рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль государства в политической жизни общества.

Роль государства в политической жизни общества. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия   Наиболее Важным Инструментом Политической Системы Общества Яв...

 

Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяет ему решающим образом влиять на социальные изменения. Да и вся история человечества в отношении организации власти в обществе может делиться на догосударственный и государственный периоды.

Что же такое государство? Как и почему оно возникло? Каково его соотношение с обществом и иными политическими единицами? Эти вопросы неоднозначно трактовались в истории философской мысли, т.е. выдвигались разные концепции происхождения государства. Учитывая разнообразие социально-исторических условий формирования государства, у разных народов, в каждой из этих концепций можно обнаружить зерно истины.

 
 

 

 


 

 
 
Органическая Общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, как человеческий организм состоит из клеток (Аристотель, Г. Спенсер, А. Шеффле)

 

 


 

Как можно оценить эти концепции? История человечества показывает, что образование государства у разных народов имело свои особенности. Это было обусловлено разными факторами

Есть большая правота марксистского учения в понимании государства как особой организации, которая служит интересам господствующего класса и создана для того, чтобы держать эксплуатируемых в подчинении. Эта функция, особенно в доиндустриальных государствах, была важнейшей. В индустриальных же странах государство выполняет уже иные функции.

Иначе говоря, если в доиндустриальный период развития государство представляло собой результат насилия одной части общества над другой, то в последующие периоды своего развития государство все больше превращается в выражение всеобщей воли. Уже в самом слове «государство» просматривается такой смысл: государство – это как бы дар всеобщей воли (ср. укр. – «господарство»). Применительно к современности, прав, вероятно, М. Вебер, считающий, что в основе понятия государства лежит необходимость монополии на законное использование насилия, хотя и практика XX в. показывает, что не всегда законность обязательна.

Но как отличается государственная организация общества от догосударственной? Иначе говоря: каковы основные признаки государства?

К основным признакам государства относят наличие:

• публичной власти, отделенной от народа. Эта власть осуществляется особой частью общества; в нее входят бюрократический аппарат, вооруженные силы, суды и т.д. (напомним: по Локку, государство состоит из трех частей: законодательной, исполнительной и судебной);

• разделения людей по территориальному признаку, т.е. государственная власть распространяется на определенную территорию с определенным населением;

• налогов с населения, в том числе для содержания государственного аппарата;

• права, которое закрепляет определенную систему норм, санкционированных государством;

• суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вне страны.

Основные направления деятельности государства, в которых реализуется его социальное назначение, выражается в его функциях. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

• экономическая (формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; установление и регулирование денежной системы; определение общих программ экономического развития; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; осуществление финансового контроля и т.д.);

• социальная (оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества; выделение необходимых средств на здравоохранение, отдых, строительство дорог, жилья и т.д.);

• охрана правопорядка;

• консолидация общества (социальный арбитраж);

• культурно-образовательная (политика в области культуры и образования);

• экологическая (система государственных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природных условий жизнедеятельности человека).

Внешние функции:

• обеспечение национальной безопасности;

• сотрудничество с другими государствами;

• отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Государство, возникая на определенной стадии развития общества, изменяется вместе с ним. Существуют разные основания выделения исторических типов государств. Наибольшее распространение получили два общетеоретических подхода – «формационный» и «цивилизационный», которые в чем-то дополняя друг друга, дают представление не только об общих чертах в развитии государственности, но и об особенностях ее в условиях разных цивилизаций.

Формационный подход (Маркс, Энгельс, Ленин) выделяет следующие исторические типы государств:

• рабовладельческое государство (диктатура рабовладельцев);

• феодальное государство (диктатура феодалов);

• капиталистическое государство (диктатура буржуазии);

• социалистическое государство (возникает через революцию и диктатуру пролетариата и отмирает с отмиранием классов).

Согласно цивилизационной парадигме (Еллинек, Коркунов, Крюгер, Гэлбрейт, Тойнби и др.), существовали следующие типы государства:

• древневосточное государство (деспотия);

• древнегреческое государство (полисная структура);

• древнеримское государство (имперское управление)

• средневековое государство (сословная политическая структура);

• современное государство (начинает исполнять роль посредника между гражданами и обществом на основе информатизации управления).

Типология государств имеет и другие основания для классификации. Соответственно выделяют различные формы государства.

Формы государства:

 

Демократичес- кое
Конфедера- тивное

 

 

Итак, под формами государства понимаются:

формы правления, т.е. организация государств, структура и порядок образования органов власти и распределения между ними компетенции. Наиболее характерны две формы правления – монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена лицом, занимающим престол по праву родства или первородства. Монархия бывает абсолютная – неограниченная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I) и ограниченная (законами) – конституционная монархия, например, современная Великобритания, Дания, Япония и др. В настоящее время таких государств в мире около 40.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному органу, избираемому на определенный срок. Республики были аристократические(Спарта, V – IV в.в. до н.э., Рим, I – III в.в. н.э.) и демократические (Афины, средневековые города-республики: Венеция, Новгород). Современная республикапрезидентская (США), парламентская (Италия, Германия и др.) и президентско-парламентская (Франция, Португалия и др.).

формы территориального устройства. По этому основанию государства делятся на: а) унитарные (единые) государства, в которых существуют единые для всей страны высшие органы государственной власти (Финляндия, Франция, Япония, Китай и т.д.); б) федеративные (союзные государства), в которых осуществление государственных функций распределено между высшими органами всей страны и высшими органами, входящими в состав федерации государственных единиц (США, Индия, Германия, Россия и др.); в) конфедерация – обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для решения каких-то общих задач – экономических, военных и т.д.

формы политического режима, т.е. применение определенных средств и методов государственного руководства обществом. По этому критерию различают следующие основные типы политических режимов – авторитарный, тоталитарный, и демократический.

В истории человечества логика властной организации общества, включая тип политического режима, имеет тенденцию к демократическим формам государственной жизни. Согласно отчетам нью-йоркской организации Freedom House, количество свободных или либеральных демократических государств выросло от 42 в 1972 г. до 76 в 1985 г., или с 29 % в 1972 г. до 33,5 % в 1985 г. и 39,8 % в 1995 г. – то, что политолог С. Хантингтон в 1991 г. описал как третью волну демократизации.

Понятие «демократия», как известно, определяется как власть народа. Демократия возникла в процессе становления государства и с тех пор, как Пифагор развил идеи о гражданском равенстве, а Фукидид впервые употребил понятие «демократия», проблемы демократического развития остаются в центре политической практики и теоретических дискуссий.

Напомним позицию неприятия демократии Платоном, Аристотелем и их аргументы. В дальнейшем большое влияние на развитие концепций демократии оказали такие мыслители, как Макиавелли, Локк, Монтескье, А. де Токвиль; в XX веке – М. Вебер, Д. Белл, Д. Ф. Томпсони др.

• избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании • гарантированность личных прав и свобод • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства • защищенность личности от произвола и беззакония • многопартийность, наличие в партийной системе различных партий, действующих в рамках конституции • легальная оппозиция как неотъемлемый элемент политического процесса • плюралистическая политическая культура • силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законом, они – вне политики P.S.: для современных демократий – реализация принципа разделения властей (правовое государство) и гражданское общество, которое контролирует государство и всю политическую систему.

 

Современные представления о демократии очень многообразны и не вписываются в рамки одного направления социально-философской и политологической мысли. Но в целом это – идеальный тип общественного устройства, относительно которого английский политик У. Черчилль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.

В настоящее время либеральной (т.е. основанной на концепции прав человека) и эгалитарной (исходящей из идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое.

Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступает гражданское общество и правовое государство. Именно формирование гражданского общества и правового государства определяет магистральный путь развития России.

Долгое время в политической философии понятия «гражданское общество» и «государство» не различались. И хотя идея гражданского общества возникает еще в античности, само это понятие впервые возникает в работе Т. Гоббса «Левиафан…». Далее Дж. Локк провозглашает его (гражданского общества) примат над государством, а Ш. Монтескье показывает противоречивое единство законов гражданского общества и государства. По Канту формирование гражданского общества – главный путь к сочетанию свободы каждого со свободой других. У Гегеля, а позднее у К. Маркса противоположность гражданского общества и государства есть противоположность частного и общего интересов.

В современной интерпретации гражданское общество есть сфера свободной самоорганизации граждан и деятельности их добровольных объединений, созданных для реализации их жизненных интересов и защиты гражданских прав – та сфера, которая развивается независимо от государства и законодательно ограждена от его прямого вмешательства. Если в государстве преобладают связи соподчиненные, вертикальные, то гражданское общество характеризуется прежде всего связями горизонтальными, координационными. Основные его институты - следующие.

 

Институты гражданского общества:

 

 

 

 
 


Производственные
Политико-культурные

 

 

.

 

Как историческое явление гражданское общество начинает формироваться в ходе раннебуржуазных революций в Европе. Его основой становится юридически свободный индивид. Не случайно реальное функционирование гражданского общества начинается с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека во Франции. С этого времени гражданское общество и государство оказываются тесно взаимосвязаны, хотя характер этой взаимосвязи весьма сложен и противоречив. В соответствии с либерально-просветительской традицией гражданское общество и государство должны дополнять и уравновешивать друг друга, обеспечивая развитие общества на началах большей справедливости и гуманности.

Полноценное гражданское общество реализуется при условии установления правового государства(о нем – в теме 21).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль государства в политической жизни общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги