Воздействие общества на природу. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия
Воздействие Общества На Природу Усиливалось В Ходе Историческ...
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет три вида ресурсов. Это: вещество, энергия и информация. Четвёртый ресурс принадлежит самому человеку с его интеллектом и способностью к труду.
Понятно, что вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии, а вещество и энергия применяются тем лучше, чем богаче запас необходимой информации.
В зависимости от того, какой тип ресурсов являлся доминирующим в истории общества, выделяют три основных этапа в освоении природы, каждому из которых соответствует определённый тип общественного производства.
НТР
Промышленная
Аграрная революция
революция
Постиндустриальный
Индустриальный
Этапы Доиндустриальный
Главный
ресурс Вещество Энергия Информация
Тип Земледелие и Машинное Автоматизированное
Производства скотоводство производство производство
С каждым этапом усиливалось антропогенное (связанное с деятельностью человека) давление на природу. Например, в XX в. человечество потребило больше тепла и энергии, чем за всю свою предшествующую историю.
На современном этапе НТП человеческая деятельность превращается в планетарную силу, влияющую на всю естественную среду обитания человечества. В связи с тем, что человечество приобрело всепланетарный статус, то его проблемы также стали носить глобальный характер. В том числе: деятельность человека, относящегося к природе как к сырьевому придатку производства, приводит к обострению противоречия между обществом и природой, техносферой и биосферой и приобретает сегодня черты глобального экологического кризиса.
Этот кризис находит выражение в таких проблемах, как: разрушение почв, лесов, водных, воздушных бассейнов, их химическое и радиоактивное отравление, уничтожение растительного и животного мира, истощение земных недр. В этом же ряду – озоновые дыры, парниковый эффект.
Человечество производит сегодня в 2000 раз больше органических отходов, чем вся биосфера. При этом из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается только 1/10 часть, остальное отправляется на свалку. Кроме того, из-за бурного роста населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть.
Главная проблема антропологического влияния – противоречие между почти неограниченными потребностями человечества, его техническими возможностями и ограниченными возможностями самой природы. В связи с этим экологическая проблема становится проблемой охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.
Одна из составных частей этой проблемы – проблема социальной экологии – охрана человека, его здоровья, общества в целом в связи с исчерпанием природных ресурсов и загрязнением природной среды. Всё это может иметь плачевные результаты – появление врождённых пороков развития, раковые, наследственные заболевания, что подрывает жизнеспособность людей, ведёт к их генетическому вырождению. Поэтому некоторые учёные говорят об экологической и генетической катастрофе.
Как следствие, активизируется экологическое мышление, которое ставит вопрос о путях выхода из того экологического тупика, в который загнало себя человечество. Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения экологической проблемы. Среди них выделяют экологический пессимизм и научно-технический оптимизм. Представители первого ( Дж.Форрестер, Д.Медоуз, Р.Хайлбронер – в США) исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже невозможно и следует говорить только о некотором ослаблении воздействия общества на природу через, например, установление нулевого роста производства, отказ от современной техники, снижение прироста населения и т.п.
Представители научно-технического оптимизма (Д.Белл, А.Тоффлер в США, Б.де Жувенель, Ж.Фурастье во Франции, К.Фримен, Д.Габор в Великобритании и др.) считают, что все глобальные проблемы, в т.ч. и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Учитывая их предложения, а также наработки таких отечественных мыслителей, как В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев и др., обозначим главные пути решения экологической проблемы:
▪ уменьшение опасного антропогенного давления на природу за счёт регулирования роста населения планеты, устранения угрозы ядерного, химического самоуничтожения человечества, использования безотходных технологий, природоохранных мероприятий, ограничения роста производства и потребления, а также экологического воспитания людей;
▪ объединение усилий всех стран в преодолении экологических угроз;
▪ изыскание средств для существования человечества, не связанных с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли, что возможно за счёт развития науки, новых технологий, в том числе, биотехнологии.
Важной предпосылкой этих шагов является преодоление экономического и культурного разрыва между «Севером и Югом» через ускорение глобализации НТП. То есть человечество должно осознать себя как единое целое в своём отношении к природе. Самое главное условие поддержания гармонии с природой – разумное сосуществование людей друг с другом.
При этом необходима психологическая переориентация человеческого сообщества, смена стереотипов: современное общество стало обществом потребителей; потребление стало целью; всё производится для того, чтобы потреблять. Важно преодолеть потребительское отношение к природе, перейти от «человекоцентризма» к спасению Земли по принципу выведения «счастья человека» из «счастья планеты». Важнейший ориентир здесь – идея коэволюции, т.е. совместной эволюции человека и природы, с возможностями которой необходимо сопоставлять цели, средства и последствия человеческой деятельности.
В качестве вывода отметим следующее: общество, человек находятся в определённых отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. И хотя по мере развития общества зависимость человека от природы уменьшается, он в любом случае оказывается неразрывно с ней связанным. Это фиксируется в понятии «биосфера», частью которой является человечество.
К осознанию этого обстоятельства подталкивает рост экологических проблем, угрожающих самому существованию биосферы. В этих условиях обостряется проблема ответственности человека по отношению к природе, посредством которой он существует. А этика ответственности предполагает тщательный философский анализ, сопоставление различных точек зрения, диалектический учёт необходимых и случайных связей во взаимодействии общества и природы.
18. Наименование темы: «Общество как целостная саморазвивающаяся система», лекция, отведён 1 час.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Воздействие общества на природу.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Н
Философия всеединства.
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Направленность и смысл истории.
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Понятие и природа ценностей.
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов