рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек, индивид, личность.

Человек, индивид, личность. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия   В Философии Для Обозначения Разумного Существа Используется П...

 

В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?

Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие свойства и черты, присущие всем людям, всему человеческому роду, В это понятие включаются как социальные, так и биологические черты.

Задержим внимание на вопросе о природе и становлении человека. Его научное изучение началось в XIX в., когда возникает проблема антропогенеза – происхождения человека. Автор первого научного учения антропогенеза – Ч. Дарвин, который показал, что человек – результат длительной биологической эволюции.

Диалектико-материалистическая философия утверждает биосоциальную природу человека. В решении проблемы становления человека и общества она исходит из следующих принципиальных положений:

• решающую роль в становлении человека сыграл труд;

• становление человека и общества – переход от биологической формы движения к социальной; при этом биологическая форма движения в диалектическом смысле «снимается» социальной;

• после становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов.

Проблема антропогенеза касается соотношения биологических и социальных факторов в историческом развитии человека, его филогенезе. Не менее важно уяснение этого соотношения в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. Важное значение здесь имеет понятие генотип (наследственная основа организма, совокупность генов, унаследованных от родителей) и фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип человека и есть результат взаимодействия наследственности (биологические задатки) и среды (социальной и природной). Рождаясь как биологическое существо, человек подготавливается к жизни в обществе, как бы усваивает свою родовую сущность через воспитание, обучение.

Но человек – не только объект, но и субъект общественных отношений, поскольку в той или иной ситуации он выступает их творцом. В этом усматривается социально-деятельностная сущность человека.

С вопросами биологического и социального тесно связана также проблема бессознательного и сознательного в человеке. Подходы к ее решению наметились уже с Нового времени, но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З. Фрейд и его последователи – неофрейдисты (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и др. – см. тема 10).

Понятие «индивид» означает единичного представителя человеческого пода: индивид - один из многих. Тема личности возникает тогда, когда мы выделяем какие-то особенности данного индивида, относя его к определенным социальным группам (бедный или богатый, инженер или банкир, русский или казах и т.д.) и социальным ценностям (нравственные, религиозные и др. понятия).

Личность, таким образом, есть социальный аспект человека, совокупность качеств, приобретенных им в обществе (через воспитание, обучение), в которых отражается его социально-классовая, профессиональная принадлежность, семейное положение, его мировоззренческие, политические, нравственные и др. взгляды и ориентации. Т.е.: личность - это человек, ставший субъектом деятельности, общения, поступка, жизненного выбора и ответственности за него («Человеком рождаются, а личностью становятся» - Выготский).

Наряду с социально-типическим, понятие «личность» включает в себя и единичные, особенные свойства человека, что находит отражение в понятии «индивидуальность». Индивидуальность - это неповторимость, самобытность отдельного человека, его личных качеств, т.е. то, что отличает его от других людей. Индивидуальность изменяется в процессе жизни человека, но в то же время она представляет относительно устойчивое образование его личности - индивидуальное самосознание, «Я» человека. Наше «Я» характеризуется деятельным отношением к миру и к самому себе. В процессе этого отношения у нас формируется образ собственного «Я» («Я - концепция»), который и служит объектом нашего самопознания, самооценки, самовоспитания и т.д.

Формирование личности заключается во «вхождении» человеческого индивида в общественную жизнь через приобретение навыков социальной деятельности, усвоение знаний, ценностей культуры, норм общения и т.д. Способами такого вхождения являются воспитание, образование, обучение, а также стихийные воздействия социального окружения. Этот процесс называется социализацией и осуществляется он под воздействием макросреды (общество, страна, в которой живем, природная среда, экономические, духовные структуры общества, СМИ...) и микросреды (семья, школьный, студенческий, трудовой коллектив, соседи и т.д.). Через социальную среду личность как бы вписывается в определенный культурно-исторический контекст. В этом плане можно говорить не только о различных исторических типах личности, но и о личности, обладающей характерными для данного общества чертами («средние американцы», «сдержанные англичане», «истинно русские»). Можно говорить и типах личности, отражающих особенности Восточной и Западной культур. В марксизме преобладает классовый подход к личности, к её типологии (тип личности определяется её принадлежностью к тому или иному классу), в западной социологии широко распространена ролевая теория личности (см. социологию личности).

Поскольку социальным воздействиям со стороны социальной среды мы подвергаемся постоянно, то личность - это всегда процесс, постоянное развитие. Личность, остановившаяся в сво­ем развитии, это уже деградировавшая личность. Т.е.: становление личности - это итог взаимодействия человека (человеческого индивида) и общества, которое представляет собой активное взаимовлияние: с одной стороны, личность является объектом социальных воздействий, а с другой, она (становясь самостоятельным субъектом деятельности и отношений) активно влияет на социальную среду (особенно на микросреду), без чего невозможен прогресс общества.

В ходе исторического развития усиливается значимость индивидуально-личностного начала в общественной жизни, что связано с расширением степени свободы человека (в том числе в связи с развитием демократии). Многие (особенно либеральные мыслители) рассматривают свободу человека в качестве ценности, приоритетной для продвижения общества вперед. Что такое свобода? В истории философской мысли это понятие претерпело длительную революцию (Кант, Гегель, Ницше, Бердяев и др.). В общем плане индивидуальную свободу можно определить как состояние человека, способного действовать, мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения.

Свобода - это процесс, который имеет конкретно-исторический характер. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то в середине XX века становится очевидным, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности и отношений людей при помощи экономических механизмов и соблюдения прав человека. Свобода личности и проявляется в её юридически закрепленных правах, которые отражают различные аспекты свободы - экономической, политической, духовной (см. «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948 г.).

В то же время, свобода относительна, ограничена в том плане, что: 1) права человека не должны ущемлять права других людей; 2) свобода человека связана с его ответственностью перед социальным окружением, обществом. Отсюда - чем больше свободы дано человеку, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

В завершение обратимся еще к одному важному вопросу философской антропологии – о смысле жизни человека. Проживая жизнь, человек всегда избирательно, оценочно относится к миру, ориентируясь на определенные ценности (устойчивые представления о благах, о том, что нужно, полезно, к чему мы относимся заинтересованно).

Важнейшей среди них является смысл жизни, который связан с пониманием тех основополагающих целей и ценностей, ради которых стоит жить. Они находят свое выражение в понятиях «благо», «призвание», «счастье» человека. Разные философские учения вкладывают разный смысл в содержание этих понятий.

Так, уже в античности (учения Аристиппа, Эпикура) возник гедонизм (от греческого - «наслаждение»). Согласно ему, все дела и поступки человека есть только средство для того, чтобы переживать удовольствие и избегать страданий. Близкую позицию занимает эвдемонизм (от греческого - «счастье»), который считает условием человеческой жизни счастье, т.е. совокупность удовольствий, которые перевешивают страдания (Демокрит, Сократ, Аристотель, Дидро, Фейербах и др.) Близкий к ним подход предлагает утилитаризм (от латинского «польза»), согласно которому человек должен сосредоточиться в жизни на том, что полезно, выгодно ему для достижения личного благополучия (И. Бентам, Д. С. Милль).

К. Маркс и Ф. Энгельспризвание человека видели во всестороннем развитии и реализации им своих способностей. Эти учения ищут смысл в жизни в ней самой. Другие - связывают его с высшей сущностью (Богом), которая отделена от существования человека, находится за пределами его конечной и частной жизни. Так, согласно религии, наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. В христианстве это - приобщение к божественной жизни через веру во Христа, в конечном счете, - обретение вечной жизни. Согласно атеистическому экзистенциализму (Сартр, Камю), мир, в который мы заброшены случайно, не может дать нам ответа на вопрос о смысле нашего бытия: «Жизнь есть трагедия абсурда» (Камю) - такова истина экзистенциализма.

Человеческая жизнь действительно не обладает никаким заранее заданным смыслом, кроме того, какой мы сами, самими способами нашего бытия придаем ей, существуя в данное историческое время в данном обществе, которое также влияет на понимание ценности человеческой жизни. Таким образом, понятие смысла жизни человека диалектически объединяет смысл жизни и человека, и общества, а поэтому невозможно найти смысл жизни для всех времен и народов. Кроме того, содержание и цели жизни меняются и в зависимости от возрастных особенностей каждого отдельного человека.

Обобщим материал темы: человек как главный и неисчерпаемый предмет философского интереса, есть существо историческое, сложное, многомерное. Проблема человека имеет много граней: соотношение в нем биологического и социального, существования и сущности, бессознательного и сознательного, свободы и ответственности…

В философии существует множество подходов к решению этих вопросов. Из них складывается общая картина природы человека. Главное – не проходить мимо накопленного в философии богатства и на основе его освоения искать собственные способы самоосмысления и жизненного самоопределения.

 

Наименование темы: «Ценности и личность», лекция, отведен 1 час.

 

 

25.1. Понятие и природа ценностей.

25.2. Личность в ценностном измерении.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек, индивид, личность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги