Философия всеединства. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия
У Истоков Философии Всеединства Стоит ...
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной философии", "Оправдание добра", "Чтение о Богочеловечестве" и др.
Философию он определял как учение об Абсолютном (положительном единстве) или Боге, который производит "свое другое" - бытие (отрицание исходного единства, нечто раздельное, дробное). Сложность бытия возрастает по мереэволюции от минералов к растениям и животным, а затем - к человеку. Человек восходит от природного к духовному, от зверечеловека к Богочеловеку.
История есть, утверждал В.Соловьев, богочеловеческий процесс, конечной целью которого должно стать единение человека с Богом, что будет означать возврат к положительному всеединству, когда дробность бытия сменится его единением, ибо "все едино в Боге". Импульс к развитию мира в этом направлении дает вечная божественная идея - "мировая душа", которую Соловьев называет 'Святая София", Премудрость Божия (или истинная Церковь). «София» (ключевое понятие его философии) есть замысел Бога о мире и человечестве.
Залогом единения человека с Богом служит Христос - первый Богочеловек. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути любви и одухотворения, обретая цельность и полноту своего бытия. Достичь же этой полноты может, говорит Соловьев, только Богочеловечество. В социальном смысле это означает утверждение цельного общества, которое философ называет "Свободная теократия"- Вселенская церковь, которая объединяет православие, католицизм, протестантизм в рамках единой церковно-монархической государственности. Движение к этому обществу должна начать Россия, ибо она может покончить с дроблением человечества на противостоящие друг другу духовные и политические центры.
Размышляя на эту тему, Соловьев вводит термин "Русская идея", который широко использовался в русской философии конца XIX - XX в.в. для объяснения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России.
Богочеловечество (положительное всеединство) в познавательном отношении, означает – утверждение истинного (цельного) знания («свободной теософии»), которая представляет, по мысли Соловьева, синтез науки (эмпирическое знание о реальном), философии (рациональное знание об идеальном) и религии (мистическое знание об Абсолютном). При этом высшим, объединяющим началом познания является Вера.
В нравственном отношении это означает утверждение единой основанной на любви (в ней сливаются три реализующих себя в акте творчества ипостаси Сущего: благо (деятельная воля), Истина (размышление), и Красота (чувство)) - к Богу, другому человеку, природе. Цель и смысл жизни человека - состоит в преумножении добра, источником которого является Бог, а основные принципы нравственной жизни человека - стыд, жалость и благоговение.
Этот всеобщий синтез должен объединить все народы и национальности, помочь преодолеть эгоизм, вражду и привести к установлению царства Божия на земле, т.е. к положительному всеединству. В последней своей работе "Три разговора" (1900 г.) Соловьев показывает, как тяжело и драматично движение людей к идеалу Добра в земной жизни, которое (это движение) осуществляется через грандиозные потрясения и катаклизмы, связанные с борьбой Добра и Зла, Христа и Антихриста.
Концепция всеединства получила дальнейшее развитие в трудах последователей В. С. Соловьева, прежде всего П. А. Флоренского (1882 – 1937). Главное произведение – «Столп и утверждение истины», в котором утверждается мысль о том, что всеединство – основной принцип бытия, которому в его нынешнем падшем состоянии присуща антиномичность. Мир надтреснут и причина этого – грех и зло. Антиномичность же эта преодолевается подвигом веры и любви, живым церковным опытом человека.
В поздних, послереволюционных произведениях Флоренский сосредотачивает внимание на разных уровнях осуществления всеединства в различных областях реальности. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.
Проявление ступенчатой структуры усматривается им во всех областях природы и общества: в концентрической модели Вселенной (космология), в строении земной коры (геология), в структуре общества (социология).
Другим крупным продолжателем идей В. Соловьева был С. Н. Булгаков (1871 – 1944). В своих работах «Философия хозяйства», «Свет невечерний» и др. Булгаков проводит идею, что мир есть творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало – Святая София. Поэтому мир в целом заслуживает к себе позитивного отношения.
Рассматривая историю как «Богочеловеческий процесс», философ разрабатывает целый ряд частных учений о различных сторонах жизни мира, в том числе, учение о хозяйстве. Согласно ему, отражая двойственную природу падшего бытия, хозяйство совмещает в себе свободный, творческий труд «познавания и действия», в котором раскрывается софийность мира и «рабство ничто», служение рожденной падением природной необходимости.
В целом же булгаковское мнение о Софии и Богочеловеке – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы человека.
Особый интерес представляет собой тема смысла жизни человека и его духовных исканий в творчестве таких представителей метафизики всеединства, как Е. Н. Трубецкой и С. Л. Франк.
Е. Н. Трубецкой(1863 - 1920) - один из основных представителей философии всеединства, идущей от В.С.Соловьёва. Основные работы: «Смысл жизни», «Социальная утопия Платона», «Умозрение в красках» и др.
Человек, согласно Е.Трубецкому, устремлён к поиску истины, смысла. И главной опорой в этом духовном поиске выступает Безусловное, всеохватывающее, надындивидуальное сознание. Это - Абсолютное сознание, выраженное в замыслах Божьих о мире, о вещах, включая их идеально преображённую чувственную, эмпирическую природу (созвучно миру идей Платона).
Обретение смысла — в открытости человека этому Абсолютному сознанию — через религиозное откровение — Богопознание. Высший же замысел Божий о мире - Богочеловечество (его воплощение - Христос, в природе которого Божеское и человеческое присутствуют нераздельно и неслиянно), которое опознаётся как смысл истории, равно и смысл жизни человека. «Как бы ни была ужасна и мучительна наблюдаемая нами картина бессмыслицы, будем помнить: перед судом Вечной Истины бессмыслица -только исчезающая тень смысла. Будем же верить не в тень, а в свет, о котором сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Духу христианства, по Трубецкому, соответствует представление о двух линиях жизни: плоскостной, земной, или горизонтальной и небесной, восходящей, или вертикальной: «Одна утверждается здесь, на земле, упирается в землю обоими концами. Другая, напротив, стремится прочь от земли, вверх». Эти две линии скрещиваются. Только тогда реализуется смысл любого бытия: человеческого, природного и божественного («Этот смысл крестом испытуется...»).
Суть христианства Трубецкой видит в объединении вертикальной и горизонтальной линии, то есть земного и небесного, материи и духа. Из Божьей любви ничто не может быть исключено. Принимая мир и его судьбу, человек принимает в свою душу Божье творение; тем самым он религиозно преображается.
Таким образом, для Трубецкого смысл человеческого бытия состоит в реальном повторении и воплощении Креста как символа единения мира и Духа. Это и есть высшая цель человеческой жизни, завещанная человеку Богом.
С. Л. Франк(1877 - 1950) также развивал концепцию всеединства в синтезе с интуитивизмом. Основные сочинения: «Реальность и человек», «Духовные основы общества», «Смысл жизни» и др.
«Чтобы знать, для чего жить и куда идти, - пишет Франк - каждому нужно в какой-то совсем иной инстанции, в глубине собственного духа найти в себе абсолютную опору...» и искать путеводную звезду на свой страх и риск в духовных небесах, в Боге, бытие которого сверхрационально, постигаемо посредством религиозной интуиции. И лишь религиозный человек ощущает в себе «душу живую», способную воспринимать мир как великую тайну.
Жить в вере — значит, по Франку, жить в постоянном напряжении своих сил, преображающем реальность нашего существа. Отсюда поиски смысла жизни суть проявление в нас реальности того, что мы ищем; подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным, утверждённым в бытии: всё готовое и существующее независимо от нас есть либо мёртвое, либо чуждое и нам не пригодное.
Смысл жизни должен быть живым, ибо он - смысл нашей жизни, он внутри, а не вовне нас. Поиски смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряжённое внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. Подлинно творческое и плодотворное дело совершается в глубине человека, и это глубокое внутреннее дело есть настоящее основное дело человека, оно, согласно Франку, состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге обращённости нашей души к Богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Философия всеединства.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Н
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Воздействие общества на природу.
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Направленность и смысл истории.
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Понятие и природа ценностей.
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов