Материалистические идеи в русской философии. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия Материалистические Идеи В Русской Философии Имеют Довольно Давнюю Историю - М...
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Новый взлёт русского материализма наблюдается с середины XIX в., что было связано с быстрым развитием отечественного естествознания, опытных наук (И.М.Сеченов, И.И.Мечников, Н.А.Умов, Д.И. Менделеев), влиянием идей Л.Фейербаха, постановкой вопроса о судьбе России.
Среди ярких представителей материализма XIX века - А.И.Герцен(1812-1870). В центре его работы «Письма об изучении природы» - проблема взаимоотношений между философией и естествознанием. По его мнению, философия и естествознание изучают одно и то же - окружающий «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга: без овладения философской диалектикой естествознание не может создать истинную картину мира в то же время и философия не может развиваться без опоры на естествознание.
Критически перерабатывая Гегеля, Герцен резко с ним расходится в области философии истории: историю он (Герцен) воспринимает как движение человечества к освобождению и себяпознанию, к сознательному деянию. Отсюда его понимание диалектики как «алгебры революции».
Постоянно обращаясь в своей публицистике к теме России и наследуя от Чаадаева критику славянофильства, Герцен в качестве основы «русского социализма» выдвигал общину, артельный труд и мирское управление. И хотя Герцена считают западником и революционным демократом, - после событий 1848г. в Европе он уже не верил в целесообразность революционного насилия и выступал противником любого террора, говорил о необходимости «учить» народные массы, а не «бунтовать» их.
В 60-е годы Х1Хв. в России активно заявляет о себе новая сила - разночинная интеллигенция. Среди её ярких лидеров – Н.Г.Чернышевский (1828-1889). Будучи сторонником антропологического материализма Л.Фейербаха, Чернышевский последовательно проводил материализм как во взглядахнаприроду, так и на человека. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) он, утверждает: поскольку человек состоит из единой материальной субстанции, то и вся его духовная деятельность есть порождение материальной субстанции на определённой ступени развития. То есть человек есть одно существо (он лишён дуализма), имеющее только одну натуру, в которой всё происходит по одному и тому же закону — закону человеческого организма. Это и есть антропологический принцип в философии по Чернышевскому, который он последовательно проводит и в теории познания (способность к познанию является врождённым качеством и органической потребностью человека, а источник знания заключается, прежде всего, в чувственном опыте) и в понимании жизни и истории общества. В отношении последнего Чернышевский проводит следующие идеи: всё историческое развитие общества двигалось успехами знания, которое обусловливалось главным образом развитием средств материального существования, экономики.
Высшей целью и идеалом исторического развития выступает социалистическое общество, ибо «требования человеческой натуры», «человека вообще» более всего выражены в интересе большинства общества, «простолюдинов». Движение к социализму есть, по Чернышевскому, общий закон прогресса, что обосновывается диалектическим методом Гегеля и особенно — законом отрицания отрицания («закон вечной смены форм»). Путь к социализму связан в России с революционной борьбой крестьянских масс , а его основу должна составить община при условии развития в ней промышленности, науки, культуры.
Касаясь, этической проблематики,Чернышевский приходит к следующим соображениям: движущей силой нравственных поступков личности является эгоизм, исходящий из понятия личной пользы, личной выгоды. Но если единственным мотивом признать только личную выгоду, то общество распадётся на враждующих индивидов. Следовательно, тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья» нет.
И значит, человек, как существо разумное, должен свободно подчинять личный интерес, личную пользу общему делу, интересам общества в целом, «человека вообще». Отсюда – принцип «разумного эгоизма» у Чернышевского, который есть, по существу, этика поведения революционеров. Недаром концепция Чернышевского (роман «Что делать?») стала для своего времени программой действия для молодого поколения радикалов.
Со второй половины XIX в. России начинает распространяться материалистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Систематическое освещение и популяризация этого учения у нас было связано с деятельностью Г. В. Плеханова(1856 — 1918), которого называют первым русским марксистом. Вместе с тем Плеханов допускал и некоторые отклонения от «буквы марксизма».
Руководствуясь материалистической диалектикой как методом и универсальной теорией познания («диалектика есть алгебра прогресса»), Плеханов применил её к анализу российской действительности и предложил новую революционную программу. Её основные этапы: уничтожение абсолютизма пролетариатом, завоевание политической свободы для дальнейшей деятельности, осуществление социалистической революции.
Ссылаясь на Маркса, Плеханов утверждал, что в текущий период революция в России невозможна, так как капитализм находится в стадии своего становления, да и пролетариат слишком малочислен.
По этому вопросу в полемику с Плехановым вступил другой видный теоретик во многом переосмысленного, большевистского марксизма, В.И. Ленин(1870-1924).
Отвергая идею Маркса о международной коммунистической революции, Ленин утверждает: победа социализма возможна «первоначально в одной или нескольких странах». Обосновывает он это законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками. Слабость русского капитализма, согласно Ленину, увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции.
Творчески развивая марксизм и осмысливая революцию в науке рубежа XIX - XX в.в., Ленин (работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и др.) вносит важные уточнения в:
- учение о материи и всеобщих формах её бытия – движении, пространстве, времени; критика новейшего идеализма — эмпириокритицизма;
- гносеологию диалектического материализма (вопрос о познаваемости мира, критика агностицизма, учение об истине как результате и процессе, о роли практики в познании);
- учение о диалектике как всеобщем законе развития мира и его познания (более подробно по этим вопросам — см. учебник «Философия» под ред. В.Н. Лавриненко. М, «Юнити», 1998 с. 196 - 204).
Но, в конечном счете, вся философская теория подчинена у В.И.Ленина практическим целям - целям политической борьбы и революционного переустройства общества, прежде всего - российского. А так как основной вопрос революции — вопрос о государственной власти, то теория государства занимает значительное место в творчестве В.И.Ленина (напр., работа «Государство и революция»).
Согласно ему, после уничтожения эксплуататорского государства социалистической революцией необходимо построение нового — советского государства. И пока оно существует, полной свободы быть не может. Однако оно есть необходимое временное образование на пути к бесклассовому и безгосударственному коммунистическому обществу.
Ленинское учение о диктатуре пролетариата как фазе государственного строительства имело как положительные, так и отрицательные последствия для практики государственного строительства, стоило многих неоправданных жертв.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Материалистические идеи в русской философии.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Философия всеединства.
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Воздействие общества на природу.
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Направленность и смысл истории.
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Понятие и природа ценностей.
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов