рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия   С Xix В. По Настоящее Время В Социальной Философии Складывают...

 

С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, мировоззренческих установок, методов и целей исследования общества. Их классификация осуществляется по разным основаниям.

Марксизм, в зависимости от решения основного вопроса философии, разделяет эти теории на два вида: 1) материалистические (в первую очередь, это марксистская социальная философия) и 2) идеалистические. Согласно западным исследователям, исходящим из соотношения общества и индивида, эти теории делятся на те, которые исходят из: 1) приоритета общества по отношению к индивиду (марксистская социальная философия, позитивизм и постпозитивизм в социальной философии) и 2) приоритета индивида по отношению к обществу (психологическое направление в социальной философии).

Принимая во внимание эти классификации, и учитывая их условность, обратимся к краткому рассмотрению основных подходов к изучению общества.

В рамках марксистской социальной философии было разработано материалистическое понимание истории (исторический материализм, по Энгельсу), которое представлено в работах К.Маркса (особо отметим его работу «К критике политической экономии. Предисловие», 1858-1859г.), Ф.Энгельса, В.И.Ленина и многих других их последователей.

Это учение, используя метод материалистической диалектики, утверждает принцип первичности общественного бытия (материальная жизнь общества, её производство и воспроизводство) по отношению к общественному сознанию (духовная жизнь общества).

Согласно Марксу, общество не есть механическая сумма индивидов, а оно представляет собой систему отношений между людьми как субъектами социальной деятельности и, прежде всего, предметно-практической, трудовой деятельности. Осуществляя различные виды деятельности, люди вступают в определённые общественные отношения (экономические, политические, религиозные и др.).

Первичными, определяющими среди них являются, согласно марксистскому учению, производственно-экономические отношения, т.к. они, будучи определяемыми характером производительных сил, носят объективный характер и образуют базис общества, над которым возвышается надстройка. Она включает три главных элемента: 1) внеэкономические отношения; 2) общественные идеи; 3) общественные организации (государство, политические партии, церковь и др.).

Маркс выводит закон: каков базис общества, такова и его надстройка. Изменение базиса приводит к изменению надстройки, которая (как показал Энгельс) влияет на базис.

Производственные отношения в своём конкретно-историческом единстве с производительными силами образует способ производства материальных благ, который играет в обществе системообразующую роль. Господствующий способ производства определяет тип (форму) общества, который Маркс назвал общественно-экономической формацией (в дальнейшем – ОЭФ).

Так возникает формационная модель общества. ОЭФ представляет собой не только особое качественное состояние общества, но и особую ступень в его поступательном развитии, Это развитие, по Марксу, представляет собой естественно-исторический процесс возникновения, развития и смены формаций, в основе которого лежат объективные (но отличающиеся от природных) законы: закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию; закон первичности базиса по отношению к надстройке; закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (составляет экономическую основу смены формаций); закон классовой борьбы и социальной революции как движущих сил развития антагонистических формаций.

В рамках материалистического понимания истории наибольшее распространение получила пятиступенчатая схема всемирно-исторического процесса: первобытно-общинная формация и – далее: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формация как кульминация общественного прогресса.

Историческая судьба материалистического понимания истории и её современные оценки неоднозначны. К положительным сторонам этого учения относят: уяснение особой природы социальной реальности; периодизация исторического процесса, его деление на формации (оно и сегодня не потеряло своего объяснительного потенциала); талантливая критика недостатков раннего капитализма (хорошо приложима к современным российским реалиям); системный подход к анализу общества.

Вместе с тем, подвергаются критике такие аспекты этого учения, как: положение о необходимости упразднения частной собственности на средства производства; примат классового подхода в изучении общества; абсолютизация социальных антагонизмов и классовой борьбы как условий перехода к коммунистической формации.

Марксизму в западной социально-философской мысли противостоят позитивизм и постпозитивизм. У истоков позитивизма стоял французский мыслитель О.Конт (1798-1857), который выступал за использование точных (позитивных), естественнонаучных (количественных) методов для изучения общества.

Назвав основанную на таких методах науку об обществе социологией, Конт выделил в ней: 1) социальную статику (объясняет структуру общества) и 2) социальную динамику (раскрывает механизмы развития общества).

В своих трудах, в том числе, в работе «Курс позитивной философии» он рассматривал общество как сложный организм, который нуждается в гармонизации на основе определённых идей. Идеи же в своём историческом развитии закономерно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (основывается на точных научных знаниях, а не на вере или отвлечённых спекуляциях).

Отсюда – закон трёх стадий Конта как «великий закон интеллектуальной эволюции человечества». Позитивная стадия означает, согласно ему, возникновение нового, промышленного общества, в котором сочетаются порядок и прогресс.

Рассмотрение общества по аналогии с живым организмом, предпринял и последователь Конта, английский мыслитель Г.Спенсер (1820-1903), основатель органической школы и социал-дарвинизма в социологии. Работы: «Система синтетической философии», «Основания социологии» и др.

Общество Спенсер уподоблял организму, а его отдельные части – частям организма. При этом в структуре социальной системы он выделяет три элемента: регулятивную, производящую средства для жизни и распределительную. Каждая из частей социального организма и все они вместе влияют на функционирование целого.

Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества эволюционируют от простейших форм к более сложным, идя по пути естественного отбора. Социальную эволюцию он связывает с действием законов: 1) дифференциации (рост разнообразия частей); 2) интеграции (нарастание согласованности частей) и 3) возрастания социального порядка.

В ходе социальной эволюции возрастает значение коллективной деятельности людей, их кооперации. Основное различие обществ определяется тем, является ли эта кооперация принудительной («военный тип общества») или добровольной («промышленный тип общества»). Как и Конт, Спенсер ставил проблему равновесия, стабильности общества, рассматривая социальную революцию как болезнь общественного организма.

Их линию продолжил французский философ и социолог Э.Дюркгейм (1858-1917), который определял предмет социологии как учение о социальных фактах, а в единой социальной эволюции выделял общества с солидарностью механической и органической.

Их последователи в XX веке – постпозитивисты, американские мыслители Т.Парсонс (1902-1979) и Р.К.Мертон (р.1910) для изучения общества использовали метод структурно-функционального анализа. Исходный момент анализа у них – «социальное действие», которое ориентировано на определённые нормы и ценности (собственность, деньги, власть, престиж).

По аналогии с социальным действием Парсонс (работа «Социальная система») выделяет в обществе четыре подсистемы: 1) органическую; 2) личностную; 3) культурную и 4) социальную. Каждая из этих подсистем и все они вместе выполняют четыре важнейшие для социальной системы функции: 1) адаптивную; 2) функцию целедостижения; 3) интегративную и 4) функцию воспроизводства системы и снятия её напряжений. Здесь опять-таки подчёркивается необходимость поддержания стабильности социальной системы (этот подход подвергается критике как метафизический).

Мертон сосредоточил внимание на тех действиях, которые ведут к нарушению равновесия социальной системы. Такие действия он назвал отклоняющимся (девиантным) поведением. Согласно Мертону, такие действия возникают, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей (например, денежно-материального успеха) «нормальными», им же установленными средствами.

Подытожим: добившись успехов в открытии законов общества и анализе его макроструктур, марксистский и позитивистский подходы испытывают трудности в характеристике внутренних мотивов, намерений, действий людей, т.к. из общего целого выводится отдельный человек.

Эти трудности попытались преодолеть «понимающая социология» М.Вебера и психологическое направление в социальной философии (Уорд, Тард, Парето, фрейдизм и неофрейдизм), согласно которому психические особенности людей определяют особенности общества и его развития. Рассмотрим их вкратце.

В рамках «понимающей социологии» немецкого мыслителя М.Вебера (1864-1920) разрабатывается теория социального действия, которое: 1) направлено на других людей, учитывает их реакцию и 2) включает цели, средства их достижения и мотивы, связанные с определёнными ценностями.

Любой социолог в анализе общества также исходит, по М.Веберу, из определённой системы ценностей, как «установки, направленности интереса той или иной эпохи». Как следствие, социальный мыслитель использует в своём познании определённые «идеальные типы» - мысленные конструкции, теоретические модели, в которых фиксируется культурный смысл определённых явлений (экономических, политических, нравственных) и которые помогают изучать и истолковывать существующую социальную реальность.

Имеет большую познавательную ценность разработка М.Вебером проблемы типологии социальных действий, социального поведения, власти, бюрократии и т.д. Выделяя четыре типа социальных действий (аффективное, традиционное, ценностнорациональное и целерациональное) М.Вебер утверждал: западные страны движутся в направлении возрастания рациональности, которая находит выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д., что обеспечивает максимальную экономическую эффективность.

Таким образом, по Веберу, всё социальное развитие можно описать в терминах концепции «идеальных типов».

Один из видных представителей психологического направления в социальной философии – американский социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, Л.Уорд (1841-1913).

В своих работах («Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации» и др.) Уорд в качестве исходных движущих сил развития общества выделял первичные или материальные желания людей (их потребности в пище, тепле, продолжении рода). На их основе формируются более сложные, духовные желания (интеллектуальные, моральные, религиозные и т.п.).

Желания людей порождают волю как побудительный мотив их социальных действий. Главным носителем деятельной коллективной воли выступает государство, которое должно способствовать прогрессу общества через его реформирование. В конечном счете, законы общества, по Уорду - это законы социальной деятельности людей, которая осуществляется под влиянием их желаний и воли, каковые и выступают как основные психические силы, обеспечивающие развитие общества, его историческую динамику.

Другой видный представитель психологического направления – французский мыслитель Г.Тард (1843-1904) в своих трудах, в т.ч. «Законы подражания», разрабатывал концепцию подражания. Её суть: в процессе взаимодействия отдельных людей и социальных групп одни из них подражают другим, подобно наследственности в живых организмах. Подражание (в основе – мода и традиция) – это усвоение и повторение людьми того нового (в основе – инициатива), что появляется в разных сферах общественной жизни. Это новое (изобретения, открытия), представляя собой акт творчества талантливых людей, усваивается и повторяется затем другими людьми и распространяется по всему миру по закону геометрической прогрессии.

Более того, само общество, по Тарду, есть результат подражания: оно возникло из группы людей, которые взаимно подражали друг другу. Результатом стала общая психология группы, которая развивалась и усложнялась с каждым новым изобретением. Таким образом, общество, согласно Тарду, есть результат подражания.

Другой представитель этого направления, итальянский мыслитель В.Парето (1848-1923) в работах «Приложение социологических теорий», «Трактат общей социологии» и др., трактовал общество как результат неосознанных действий людей, которые он делил на логические и нелогические. Утверждается: в основе любых действий лежат некие неосознаваемые, врождённые предпозиции. Как следствие, люди неадекватно осознают истинные мотивы своих действий, стремясь оправдать их при помощи логических псевдоаргументов.

Поскольку люди, согласно Парето, психически, по своим способностям не равны, любое общество не однородно и делится на элиту и неэлиту. Элита - «избранные» представители общества, которые, имея властный инстинкт и соответствующие способности, занимают в обществе руководящее положение. Внутри элиты Парето выделяет две группы в зависимости от метода управления обществом: элиту львов и элиту лис.

Согласно закону круговорота элит, в общественной жизни господствующее положение «львов» сменяется господствующим положением «лис», затем снова «львы» и т.д. Этот закон Парето дополняет законом циркуляции элит: менее способные члены элиты опускаются в нижние, неэлитные группы. И наоборот, наиболее талантливые представители неэлитных групп поднимаются в элитные. Благодаря такому вливанию «свежей крови» элита не вырождается и тем самым создаётся предпосылка для развития общества.

Таким образом, общество, по Парето, есть результат действия элит.

В рамках социального психологизма большое влияние приобрёл также фрейдизм, который видит истоки общества в биологических инстинктах человека. Так, основатель этого направления, З.Фрейд (1856-1939) выводил возникновение и развитие общества из инстинктов сексуально-биологической природы. Возникновение религии, государства, власти, норм культуры он связывает с сексуально-психологической драмой в первобытной орде. Эти устои общества и культуры воплощают образ убитого (сыновьями) и обожествлённого отца, которому поклоняются и испытывают перед ним чувство вины.

С тех пор чувство вины за совершённое преступление незримо присутствует, по Фрейду, в душе каждого человека. И на этом покоится вся современная культура с её предписаниями морали и всё возрастающими запретами.

В последующем сексуальные инстинкты трансформировались у Фрейда в инстинкт жизни и инстинкт смерти. Борьба этих инстинктов проявляется в поведении человека и его деятельности. Нормы культуры (= проявление массовой сублимации подавленной энергии «либидо») призваны ослабить агрессивные инстинкты людей (логическая погрешность в рассуждении Фрейда!), вытеснить их в бессознательное «Оно», откуда эти инстинкты снова и снова прорываются, ломая систему запретов цивилизации и цензуру «Сверх-Я». Отсюда – бунты, мятежи, революции и т.д.

Идеи Фрейда получили развитие в трудах его последователей – неофрейдистов, которые старались больше учитывать воздействие социальных факторов на человеческую психику.

Среди них – австрийский психолог А.Адлер (1870 - 1937), ученик Фрейда, впоследствии с ним порвавший, перенёс акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти, самоутверждению через преодоление чувства «неполноценности», которое обнаруживается только в отношении к социальному окружению.

Это стремление, по Адлеру, в оптимальном варианте становится стимулом творческой активности индивида, развития его дарований, позволяя компенсировать те или иные физические недостатки, ущербность положения и добиться успеха в бизнесе, политике, искусстве, личной жизни. Это и составляет, согласно индивидуальной психологии Адлера, движущие силы развития общества (Работы: «Теория и практика индивидуальной психологии», «Смысл жизни» и др.).

Другой ученик Фрейда (также основавший впоследствии свою школу аналитической психологии), швейцарский психолог К.Г.Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, где в виде изначальных психических структур (ахетипов) хранится древнейший опыт человечества, влияющий на социальную активность людей и на общественную жизнь. (Работы: «Архетип и символ», «Психологические типы» и др.).

Другой представитель неофрейдизма, немецко-американский психолог Э.Фромм (1900-1980) в своих работах «Искусство любви», «Иметь или быть», «Бегство от свободы» и др. трактовал личность как продукт динамического взаимодействия между врождёнными природными потребностями и давлением социальных предписаний и норм. Изменение последних приводит к переменам в социальном характере человека.

Современная капиталистическая реальность породила, согласно Фромму, «рыночного человека» («рыночный характер»), доведя до предела самоотчуждение его личности. Отсюда – конформизм, внутреннее одиночество, изоляция. Чтобы сделать мир и человека более гармоничным и гуманным, считает Фромм, нужен культ всеобщей любви, в основе которой – восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Слабость психологических теорий в социальной философии в том, что в основу общественной жизни они кладут психику отдельных людей и потому не могут удовлетворительно объяснить общество на уровне его макроструктур и законов социального прогресса.

Тем не менее, следует учитывать, что социальная истина складывается из множества концептуальных подходов, возникающих в социальной философии. Это касается и тех из них, которые развиваются в XX-XXI в.в. Это, например, концепция закрытого и открытого общества (К,Поппер и др.).

В этом же ряду – теория общества коллективистического и индивидуалистического (Поппер, Хайек, Бжезинский и др.). Выделяется постмодернистская стратегия исследования общества (Бодрийяр, Баумани др.), а также его анализ в рамках футурологии на основе информационного подхода (Белл, Тоффлер, Кастельс, Масуда).

 

17. Наименование темы: «Природные основы общественной жизни», лекция, отведён 1 час.

 

17.1. Роль природных факторов в жизни и развитии общества.

17.2. Воздействие общества на природу.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги