рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ - раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ   1. Познание Как Предмет Философского Анализа. Основные Гно...

 

1. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологическое позиции

2. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание.

3. Учение об истине в философии. Истина и правда, истина и нравственность. Возможные критерии истины.

 

1.

 

Теория познания – это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знаний, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знания.

Гносеология решает вопрос о познаваемости мира. Философы разных направлений решают этот вопрос неоднозначно:

1) некоторые признают тот факт, что мир познаваем (большинство, атомисты);

2) пессимисты же считают, что у человека всегда было много сложных вопросов, которые не имеют окончательного решения и в каждую новую эпоху решаются по-своему. Появление всякий раз этих вопросов и дает основанием полагать, что мир принципиально непознаваем.

Философы, придерживающиеся второй точки зрения являются агностиками и составляют направление агностицизма (в переводе «незнание») в философии. Агностицизм как термин появился в конце Х1Х в. с подачи естествоиспытателя Гексли. До Х1Х в. агностицизм существовал в форме скептицизма, который зародился еще в Др. Греции и др. Риме (эпистемология = гносеология).

Данное направление поддерживали Кратил и Пирон. Так, Кратил считал: в мире все очень быстро изменяется и движется и мы не может правильно называть предметы, т.к. пока мы их называем они уже изменились. Он сказал, что даже однажды нельзя войти в одну реку. Суть этого течения выражает такое изречение, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». С этой позиции Кратил предлагал бездействовать философам, т.к. любые действия являются бесполезными. Пирон считал, что мир непознаваем и люди не должны принимать ответственных решений, а должны стремиться к покою, безмятежности духа на основе полного бездействия. Любое суждение о предмете можно дополнить контрсуждением, которое будет противоречить (прямо противоположным) высказанной мысли. Так, подлинный философ не должен стремиться познать сущность вещей, т.к. он может нарушить невозмутимость собственного духа, своего мышления. В период средних веков направление скептицизма не поддерживалось и возродилось как направление в XVII в. В период просвещения Кант и Д. Юм считались бы классическими агностика-ми (скептиками).

Д. Юм в своей работе «Исследование о человеческом разуме» высказал такую позицию, что существует ли внешний мир как источник наших ощущений – мы не знаем и не может доказать, разум же оперирует лишь содержанием наших ощущений, но не с тем, что вызывает ощущения. То, что мир не существует также не доказано, а человеческое восприятие мало говорит о существовании внешнего мира, равно как о его не существовании то же. Таким образом, вопрос о существовании мира не решаем. Вся информация для мышления поступает через чувства и опыт, но она исключает из опыта весь внешний мир, следовательно реальные вещи не существуют вне опыта. Юм предполагает, что возможно существует реальность, о которой мы не знаем. Ко многим убеждениям человек приходит интуитивно, путем логики и независимо от существования вещей. Однако возможно человеческого разума ограничены.

И. Кант в работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Пролегомены» критикует познание, к которому можно прийти при помощи доказательств. Он поставил задачу определить условия, при которых возможно действительное познание, т.е. попытался исключить из познания метафизику. Метафизика – противоположность диалектики (официальная позиция философии СССР) либо это конструирование доказательств трансцендентных предметов. Под трансцендентными предметами понимают Бога, душе, идеи мира. Кант поставил задачу определить границы достоверного познания и сделал вывод, что некоторые виды познания возможны и соответствуют критерию научности. Метафизика же как научное познание невозможна.

Философия ХУШ в. писала о внеопытных предметах познания и пыталась обосновать их существования логическими методами. Кан в работе «Критика чистого разума» обозначил границы логического материального опыта.

Основной причиной агностицизма называют ограниченность объекта познания местом и временем; а также тем, что объект, который пытаются познать, сложен, хотя если он поддается верификации, то познание его вполне реально. Все в мире познать невозможно. В познании часто встречаются ошибки.

 

2.

 

Существует два уровня познания – познание чувственное (сенсуальное) и познание рациональное (абстрактное). Эти уровни выделяют в связи с тем, что существует последовательность движения познания от чувственного к абстрактно-логическому. При этом чувственное познание является исходным, как первая ступень познавательной деятельности. Рациональное познание есть результат переработки информации, полученной на уровне (в процессе) чувственного познания.

В истории философии существовал спор между сенсуалистами и рационалистами по вопросу того, что в познании важнее – чувственное познание (данные органов чувств) или рациональное (разум).

Сенсуалисты (Бэкон, Локк, Беркли) считают, что важнее чувственное познание, т.к. все, что мы знаем, идет от органов чувств. Все знания происходят из опыта, возникли эмпирическим путем. Разум ни чего в познание не дает. Они не отрицали мышления, но считали, что оно ничего нового в процесс познания объекта не вносит, а лишь перерабатывает данные органов чувств.

Рационалисты (Спиноза, Декарт, Лейбниц) ставили на первое место рациональное познание и весьма преувеличивали роль разума в познании. Неограниченная познавательная деятельность мозга. Так, их позиция состояла в том, что чувства – это психика и они не способствуют проникновению в суть вещей. Чувства - помеха для разума, они помеха для познания.

Обе эти крайности не есть правильные позиции, т.к. обе ступени познания важны одинаково: разорвать цепь чувства – разум нельзя, т.к. без этого вообще процесса познания не будет.

Чувственное познание – исходное по отношению к рациональному. Каждый человек в индивидуальном познании повторяет историю развития. Имея рациональное познание, человек связан с внешним миром через чувственное познание.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ ГНОСЕОЛОГИИ ПОЗНАНИЕ Познание как предмет философского анализа Основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОЗНАНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1. Что такое философия. Философия и мудрость. 2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 3. Круг вопросов филос

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил пр

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познав

МИФ И РЕЛИГИЯ
Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жр

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийны

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ
1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истина

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
1. Теоретичность. 2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).   5.   Роль Ф. в разные эпохи и

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие «бытие» в истории философии. 2. Основные формы бытия. 3. Категория «небытие» и существует ли оно.   1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ
Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа напи

СРЕДНИЕ ВЕКА. И БЫТИЕ
В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библ

НОВОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ БЫТИЯ КАК КАТЕГОРИИ
Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как

КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи. 2. Естествознание о структуре материи.   1.  

НОВОЕ ВРЕМЯ
В период средних веков и начала нового времени ряд философов считали понятие материи лишним в философии и предлагали вообще его забыть и изгнать из обсуждения. Такую позицию высказывал Беркли. Осно

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА?
Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не связаны? Является ли одна из них перви

ДВИЖЕНИЕ
  1. Д. и его свойства 2. Основные формы Д. 3. Концепция нестабильности мира (синергетика о Д. и развитии)   1.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Формами чувственного познания традиционно называют: 1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Представление. 4. Эмоции. Ощущение возникает в результате воздействия

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие сознания. Анализ различных философских подходов к объяснению сознания. 2. Сознание и бессознательное. Психоанализ о бессознательном. 3.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
  1. Глобальность экологической проблемы. 2. Понятие природы и общества. Учение Вернадского о ноосфере. 3. Природа как фактор разви

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУТРА ОБЩЕСТВА
  1. Понятие социальной структуры общества. Социальная стратификация. Социальная структура общества и экономика. 2. Модели социальной структуры общества. Классовая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги