КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ

 

1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи.

2. Естествознание о структуре материи.

 

1.

 

В истории Философии понятие «материя» возникло и развивалось в связи с попытками выяснения сущности мира, того, что лежит в основе вещей. Эти поиски привели к понятию субстанция или сущность.

В античной филососфии материя понималась через ее конкретные формы. Так, милетская школа и ее представитель Фалес считали за основу всех вещей воду, которая понималась как сосредоточение материи. Все, что существует возникло и исчезает благодаря сгущению и разжижению воды. Анаксимандр считал, что в основе вещей лежит апирон - нечто неопределимое, которое является безграничным первоначалом всего. Анаксимен считал, что все состоит из воздуха и все возникает из воздуха и все к нему возвращается. Так, при разжижении воздуха образуется огонь, а при его сгущении ветер, который вызывает тучи, а те – воду и землю. Гераклит сущность развития мира связывал с огнем и считал, что все происходит через сгущении и разжижение огня. Огонь есть символ динамики и развития.

Атомисты а своей теории считали, что все состоит из атомов, так, Демокрит, Лукреций Кар, Левкид считали, что атомы неизменны и есть атомы вещества и пространства, которые различны по величинам и весу. Эти философы считали материю несотворимой и неуничтожимой.

Аристотель четко своих взглядов по данному поводу не выражает. Его позиция в следующем: материя есть основа бытия, но первичная материя принципиально не определима. Она образует потенциальную посылку существования. Аристотель выделял первоматерию и саму материю, которая образовалась из четырех основных веществ.

Платон считал, что существует мир вечных идей, которые обеспечивают предпосылки для материи и развития подобия. Он наделял материю такими характеристиками, как: бесформенность, пассивность, мертвость. Все вещи есть соединение вечной идеи и мертвой материи. Соответственно, материя смертна, а душа, которая нематериальна вечна в отличие от тела. Так Платон приходит к выводу, что нет никакой материальной сущности мира. В соответствии с учением Платона есть космос, который сотворен Демиургом и центр космоса в Земле. Космос на-делен душой и не является вечным.