной (Т. Кун) и концепции научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Принято выделять три научных революции– 1) аристотелевскую (VI – IV в.в. до н.э.), ньютоновскую (XVI – XVIII в.в.) и эйнштейновскую (рубеж XIX – XX в.в.). В настоящее время формируется новая, эволюционно-синергетическая парадигма в науке.
Подытожим. Духовная жизнь общества во всем многообразии ее уровней и форм – важнейшее условие решения задачи выживания и совершенствования человечества, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
23. Наименование темы: «Смысл и направленность истории», лекция, отведен 1 час.
23.1. Философские концепции исторического процесса.
23.2. Направленность и смысл истории.
Раздел V. Философская антропология.
24. Наименование темы: «Философские проблемы человека», лекция, отведен 1 час.
24.1. Проблема человека в истории социально-философской мысли.
24.2. Человек, индивид, личность.
– Конец работы –
Используемые теги: Конспект, лекций, дисциплине, Философия0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов