рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ - раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ   1. Д. И Его Свойства 2. Основные Формы Д....

 

1. Д. и его свойства

2. Основные формы Д.

3. Концепция нестабильности мира (синергетика о Д. и развитии)

 

1.

 

Д. в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без Д. Д (в широком смысле) понимается как любое изменение. Д. не однотипный и неоднородный процесс. Есть несколько видов Д.: 1) Д. по восходящей линии (от простого к сложному); 2) Д. по нисходящей линии (Например, процесс старения); 3) нет ни восходящего, ни нисходящего перехода (например, Д. маятника). Такое Д. возможно в короткие промежутки времени.

Д. обладает следующими свойствами: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность.

Объективность состоит в том, что Д. – это имманентное свойство материальных систем, оно существует независимо от сознания.

Всеобщность – любой устойчивый объект свою устойчивость реализует через определенные процессы и изменения. В мире нет материальных объектов, которые были бы лишены Д.

Несотворимость и неуничтожимость Д. доказывается тем, что если мы признает конечность Д, то мы должны будем признать и существование материи без Д. (что невозможно). Важнейшим доводом является закон сохранения энергии: энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую, но количественно при этом сохраняется. Качественная неуничтожимость Е состоит в том, что ни одна форма Е не исчезает бесследно. Д. и Е связаны тем, что Е – это способность совершать работу и она, соответственно, является характеристикой Д.

Концепция тепловой смерти Вселенной

Создана в конце Х1Х в. немецким физиком Томпсоном. В основе данной концепции – распространение 2 закона термодинамики на всю Вселенную. Это т.н. закон возрастания энтропии (величины, характеризующей процесс превращения Е). Суть закона состоит в том, что при термодинамических процессах энтропия замкнутой системы возрастает. Течение энергоемких процессов в замкнутой системе происходит в дном направлении и приводит к тепловому равновесию. Такое тепловое равновесие теряет возможность к превращению в иные формы Е, поэтому система погибает от перегрева. При распространении закона на всю Вселенную есть вывод, что все виды Е перейдут в тепловую, которая не может превращаться в иные виды, поэтому наступит тепловое равновесие, из которого Вселенная выйти не сможет.

Данная гипотеза не отрицает, что количество Е сохраняется, но отрицает ее качественную неуничтожимость. Поэтому реализация этой концепции в масштабах вселенной невозможно. Распространить 2 закон термодинамики на Вселенную нельзя, т.к. это предполагает ряд произвольных допущений о структуре Вселенной. 2 Закон действует в изолированных системах и применим для систем, состоящих из огромного, но конечного числа частиц. Вселенная же не замкнута и число частиц в ней бесконечно, поэтому все состояния для Вселенной в достаточной степени вероятны: есть как гибель звезд и планет, так и их рождение. По отношению к Вселенной не применимо наиболее вероятное состояние, никакое конкретное состояние необязательно для всех ее объектов. Смерть отдельных объектов Вселенной (Земли, например) возможна, но самой Вселенной – нет.

Абсолютность Д. – ставит вопрос о существовании покоя. Д. и покой противоположности, которые предполагают друг друга и не исключают, поэтому это единство противоположностей. Покой – вероятна сторона единства. Д. абсолютно, а покой относителен. Покой проявляется в равновесии, во временной стабильности и устойчивости явлений. Наличие покоя необходимое условие существования качественно определенных вещей. Покой относителен по отношению к определенным материальным объектам, но не к материи в целом. Покой относителен по отношению к отдельным видам Д., но не к Д. в целом.

 

2.

 

В 70-х гг. Х1Х в. Энгельс провел следующую классификацию форм движения материи:

· Механическое (преимущественно в пространстве)

· Физическое (теплота, изменение агрегатных состояний вещества)

· Химическое (превращение веществ)

· Биологическое (обмен веществ)

· Социальное (изменения в обществе)

Наука выделяет 3 качественные области действительности, в которых формы Д. материи различны: это микро-, макро- и мегамиры. Классификация Энгельса сохранила свое значение только для макромира, но на других 2 уровнях таких форм Д. нет.

На микромире Д. сводится к Д. элементарных частиц и атомов ядер. Д. элементарных частиц – столкновение и превращение, их взаимодействие (как сильные, так и слабые), а также электромагнитные взаимодействия.

В мегамире происходит образование магмы в недрах, образование различных руд и др. полезных ископаемых, а при большом давлении и температуре происходят комические формы Д. Они предполагают эволюцию звезд и галактик и их распад. При скоплении больших масс и гравитационных материалов процессы протекают иначе, чем в земных условиях, есть возможность самопорождающейся термоядерной реакции. В рамках галактических скоплений метагалактик изменения происходят в еще более крупном размере.

Наука вносит уточнение в каждую из форм Д на мегамире.

Сейчас в науке есть спор о понятии жизни, отличном от понятия, данного Энгельсом (жизнь – способ существования белковых тел, сущность которого состоит в обмене веществ с окружающей средой). Была, видимо, и т.н. добелковая жизнь, поскольку элементарная жизнь появилась 4 млрд. лет назад, а возраст Земли – 4, 5 млрд. лет. Некоторые ученые считают, что белково-нуклеиновая теория уже устарела и поиск жизни во Вселенной нужно вести и на уровне излучений.

Жизнь – форма Д. высокоорганизованных открытых материальных систем, способных к саморегуляции, управлению и самовоспроизводству с передачей структурной информации.

 

3.

 

Прогнозировать движение открытых систем весьма сложно в силу того, что они неравновесны и нестабильны. Поведение открытых систем своеобразно и первым, кто решил их изучить был И. Пригожин, которого считают основателем такой науки, как синергетика. Свои теории он изложил в работах «От существующего к возникающему», «Порядок из хаоса» и др.

Синергетика – наука, изучающая нестабильные системы.

Основным предметом синергетики вначале было изучение образования звезд из первичного хаоса, а также явления самоорганизации в биологической эволюции и эволюции человека.

Синергетика оперирует таким понятием, как хаотическая система – система, поведение которой существенно зависит от малых, случайных изменений начальных условий.

Кроме синергетики нестабильные системы рассматриваются в космологии, где весь мир считается беспорядочной средой, в которой происходит кристаллизация порядка. Исследования Пригожина показали, что порядок и беспорядок существуют как два аспекта единого целого и дают разновидение мира. Наше восприятие природы становится дуалистическим и главным в этом восприятии есть представление о неравновесности. Такая неравновесность (нестабильность) дает возможность для уникальных событий, т.к. спектр возможностей способов существования объектов расширен, что значительно затрудняет предсказание будущего.

Признание любой системы как нестабильной означает изменение представлений о мире и обязывает человека признать, что мир нельзя контролировать и в нем велико место для случая. Таким образом, мы признаем, что в мире есть множество путей для эволюции и развития и само развитие не бесконечно: количество путей развития ограничено. Так, в ситуации, когда объект попадает на тупиковый путь развития (запрещенный путь) – он либо исчезает (гибнет) либо вынужден перейти на более приемлемый путь развития. Саморазвитие объектов происходит за счет уничтожения и изъятия нежизнеспособных объектов с собственного пути развития. На переходе с запрещенного пути развития на обычный решающую роль играет малое возмущение и случайность, т.е. есть возможность выбора развития и не все возможности равноценны: есть более привлекательные и есть менее привлекательные. Объект из всех этих возможностей далеко не всегда выбирает лучшую.

Синергетика утверждает многовариантность путей эволюции природы и общества. Достаточно возбудить действия внутренней тенденции и природа сама построит нужную структуру, т.е. человек должен знать о самих потенциальных возможностях природы и способствовать стимуляции этих возможностей. Зная механизмы самоорганизации, человек может «уколоть» (возбудить) среду в нужном месте и она будет развиваться так, как необходимо человеку. Но эта свобода выбора ограничена возможностями самого объекта, т.к. природа обладает своей свободой и не является пассивным объектом, развитие которого можно так просто контролировать.

В синергетике по-иному понимается необходимость и случайность, которые лежат в основе мироустройства. Так, диалектика утверждает, что развитие необходимо, а случайность подчинена необходимости. Синергетика же считает случайность главным фактором развития, случайность есть устойчивое условие движения и развития. Так, в жизни есть целый веер возможностей, но отбирается только одна.

Случайность может быть двух видов:

1) как проявление в массовидных, однотипных явлениях – этот случай можно определить на основе теории вероятности;

2) гадательный случай, т.е. такое событие, которое имеет единичный характер и его нельзя никак просчитать.

Такие случаи возможно лишь ощущать на уровне интуиции и некоторые люди, обладающие харизмой как раз способны в определенный момент времени предсказать случай, что и делает их авторитетными в глазах многих других людей. Такие харизматические лидеры играют в обществе в определенный период роль аттрактора, т.е. отклонения от общего пути развития. Человек, обладающий харизмой, способствует возникновению таких компонентов системы, которые собирают все важные элементы системы и придают системе неравновесность, переводя ее в иное состояние.

Синергетику называют теорией катастроф, т.к. она утверждает всеобщее нелинейное развитие и критически относится к линейной модели социального прогресса. Синергетика сужает границы классического детерминизма и основывает все свои выводы на основе вероятностных представлений. Синергетика считает, что устойчивость в мире относительна и динамична, если система абсолютно устойчива, то она находится в тупике и не имеет источников для развития. В каждой системе есть периоды неустойчивости, которые раскрепощают человека и он способен влиять на ход истории. Хаос – это важнейший элемент развития, который считают абсолютно неструктурированным либо слишком сложно структурированным. Хаос не подчиняется детерминизму и стоит на позиции того, что нет абсолютного порядка или абсолютного беспорядка.

Самоорганизация – способность к саморазвитию с использованием притока извне информации, вещества и энергии.

Законы синергетики:

1. К самоорганизации способен лишь сложный открытый объект (система), т.к. только открытая система имеет способность к обмену веществом, энергией и информацией.

2. Лишь нелинейные системы способны к самоорганизации. Нелинейной признается система, где вход непропорционален выходу. В линейной системе все предопределено, в нелинейной – существует режим с обострением. Человек в такой системе должен усложнять цель своего существования.

3. Наличие у системы обратных связей.

4. Самоорганизация системы возможна лишь под воздействием флуктуации, т.е. определенных возмущений, дающих толчок к развитию.

 

ПРОСТРАНСТВО (П) И ВРЕМЯ (В)

 

1. Представление о пространстве и времени в истории Философии и естествознания

2. Основные свойства пространства.

3. Основные свойства времени. Перцептуальное (психологическое) время

4. Историческое время

 

1.

 

Пространство и время есть атрибуты материи, непрерывно связанных с движением, без которых она не существует, т.к. это формы ее существования. Свойства пространства и времени производны от движения и взаимодействия тел. Пространство выражает протяженность и структурность любых объектов, порядок их сосуществования и расположения. Время выражает длительность существования объектов, последовательность причинно-следственных отношений и смены состояний материи. Пространство и время не существуют отдельно от движущейся материи и друг от друга. Пространство и время – предмет изучения философии.

Представление о пространстве и времени возникли в древности из наблюдений людей.

Существует две линии интерпретации пространства:

1. Понимание П. как пустоты (это разделяли атомисты). Концепция абсолютного пространства и времени. Так, Ньютон считал, что П. абсолютно, т.е. в некоторых местах пространство существует без материи и одинаково во всех направлениях, а также П. не связано со временем.

2. П. понимается как протяженность и отношение вещей. Так, Аристотель (Декарт, Лейбниц) считал, что пустоты нет: мировое пространство – это совокупность мест, занимаемых объектами и П. конечно и ограничено поясом неподвижных звезд. Лейбниц считал, что П. есть условие расположения вещей (тел).

В истории изучения В. есть также два направления:

1. В. – структура реальных процессов измерения, время связанное с реальными носителями, объектами и движением.

2. В. – особая субстанция, которая не зависит ни от пространства, ни от материи, ни от объектов (Платон, Ньютон).

П. и В. как самостоятельные сущности образуют субстанциональную концепцию П. и В. Данная концепция господствовала вплоть до Х1Х в. и связана с Ньютоном. В частности он считал, что П. и В. абсолютны и независимы от материальных объектов и друг от друга. Время и пространство не зависят друг от друга.

Против этой концепции выступал Гегель, который предложил реляционную (релятивистскую) концепцию, т.е. понимание П. и В. не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемой во взаимодействии с материальными объектами. Свойства П. и В. зависят от материального носителя. Время и пространство связаны, но не существуют друг без друга.

В ХХ в. возникла теория относительности, созданная Эйнштейном, который также считал П. и В. относительными и зависимыми от объекта. Эйнштейн свою позицию объяснял так: П. и В. имеют относительный характер и рассматриваются в неразрывной связи между собой и системой материальных тел. Свойства П. и В. зависят от движения материальных объектов. Пространственно-временные атрибуты материальных объектов изменяются с изменением движения объектов и с возрастанием скорости происходит относительное сокращение длины тела по направлению движения, а также замедляется ритм процессов, т.е. происходит замедление времени.

Значение концепции Эйнштейна:

1. Исключение из науки понятия абсолютного П. и В. Абсолютность существует независимо от времени и от материи.

2. Показала зависимость свойств П. и В. от движения.

Со второй половины ХХ в. время изучается также и в рамках гуманитарных наук и искусства. Так, Бахтин ввел понятие художественного хронотипа, т.е. временного единства произведения в его отношении к действительности. В 70 –80-х гг. стали выделять также художественное пространство и время. Сейчас некоторые учение полагают, что есть несколько видов времени: биологическое, историческое, психологическое, геологическое и т.д.

 

2.

 

Свойствами П. традиционно называют следующие.

1. Объективность П (общее свойство пространства и времени). Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: некоторые считают эти категории формами человеческого созерцания. Такую позицию пытаются доказать научно: с течением времени представления о П. и В. неоднократно менялись. Но ошибочность позиции в том, что есть безусловная разница между представлением о П. и В. и о реальном П. и В.

2. Протяженность П. – данное свойство выражается в устойчивости связи элементов в системе. величина протяженности зависит от внутренних и внешних связей тел, структуры объекта. Протяженность есть всеобщая черта П.

3. Трехмерность П., т.е. характеристиками П. являются длина, ширина и высота. Данное свойство связано с некоторыми свойствами движения: движение точки дает линию (1 измерение), движение линии – плоскость (2 измерение), а движение плоскости – объем (3 измерение). В науке давно говорят о наличии более, чем трех измерений, так в физике традиционно считают, что 4 измерением для пространства является время. Трехмерное пространство характеризует привычный для человека мир и при обнаружении большего числа измерений возможны какие-либо новые представления о данной категории. Сами положения о трехмерности пространства лежат в основе теоремы линейной алгебры: максимальное число линейно независимых векторов равно трем, но данная теория не доказана.

4. Единство прерывного и непрерывного. Прерывность П. выражается в дискретности вещественных тел, но материя не только вещество, но и поле, которое непрерывно, соответственно есть единство прерывного и непрерывного.

 

3.

 

Свойствами времени являются следующие.

1. Объективность – поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно.

2. Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени. длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Субъективное восприятие длительности времени не совпадает с объективной длительностью и в связи с этим появилось понятие психологического (перцептуального) времени. Так, субъективное время зависит от смысла д-ти человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если д-ть человеку нравится и у н его нормальная переработка информации, то время течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

Понятие психологического времени выражает особенность восприятия времени конкретным человеком. Смешение субъективного и объективного времени приводит к выводу, что никакого времени вообще нет и именно такой позиции придерживались Аристотель и Демокрит. Суть их взгляда была в том, что время есть некая фикция, которая при ближайшем рассмотрении рассыпается: прошлого уже нет, будущее еще не наступило и есть только «теперь». Прошлое продолжается в настоящем и получает свое определение в связи с настоящим. Реальное прошлое есть всегда прошлое некоторого настоящего.

Ученые уже достаточно много лет ведет дискуссию о существовании видов времени: существуют ли биологическое, психологическое и др. типы времени? учены считают, что существуют, т.к. доказано, что в разные возрастные периоды время течет по-разному, т.е. биологическое время каждого человека существует. Доказано, что развитие чувства времени у детей происходит гораздо позже, чем выработка чувства пространства. По мере старения у человека обостряется долговременная память, тогда как непосредственная ослабляется.

3. Время однонаправленно и необратимо, т.е. прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно: оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обуславливают ассиметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию и не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство времени.

Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности времени.

Однако так или иначе, но объективно в данный момент времени существует только настоящее, а прошлое и будущее существуют только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей.

При этом однонаправленность времени не означает, что у движения есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

 

4.

 

Существует три типа времени: физическое (космическое), историческое и экзистенциальное. Каждый человек живет во всех этих типах времени. Символ космического времени – круг, т.к. движение Земли вокруг Солнца идет по окружности, символ исторического времени – линия, которая не касается человеческого существования и которая может идти как в революционном, так и в эволюционном ритме, символ экзистенциального времени – точка, которая характеризует духовную реальность, изменения в данном времени происходят вертикально.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ВРЕМЕНИ

Историческое В. принято также называть социальным В. Оно зависит от человеческой д-ти и на историческое В. оказывает влияние поло-возрастная структура человеческой популяции. В своих работах Легофф исследовал зависимость человеческой популяции (ее возраста и пола) и ускорения социального В. Он сделал вывод, что у первобытных народов и в средние века историческое В. текло быстро, т.к. продолжительность жизни была невелика и происходила быстрая смена поколений. Ситуация изменилась во второй половине ХХ в., когда В. резко замедлилось, т.к. продолжительность жизни в развитых странах существенно увеличилась: поколения меняются медленно и повышается роль старшего поколения, таким образом и весь ритм жизни замедляется.

Проблема измерения В. существовала давно и уже в древности люди знали, что различаются время года, время суток и т.д. По мере накопления знаний о В. время начали делить на эпохи, восприятие которых у разных людей различно.

В частности, Л.Н. Гумилев выявил несколько типов восприятия исторического В.:

1. Пассизм или тип времени, при котором люди чувствуют себя продолжателями дела предков, совершая подвиги во имя общего блага, а не для собственного возвеличивания. Такое восприятие В. есть в момент зарождения этногенеза.

2. Актуализм или тип времени, когда люди не думают о прошлом и будущем, живя настоящим и только для себя. В данный период времени подвиги совершаются с корыстной целью. Если количество актуалистов в обществе возрастает, то утрачивается связь с предыдущим поколением и растрачиваются накопленные богатства.

3. Футуризм, т.е. игнорирование настоящего и прошлого во имя будущего. Данное восприятие времени ест аномалия и может при-вести к гибели этноса.

4. Игнорирование времени происходит если время людей не интересует, т.к. из отсчета времени они не извлекают никакой пользы для себя. Если в обществе слишком много такого типа людей, то ход времени замедляется.

Историческое время отражает ритмы коллективных действий, а точкой отсчета для исчисления возраста цивилизации является наиболее важное для нее событие.

Особенностями исторического времени называют:

1) вектор ориентации;

2) доминирующие ценности.

Под вектором ориентации понимают общую направленность развития цивилизации: некоторые цивилизации направлены в прошлое (Индия), а некоторые – в будущее (США). При этом существуют группы людей в любом обществе с иной ориентацией, нежели, чем у основной массы.

Историческое время может быть цикличным либо линейным.

Если историческое время циклично, то происходят различные события, которые не связаны с динамикой времени, т.е. они не ускоряют время (такое течение характерно для Востока). Если историческое время движется линейно, то это поступательное или революционное движение к прогрессу. Такое время многие считают эталонным.

Философ Панарин в своей работе «Философия политики» считает, что линейность времени возможна благодаря инструментальному отношению к миру, благодаря линейности развивается материальная культура и потребительское общество. Т.е. отрицательное стороной линейного времени, безусловно, выступает накопление усталости в разных сферах социума, которая приводит либо к определенному взрыву либо упадку (т.е. замедлению развития).

Мобилизационные модели устройства общества строятся в расчете на ускорение исторического времени. Такое ускорение возможно за счет расходование энергии человека, что сопряжено с ухудшением здоровья и в последующем приводит к резкому замедлению развития общества вообще.

Социальная революция является локомотивом истории (по мнению Ленина), но это не совсем так: цена революции очень высока, т.к. происходит всеобщее ухудшение уровня жизни и разрушение ценностей, революция обычно приводит к кризису в духовной сфере человека. Достичь реального положительного эффекта можно лишь с помощью эволюционных подвижек.

Долгое время линейное время считали эталонным в Европе, но постоянное совершенствование одной модели развития не может постоянно осуществлять – тем самым создается миф ускорения. Природа живет по циклическим законам течения времени и постоянная линейность в развитии аномальна и противоречит природе. Постоянная линейность заканчивается катастрофой, тогда как циклическое развитие уравновешивает позиции разных сторон.

Циклически развиваются цивилизации на Востоке (традиционные цивилизации).

Значимость каждого цикла и его цели исследовали в разное время Платон, Аристотель, Сорокин, Гумилев и др. философы. Цикл истории определяется иногда интервалом в одно поколение и главной движущей силой цикла времени выступает жизненный опыт поколения. В каждой цивилизации ритм цикла зависит от жизненного ритма поколения, господствующего в обществе или составляющего элиту в обществе. Поколенческие циклы весьма приблизительны, но в целом политическая жизнь одного поколения длится около 30 лет. Соответственно, динамика исторического времени зависит от динамики поколения, господствующего на политической арене. В России на данный момент времени существует прозападное поколение политиков с ориентацией в сторону линейного времени, которое в принципе противоречит общему развитию страны, что может привести к разрушению цивилизации как таковой. Выходом из сложившейся ситуации может быть только смена политических элит, что в принципе не гарантирует выхода из кризиса, т.к. сам кризис был слишком серьезен.

Помимо названных выше типов времени и типов его развития Карл Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» ввел термин «осевое время», обозначив данным понятием определенный период истории, в котором было положено начало историческому единству мира. Данный период длился с 7-го по 2 вв. до н.э. и характеризовался тем, что в Китае, Индии и Греции начали происходить схожие исторические изменения в духовной жизни:

· обострилось ощущение надломленности человеческого бытия;

· было ожидание мировой катастрофы;

· появилось духовное подвижничество.

В данный период перед человечеством открылся ужас мира и собственная беспомощность, одновременно с этим возник вопрос о смысле жизни. Данные течения в обществе отразились в трудах ученых того времени: в Индии были созданы Упанишады, в Китае зародилось конфуцианство, а в Греции развивали свои теории Гомер, Парменид, Платон, Аристотель и еще ряд философов.

В этом же время появились первые пророки: Илия, Иеремия, Исайя, которые совершили духовный прорыв, заглянув в будущее и предсказав его.

Сам Ясперс называл только три цивилизации и не давал ответа, почему остальные цивилизации под влияние осевого времени не попали, тем самым тайну осевого времени до сих пор никто не разгадал. Смысл осевого времени также до конца не прояснен. Единственный вывод, который делал сам Ясперс, что последние две тысячи лет человечество живет именно тем, что создали в период своего существования эти три цивилизации, захваченные осевым временем.

Ясперс выделял 4 периода в истории:

1. Прометеевская эпоха, в период которой появились речь, огонь, орудия труда.

2. Эпоха великих культур древности с существованием которых появились письменность и государственность.

3. Осевая эпоха, в которую было начато формирование личности человека и его духовной открытости.

4. Эпоха науки и техники. Заложенные осевым временем основы человека сейчас оказались надломленными, о чем свидетельствует нигилизм. Человек осознает свои границы и стоит над пропастью, испытывая субстанциональное беспокойство, предчувствуя катастрофу духа. Т.е. эта ситуация схожа с духовным кризисом доосевого времени. Но наступит ли новое осевое время Ясперс не знает

Для осевого времени необходим такой фактор, как созидательный духовный порыв, импульс, который захватил бы сразу несколько цивилизаций. Такого фактора сейчас нет. Сама цель осевого времени – превратить человека в «человека» сейчас не стоит как главная и вообще мало волнует человечество. Т.о., Ясперс приходит к выводу, что для духовной реформации человек должен обратиться к Восточным культурам и начать познавать свой путь в жизни.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ ГНОСЕОЛОГИИ ПОЗНАНИЕ Познание как предмет философского анализа Основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДВИЖЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1. Что такое философия. Философия и мудрость. 2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 3. Круг вопросов филос

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил пр

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познав

МИФ И РЕЛИГИЯ
Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жр

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийны

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ
1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истина

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
1. Теоретичность. 2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).   5.   Роль Ф. в разные эпохи и

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие «бытие» в истории философии. 2. Основные формы бытия. 3. Категория «небытие» и существует ли оно.   1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ
Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа напи

СРЕДНИЕ ВЕКА. И БЫТИЕ
В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библ

НОВОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ БЫТИЯ КАК КАТЕГОРИИ
Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как

КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи. 2. Естествознание о структуре материи.   1.  

НОВОЕ ВРЕМЯ
В период средних веков и начала нового времени ряд философов считали понятие материи лишним в философии и предлагали вообще его забыть и изгнать из обсуждения. Такую позицию высказывал Беркли. Осно

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА?
Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не связаны? Является ли одна из них перви

ПОЗНАНИЕ
  1. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологическое позиции 2. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Формами чувственного познания традиционно называют: 1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Представление. 4. Эмоции. Ощущение возникает в результате воздействия

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие сознания. Анализ различных философских подходов к объяснению сознания. 2. Сознание и бессознательное. Психоанализ о бессознательном. 3.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
  1. Глобальность экологической проблемы. 2. Понятие природы и общества. Учение Вернадского о ноосфере. 3. Природа как фактор разви

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУТРА ОБЩЕСТВА
  1. Понятие социальной структуры общества. Социальная стратификация. Социальная структура общества и экономика. 2. Модели социальной структуры общества. Классовая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги