рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ   1. Понятие Сознания. Анализ Различных Философских Подходов...

 

1. Понятие сознания. Анализ различных философских подходов к объяснению сознания.

2. Сознание и бессознательное. Психоанализ о бессознательном.

3. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения.

4. Биологические предпосылки сознания.

5. Становление сознания в антропосоциогенезе.

6. Сознание и язык.

7. Сознание и искусственный интеллект.

 

1.

 

В обыденной жизни понятие и слово сознание чаще всего используется как эквивалент интеллекта, т.е. заменяет понятие умственной д-ти. Сознание есть отдавание себе отчета в том, что мы знаем и чего не знаем. Только сам человек может знать сознателен он в данный момент или нет. За человека это решение никто принять не может. Присутствие или отсутствие сознания проверить при помощи наблюдения не-возможно.

В настоящее время в философии понятие сознания означает высший уровень психи человека, его духовный мир, совокупность мнений, эмоций, волевых процессов. Традиционно в философии выделяют в сознании 3 сферы:

1. рациональная.

2. Эмоциональная.

3. Волевая.

Наиболее универсальной характеристикой сознания является интенциональность (направленность актов сознания и любых психических процессов на какой-то предмет). Все душевные состояния и процессы можно разделить на два типа:

1) те, которые поддаются временной фиксации (акты мышления, эмоции, волевые побуждения – все они направлены во вне и с помощью них человек реагирует на ситуацию, ориентируется в ней).

2) те, временная фиксация которых неуловима или ее в принципе невозможно установить. Н-р, ценностные переживания – состояния души, для которых трудно или вообще невозможно указать внешний источник. Особенность их в том, что они очень мало зависят от внешней ситуации. Эмпирический анализ этих переживаний не эффективен, но они играют в жизни человека огромную роль.

Почто все внутренние стороны сознания ориентированы не на конкретную ситуацию, а на символы, в которых фиксируется ценностное переживание. Ценностное переживание связаны между собой и образуют определенную целостность. Все ценностные переживания стремятся объективироваться – это их характерная черта. Считается, что с помощью ценностных переживаний человек устанавливает контакты с высшей реальностью. Подлинные ценностные переживания возникают только тогда, когда есть ориентация сознания на восприятие вечности.

Сознание включает в себя и самосознание в форме самопознания, самооценки, самоконтроля, самосовершенствования.

Сознание есть предмет изучения различных наук – психологии, лингвистики, этики и т.д. философия также изучает сознание с различных позиций и подходов. В течение длительного периода понятие сознания отсутствовало, вместо него было понятие «душа». Душа обозначала психику человека и животного. Так, Фалес, Гераклит считали душу материальной формой, состоящей из первоэлементов (воды, воздуха, огня).

Атомисты считали душу особым органом, состоящим из атомов, которые очень мелки, изящны и подвижны.

Платон в «Диалогах» также писал о душе, считая ее вечной, бессмертной и носителем ума. Он также считал, что душа может переселяться. Платон выделял в душе три части: разумную, чувственную и чревную и связывал соответственно этому и части тела – голова, сердце и живот. Кроме того, Платон высказал идею о наличии мировой души.

Аристотель в работе «О душе» выделил такие типы души, как растительная, животная и человеческая. Также он решал вопрос о местопребывании души и решил, что она находится в сердце и есть причина начало живого тела. Человеческая душа не имеет материального выражения, а растительная и животная материализованы.

Христианская теология создает свое учение о душе, что она есть нематериальное благ, данное Богом и душа бессмертна.

В Новое время вопрос о душе дискутировался. Так, Декарт ему уделял много внимания, исследуя соотношение души и тела. т.е. Декарт поставил психофизическую проблему. Но он ее не решил, считая, что психическая и физическая субстанции равнозначны.

В ХУШ в. душа рассматривается как функция мозга и отражение действительности. Такой позиции придерживались Ламетри, Вольтер, Фейербах. Так, существовало мнение, что все идеи формируются процессе жизни и воспитания, следовательно гений и его появление зависит от внешних условий. Эта идея о то, что гения можно воспитать была взята на вооружение советской философией.

Диалектический материализм ввел понятие сознания в Х1Х в. в период появления научного психоанализа. Сознание определялось как знание как способ существования. Знание при помощи слов и символов может быть передано другим людям.

Сегодня душа выражает нечто иное – это – это уже не знание, и не сознание, а субъективное отражение мысли человека в самом себе. Знание не есть проявление души, поскольку знающий человек может быть абсолютно бездушным, а человек, который знаниям уделял мало внимания может быть одухотворенным.

Различные направления материализма исходят из того, что сознание вторично по отношению к материи. Сознание есть субъективный образ объективной реальности, т.е. сознание есть идеальная реальность. Акцент на вторичности сознания сделан в диамате, основным положением которого было то, что понять сознание можно лишь в соотношении с материей. Сознание изучалось путем исследования психики. Однако такая позиция не решает самой проблемы исследования сознания.

Вторичность сознания означает:

1) материя предшествует сознанию во времени;

2) сознание есть свойство высокоорганизованной материи, оно вторично по отношению к мозгу, и соответственно нет мозга нет и сознания;

3) сознание есть субъективный образ объективной действительности, как и всякий образ вторичен по отношению к оригиналу. Сознание отражает реальный мир и любые чувства, намерения есть вторичное сознание.

Механистический материализм и кибернетика, как его течение игнорируют различие живой и автоматической систем. Соответственно в кибернетике к автоматическим системам сведена вся д-ть человека. В частности Винер считал, что ЭВМ имеют способность мыслить. Кибернетика отвлекается от качественных различий между автоматическими и органическими системами разного класса: человек, животное и машина – есть разные по качеству системы, но кибернетика берет их общие свойства при передаче и хранении информации в процессе управления. Следовательно, кибернетика стоит на том, что возможно создать ЭВМ с аналогом человеческого сознания.

Спор о возможности создания такой ЭВМ ведется с 60-х гг. и до сих пор. Но пока это никому не удавалось и многие считают, что это не-возможно, т.к. 1) необходимо создать модель мозга человека, но для этого надо изучить принцип действия мозга; 2) надо смоделировать все социокультурную реальность, которую в принципе точно смоделировать невозможно. Если можно просчитать все возможные ситуации, то эмоции создать нельзя, иначе машина станет человеком.

Вульгарный материализм и его представители Бюхнер, Молишот и Фохт – ученые-биологи популяризировали идеи материализма. Их позиция состояла в том, что сознание есть выделения мозга (наподобие эндокринной системы), т.е. это вещество, которое материально. Именно за данное сравнение данная позиция и была названа вульгарным материализмом.

В ХХ в. электрофизиология достигла некоторого успеха в своих исследованиях, что дало толчок к мысли о том, что сознание действительно материально. Такое мнение было распространено среди психиатров, нейрофизиологов и реаниматоров. Данная позиция строилась на том, что мысль есть электромагнитное колебание мозга и у каждого человека эти колебания присутствуют, что и зафиксировано на спец. приборе. Данные прибора говорят об активном или пассивном состоянии человеческого мозга, о поражениях и новообразованиях мозга. Однако эти данные не фиксируют суть мысли.

Для понимания природы сознания необходимо обратиться к парапсихологическим явлениям, которые не укладываются в теорию сознания. Парапсихические явления есть все явления человеческой психики, которые определяются не чувственным характером причин их вызывающих:

а) каждый человек получает информацию по интуитивному каналу – телепатическая передача информации. Данное явление весьма сложно, т.к. задействована интуиция;

б) явление перемещения с помощью мыли материального предмета в пространстве (телекинез), а также наряду с ним явление левитации и способности отыскивать пустоты в земле (биолокационный эффект);

в) ясновидение, как настоящего, так и будущего;

г) полтергейст – произвольное перемещение предметов, звуков и запахов. Данное явление наблюдаемо, но не регулируемо;

д) наличие экстрасенсорных способностей у человека – повышенное восприятие биополя человека.

Все эти парапсихические явления известны уже достаточно длительное время (практически на всем протяжении развития человечества), людей, обладающих такими способностями, называли колдунами или пророками. До Х1Х в. к парапсихологии относились как к мистике и данные явления наукой не изучались. Интерес обострился в конце Х1Х в., кода в Европе были распространены занятия спиритизмом. Материалистическая философия изучение этих явлений не проводила и критиковала их, по крайней мере, официально. В 60-е гг. была создана в СССР единственная лаборатория по изучению телепатии под руководством проф. Васильева. В 1979 г. в Тбилиси была проведена конференция по изучению подсознания. Ее материалы были опубликованы для широкого прочтения и в данный период появились распространились термины биополе и экстрасенс.

Керлиан открыл способ визуализировать биополе у живого объекта и данный способ сейчас широко применяется даже в медицине. В мире есть около 100 кафедр парапсихологии, которые занимаются изучением сверхчувствительного восприятия. Наиболее известным специалистом в данной области называют Ш. Карагула.

Объяснить парапсихологические явления пока не удается. Так, некоторые считают, что это неизученные и неизвестные пока поля. Другие видят разгадку в проявлении ноосферы в повседневной жизни. Как понятие ноосфера вошла в научный обиход после опубликования ряда работ Вернадского, который понимал под ноосферой субстанцию, информационное поле вокруг земли. Воспользоваться ноосферой может только человек, обладающий хорошим интуитивным мышлением. Каждый человек в меру своего интеллекта может подключиться к ноосфере и ее информационному полю, но только своего уровня, поскольку ноосфера неоднородна и слоиста.

Наиболее изученным явлением в плане биополей является аура вокруг человека. Аура состоит из трех оболочек:

1. устойчивая (показывает развитие духовности в человеке)

2. динамическая (показывает эмоциональное состояние)

3. «телесная» как наиболее связанная с телом человека. По данной оболочке проводят диагностику и выясняют насколько человек защищен от внешнего воздействия.

 

2.

 

Психические процессы человека не исчерпываются только сознанием, т.к. психика есть единое целое сознания и бессознательного. Отношения сознательного и бессознательного весьма сложны и требуют особого подхода.

ПРЕДЫСТОРИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Ранее считалось, что Фрейд есть первооткрыватель бессознательного. Это не так, поскольку о наличии у человека иной стороны души знали еще в Др. Индии, где некоторые учения признавали наличие неразумной души у человека. Так, Бхавагадгита, созданная в 1 тыс. до н. э. Говорит о трояком разуме: разум знающий, разум страстный и разум окутанный мраком. Упанишады также говорят о «пране» – жизненной энергии, которая изначально является бессознательной и соединяет микрокосмос и макрокосмос. В целом индийская философия исходит из того, что у человека есть неосознанная жизнь.

Философия Нового времени также много писала о сознании и исследовала человеческую психику и ее природу. Одновременно возник во-прос о том, можно ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительно сознанием или в ней есть еще что-то неизученное. В частности, против власти разумного начала выступал Б. Спиноза в работе «Этика»: изучая аффекты человека он понимал их как чувства и на основании этого сделал вывод, что люди руководствуются своими желаниями и чувствами, но не разумом.

Известный философ К. Юм доказывал, что разум не может быть мотивом волевого акта и в жизни человека предопределяющую роль игра-ют бессознательные желания и влечения.

Соответственно, если Фрейд, наверняка, не читал индийские философские книги, то не знать размышления Спинозы и Юма он не мог. Общим для Юма и Фрейда является то, что они понимают разум как раб аффекта, а сознание как слугу бессознательного.

Немецкая классическая философия в лице Фихте и Шеллинга настаивала на том, что бессознательное есть основа человеческого бытия и исходным материалом для сознания (Фихте). Бессознательное понимание изначально свободно т не стеснено табу, следовательно, бессознательное есть основа творчества и творения мира и его познания. Когда происходит переход от бессознательного к сознанию происходит ограничение свободы. Шеллинг считал, что бессознательное – основа мира и человеческого бытия, т.е. атрибут человеческого духа. Но понимание свободы у него иное, чем у Фихте: свобода связана с сознанием, а с бессознательным связана необходимость.

В Х1Х в. исследование бессознательного связано с переходом от рационализма к иррационализму. Так, А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» выдвинул учение, которое считает началом всего сущего мировую волю, которая бессознательна, слепа и не-управляема. Она дает импульс для создания всего существующего. Шопенгауэр считал, что бессознательное имеет примат над сознанием.

Ф. Ницше в различных работах говорит о роли воли в мировом процессе и значении бессознательного в жизни людей. Воля определяется различно, но она всегда бессознательна. Нельзя абсолютизировать роль разума: в познании участвует и бессознательное, которое есть основа всех познавательных процессов. Наиболее бессознательной является воля к власти, которая присуща всем людям и является инстинктом человека. Инстинкты человека обычно бессознательны. Сознание в данном аспекте играет двоякую роль: оно индеферентно и ненужно и может уступить место автоматизму и исчезнуть.

Э. Гартман в работе «Сущность мирового процесса или философия бессознательного» показывает достоинства и недостатки бессознательного. Так, среди положительных черт бессознательного названы:

? оно формирует человеческий организм и поддерживает в нем жизнь;

? как инстинкт оно служит самосохранению человека. Благодаря половому влечению и материнской любви бессознательное облагораживает человека;

? как предчувствие бессознательное руководит поведением человека в тех случаях, когда сознание помочь не может;

? это элемент познавательной д-ти и вдохновения, которое помогает человеку в поиске истины.

? Бессознательное есть стимул для художественного творчества;

Отрицательными чертами бессознательного Э. Гартман называет:

? Если человек руководствуется бессознательным, то он бродит в потемках и не знает, куда его заведет бессознательное, т.е. человек зависит от ситуации;

? Сознание – верный слуга человека, бессознательное же включает в себя нечто демоническое;

? Бессознательное есть нечто предуготовленное, тогда как сознание можно изменить, приобретая новые знания.

Сознание более важно, чем бессознательное, но каждый шаг на пути победы сознания над бессознательным расценивается как продвижение от жизни в ничто. Полная победа сознания равносильна концу мирового процесса во времени.

Г. Лебон в работе «Психология толпы» считает, что внутренним двигателем развития человека является бессознательное, которое детерминирует поступки человека. Субстрат бессознательно создается под влиянием наследственности. В толпе проявляется личность бессознательного: повышается внушаемость человека. В толпе человек превращается в автомат и делает то, что в одиночку никогда не стал бы делать. Т.о., есть также бессознательное толпы и народа.

ФРЕЙД И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Фрейд является основоположником психоанализа человека, он переосмыслил проблемы бессознательного: раскрыл его содержание и нашел пути к его познанию. Фрейд разработал структуру человеческой психики: Оно (ид), Я (эго), СверхЯ (супегэго).

Оно – резервуар бессознательного, иррациональных психических реакций. Это источник человеческой энергии. Оно руководствуется принципами удовольствия и все бессознательные процессы направлены на получение удовольствия. Оно противится любым ограничениям, которые накладываются извне. Оно предопределено генетически.

Оно состоит из либидо и инстинкта к разрушению смерти. Оно качественно неоднородно и в структуре не образует единого предмета. В частности некоторые выделяют три элемента в бессознательной сфере психики: животное (архаическое), групповое (психосемейное) и социальное.

Животное-бессознательное – наиболее древние, атавистические бессознательного, они у человека и животного весьма сходи – это инстинкты и влечения. На уровне животного-бессознательного существуют бессознательные влечения младенческого возраста. При регрессии психики на уровень животного человек теряет развитость и подвержен манипулированию.

Групповое-бессознательное в нем откладываются различные бытовые конфликты, роли, сложные механизмы полового созревания, развитые структуры психосемейных отношений. Этот элемент бессознательного складывается, когда человек овладевает языком.

Социально-бессознательное направлено на усвоение интересов различных общностей, данный элемент не включает сексуальное влечение.

Все три уровня являются продуктом различных исторических эпох, периодов индивидуального развития человека. Однако все эти уровни бессознательного существуют одновременно и в единстве. Психоанализ не способен объяснить всё бессознательное. Фрейда интересовало лишь первые два уровня.

Сам Фрейд выделял два вида бессознательного:

1) скрытое, но способное стать сознательным (предсознание).

2) Вытесненное бессознательное, которое непознаваемо и не может стать сознательным.

Эго (Я) – действует на основании принципа реальности. Это система приспособления к внешней и внутренней среде, т.е. Эго – продукт прижизненного развития. Соответственно Эго можно отождествить с сознание. Эго уравновешивает неосознанные влечения и выступает посредником между требованиями общества и стремлениями Оно. Соответственно, очень часто Я и Оно противоречат друг другу и данное противоречие приводит к тому, что человек испытывает чувство вины и тревоги.

Суперэго (Сверх Я) – источник морального и религиозного чувств. Этот компонент человеческой психики контролирует д-ть человека и наказывает его. Супер Эго содержит запреты, табу, нормы, которые контролируют способы удовлетворения своих биологических потребностей. Сверх Я может прийти в противоречие с Я и Оно и тогда человек испытывает вину и чувство совести. Сверх Я может властвовать над Я и вызывать чувство тревоги.

Фрейд описывает бессознательное и требования культуры в столкновении и считает, что Я несчастно, т.к. служит трем господам: Сверх Я, Оно и внешней среде. Внешнее Я человека может прийти в конфликт с многочисленными табу, что ведет к появлению очагов возбуждения в сознании. Чтобы снизить возбуждение надо осознать конфликт и его причину. Но это очень сложный и трудный для человека процесс, поскольку осознание конфликта – это переживание человека и признание своего несовершенства. Следовательно, человек препятствует осознанию конфликта и вытесняет эти переживания в сферу бессознательного. Там переживания существуют и могут перейти в сознание в самых неожиданных ситуациях.

Противоречия в бессознательном у человека при неумении их переработать приводят к построению идеального мира, а все нежелательные эмоции вытесняются в сферу бессознательного. Вырываясь наружу негативные переживания приводят к неврозам, соответственно страдает самосознание человека. Приобретенные неврозы не лечатся таблетками и могут быть устранены только при устранении самого противоречия (т.е. при осознании человеком причины конфликта Я, Оно и Супер Эго.

Устранение в бессознательное отрицательного происходит путем включения защитных механизмов психики человека: вытеснения, регрессии и сублимации. Вытеснение – непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию в области бессознательного. Однако эти мысли продолжают мотивировать поведение, что и вызывает чувство тревоги. Регрессия – опускание на более примитивный уровень поведения человека. Сублимация – механизм, посредством которого запретная сексуальная энергия перемещается в несексуальную область (творчества и т.п.).

Благодаря этим защитным механизмам человек справляется с конфликтом, на причины конфликта никуда не исчезают – они так и остаются невыясненными и уходят в бессознательное. Само построение идеального мира без конфликтов есть бегство от болезни или невроза, возникшего на этой почве. Но это не есть подлинное спасение человека. Подлинное спасение состоит в решении конфликта. Для этого и предназначен психоанализ.

ПСИХОАНАЛИЗ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

Для решения конфликта и мобилизации своих сил человек должен осознать свое бессознательное. Для этого в свою очередь необходим психоанализ и врач-психоаналитик. При уходе в болезнь человек может решить все, но в сознании, а не в действительности. Смысловая нагрузка психоанализа состоит в том, что:

1) это есть способ изучения психических процессов, которые по-другому изучить нельзя;

2) это ряд понятий психологии, которые опираются на вышеуказанные методы лечения;

3) это метод лечения неврозов.

Способами изучения психических процессов Фрейд называл:

а) проникновение в бессознательное (трансферт или перенесение). В данном случае врач, общаясь с пациентом, который переносит на личность врача бессознательные желания и чувства. Челок как бы вновь проживает прошлые события и имеет возможность преодолеть травмирующие события и эмоции детства; Многие детские эмоции неотреагированы и вследствие этого возникает конфликт уже в зрелом состоянии. Благодаря перенесению человек может понять смысл всех тревожных событий, а взрослый опыт помогает отреагировать на детские эмоции;

б) метод свободных ассоциаций состоит в том, что человеку предлагается ослабить контроль сознания и говорить все, что придет ему в голову. Такое говорение и предлагается анализировать. Ослабление контроля за сознание позволяет высвободить подсознательное и выйти ему в сферу сознания. При применении данного метода необходимо изучение символов, поскольку подсознательное проявляется не прямо, а в виде определенной символики, которую необходимо уметь толковать;

в) искусство толкования символов и снов. Фрейд считал, что сновидения обнаруживают антисоциальные и противоморальные желания человека. Они проявляются, поскольку у каждого человека есть склонность к агрессии как самое существенное влечение человека помимо либидо. При любом случае человек готов удовлетворять свои влечения, но не как хочет, а как возможно, а это ведет к тому, что в снах выражена попытка разрядить напряжение, которое человек накопил в течение дня. Многие желания во взрослом возрасте бывают подавлены не внешней средой, а внутренними конфликтами, что также может отражаться в снах в виде символов. Во сне проявляется бессознательное человека, поскольку сознание отключено. Соответственно расшифровка языка бессознательного заключается в отыскании сексуальных корней, лежащих в поведении человека, поскольку Оно имеет сексуальную основу.

Теоретические выводы Фрейда относительно природы человека стали известны под названием «теория либидо», которая позволила Фрейду выделить стадии развития человека с момента рождения:

1) оральная (до полутора лет) – поведение ребенка полностью зависит от матери, которая доставляет удовольствие. Психология ребенка выражена в стремлении поглощать пищу;

2) анальная (до 3 лет) ребенок учится контролировать свои телесные функции и в психике преобладает агрессия, упрямство и собственичество;

3) фаллическая (до 6 лет) в данный период возникает сексуальное любопытство и эдипов комплекс (комплекс Электры у девочек), т.е. ребенок осознает себя и свое положение;

4) латентный период (до 12 лет) – преобладает любопытство ребенка к окружающему миру и интерес к учебе;

5) к 12 годам созревает репродуктивная система и вновь возникает сексуальный стресс, а в психологии возможно возникновение вновь эдипова комплекса. В психику вновь приходит неустойчивость от отсутствия опыта.

6) генитальная – стадия взрослого человека, у которого есть уверенность в себе и способность к зрелой любви. До этой фазы все стадии были центростремительны и эгоистичны, теперь же появляется любовь иного рода – не к себе, а к иному человеку.

Фрейд объясняет развитие человеческой психики на основании биогенетического закона и делает вывод, что основные этапы онтогенеза повторяют этапы филогенеза. Соответственно, ядро бессознательной психики современного ребенка образовано из древнего наследия человечества. В фантазиях проявляется инстинкт предков. Но этот вывод чисто умозрительный и до сих пор его никто не опроверг и не подтвердил, поскольку детскую психику так никто и не исследовал.

Обращаясь к детству человека и человечества Фрейд соотносит первоначальные влечения с сексуальными отношениями в первобытной общине, т.е. эдипов комплекс возник на ранних стадиях человеческой цивилизации. Толкование снов и ассоциаций Фрейдом может допускать субъективное толкование, т.е. идущее от личности психоаналитика. Расшифровка бессознательного может содержать личностное отношение, т.е. она не проверяема и не научна. Фрейд имел претензию считать психоанализ научным исследованием, но акцент сделал на толкование и описание, а основная процедура науки – это объяснение. Описание не позволяет проникать в суть явления, которое можно только объяснить – это основной недостаток концепции.

 

3.

 

В ХУШ в. существовала точка зрения, согласно которой сознание присуще всей материи (гилозоизм). Считалось, что разница между человеком и животным только количественная, но качественно они не отличаются. Гилозоизм не состоятелен, т.к. мыслит не вся природа, а только человек, а все остальное только отражает. Соответственно отражение есть всеобщее свойство материи.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Социальная философия. Круг ее проблем. Типы философского анализа общества.

 

I. Предмет социальной философии. Системность общества.

II. Философские представления о различных моделях социальной реальности, их оценка:

а) историко-материалистическая модель;

б) идеалистическая.

III. Существуют ли в обществе законы? Их специфика.

IV. Выдающаяся личность. Роль личности в истории.

 

I.

 

Предмет социальной философии – общество. Философия истории или философия общества.

Общество изучают различные науки: социология, экономика, политология. У социальной философии есть своя особенность как науки об обществе. Различные науки изучают отдельные стороны общества.

Философия изучает общество как целостную систему: взаимодействие всех сторон общества - и выясняет роль сторон в этом взаимодействии.

История прослеживает развитие общества в том виде, в каком он протекает фактически: последовательно, анализируя исторические события. Изменения в обществе история прослеживает в конкретной философии: в данное время и данной стране.

Философия отвлекается от конкретной истории стран и народов и ее предмет – познание общих и повторяющихся сторон общественного развития, повторяющееся выделяется посредством абстракции.

Философия изучает отношения между различными сферами общества, которые имеют место на различных стадиях развития общества, в различные периоды, например: отношения между экономикой и политикой, между природой и обществом, личности и общества, роль личности в истории, типы социальных противоречий. Эти отношения есть у каждого общества.

Социальная философия – философская концепция общества, объясняет тотальность исторического развития через абстрактность мышления в форе философской рефлексии.

Философская абстракция отличается от абстракции других наук: универсальностью, рефлексивностью и способностью проникать в суть вещей.

Философия истории опирается на данные различных наук: информатики, истории, исторической психологии, исторической поэтики, семиотики.

Содержание предмета социальной философии (изучает):

1. Общество в целом, выявляет смысл общественных явлений;

2. Выясняет онтологические основания общественной жизни, т.е. условия, при которых общество сохраняет свою целостность;

3. Социальная философия решает вопрос о стадийности общественного развития;

4. Решает вопрос о методологии социального познания и статусе социальных наук;

5. Разрабатывает подходы к пониманию свободы, необходимости, причинности;

6. Исследует разные детерминанты истории: экономические, социально-психологические, духовные, религиозные.

Философия общества изучает общество как систему, т.е. выясняет структуру данного явления и решает вопрос о системообразующем факторе.

Что из себя представляет системообразующий фактор общества?

Сферы общества: экономическая, духовная, правовая, политическая. Все они связаны и переплетены. Надо решить, какая сфера лежит в основе развития общества. Ответы всегда различны.

Важнейшими вопросами социальной философии являются: наличие или отсутствие законов в истории, вопрос отношения общества и природы, вопрос о стадийности развития общества, проблемы прогресса общества, соотношение прогресса и регресса.

Важна проблема человека, осмысление его природы и сущности. Фромм в своей работе «Душа человека» и пытался решить ее.

Философия также изучает место и роль человека в истории, проблемы его духовной жизни и отношение к себе и другим людям, проблемы ответственности человека, смысла его жизни, смысла и назначения истории.

К. Ясперс «Смысл и назначение истории». Он считал, что ответить о назначении истории нельзя: ответить можно будет только тогда, когда будет раскрыта тайна создания человека.

Налимов также занимался этой проблемой: он считал, что познание смысла исторической связи с взаимодействующим и космическим сознанием, но на пути этого взаимодействия много препятствий, в том числе мешает взаимодействию современная культура, догматизм религии, излишняя логизированность науки, господство техники, поклонение деньгам.

Вывод: в нашей планетарной ситуации может помочь только космическое вмешательство: нужен новый человеческий менталитет, а для этого нужны новые лидеры. Нужна новая система образования и воспитания, но неизвестно какая.

Взаимодействие с космическим сознанием требует изменение сознания человека, а изменение его возможно путем приобретения новых смыслов. А сейчас есть только вакуум смыслов человеческой жизни или экзистенциальный вакуум.

П. Сорокин считает, что одно из проявлений кризиса – повышение случаев суицида. Но это же свидетельствует о переменах и смене поколений.

Важные вопросы – движущие силы исторического процесса, роль личности в истории и от чего она зависит. Какие причины у личности оказывают влияние на общество?

В рамках классического подхода к исследованию социальной реальности можно выделить 2 концепции, которые противоположно решают вопрос об определяющем факторе общества:

1. главный фактор – сознание и духовная культура – Шпенглер, Тойнби.

2. главный фактор – экономика – середина 19 века – марксизм – в этот период общество обнаружило, что материальное производство – важный фактор развития общества.

Существуют 2 типа социальных теорий:

1. теории, которые имели цель описать явления так, как они происходили; они ориентированны на поиск на-учной истины,

2. социальный теории как вид социального проповедничества – описание желаемых форм общества, строят императивы социальных действий. Они вырабатывают ценности и нормативные суждения.

Эти ценности нельзя проверить на истинность, оно к ним не применимо. Ценности оцениваются с точки зрения эффективности и их помощи в достижении цели.

Концепция Маркса имеет черты и 1-ой и 2-ой теорий, следовательно, основана на науке и ценностях.

 

II.

 

Материалистическое понимание истории и исторический материализм – одно и то же – основная, официальная философия советского государства.

Суть материализма:

1. Системообразующий фактор обществ – материальное производство. Материальное производство определяет производство духовное. «Общественное бытие определяет общественное сознание».

Экономика играет решающую роль в формировании общества, что и позволяет называть материализм экономическим детерминизмом.

Маркс и Энгельс считали, что идеи не имеют своей собственной истории развития, но это не так: идеи развиваются в силу определяющих внутренних тенденций.

Приоритет экономической жизни по отношению к другим сферам жизни сегодня критикуется. Данное положение можно проследить на примере истории политарных государств, например: СССР. В СССР идеи экономического развития приносились в жертву политике, которая диктовала условия экономике. В СССР определяющим была политика, а не экономика.

Экономические приоритеты действуют не во всех государствах, не во всех сферах жизни: на общественное сознание влияет большое количество факторов и экономика не единственный.

Возникает вопрос о том, является ли приоритет экономического развития общесоциологическим законом? На этот вопрос существуют множество ответов. Однако он не имеет исторического характера + в некоторых странах, таких как Таити, поддается сомнению его действие.

Существуют периоды, когда главенствует экономика, но существуют и другие периоды с определяющей ролью идеологии.

2. На экономическом детерминизме строиться формационное деление общества и идеи классогенеза. Классы возникли в силу раз-вития экономики, т.к. появлялись излишки. Появление формаций связано с экономическим базисом.

В идеях Маркса есть налет фатализма: сейчас расширяются операционные возможности сознания, возможен сознательный выбор типа экономики, а Маркс этого не признавал.

3. Утверждение о том, что экономика – решающий фактор, следовательно, политическая власть производна от собственности на средства производства, т.е. утвердилась однозначная зависимость между экономическим и политическим статусом субъекта.

Фаты истории свидетельствуют о существовании различных общественных системах, где в одних богатство и собственность предшествовали власти, а в других – власть предшествовала богатству.

Экономическая дифференциация порождение финансового, классового различия. Сегодня классовая дифференциация лишена зависимости между экономическим и социальным статусами. Например, наемный работник имеет доходы, равные средним доходам буржуазии. Отсюда следует, что отношения классов в 20 веке перестали быть антагонистическими.

Маркс считал, что в обществе можно выделить 4 экономические формации:

- рабовладельческую,

- феодальную,

- буржуазную,

- коммунистическую.

Позже к формациям Маркса была присоединена еще одна формация – первобытная, которую Маркс не выделял. Этот подход он распространял на всю всемирную историю. Сейчас этот подход критикуется. Приоритет у цивилизационного подхода. Формации не работают на Востоке.

4. По Марксу, в обществе действуют законы, которые специфичны и отличны от природных, но необходимы и объективны. Это не бесспорно: есть философы, которые отрицают законы общества, а Маркса считают фаталистом.

 

III.

 

Законы общества – связи между общественными явлениями, которые объективны, устойчивы, существенны. Общество развивается закономерно – так, считал Маркс. Развитие общества необходимо, а значит фатально.

П. Сорокин считал наоборот: в обществе нет законов, т.к. главный, определяющим фактором общества является человек с его энергией, совестью и сознанием, волей, поведением. В эпоху общественного упадка, когда люди не смогли реализовать поставленные цели, из ряда взглядов ярко выделяются мотивы фатализма.

Сорокин считал, что можно говорить о законах только повторяющихся явлений, а вся история единична и неповторима. Нет ни од-ного факта, который бы совершался помимо человека, который бы противоречил свойствам человека.

Сорокин считал, что существуют только 3 суперсистемы:

- умозрительная,

- чувственная,

- идеалистическая (интегральная).

Других нет, т.к. способности познания ограничены и особенности познания определяют тип социально-культурной системы.

История общества – чередование этих систем. Исторический процесс дважды прошел цикл суперсистем и в Европе должна произойти смена чувственной системы на идеалистическую. Следовательно, законы в обществе все-таки есть, т.к. Сорокин на примере исторического развития показал, что происходило чередование суперсистем, а это значит, что он противоречил самому себе.

Законы общества отрицает К. Поппер – «Нищета историцизма» // Вопросы философии. 1992. № 8,9. Поппер сделал следующие выводы: вера в историческую необходимость – предрассудок. Если бы в истории были законы, то можно было бы точно предсказать ход истории и модель будущего общества. Этого сделать нельзя, следовательно, нет и законов. В других работах Поппера содержатся аналогичные идеи – «Открытое общество и его враги», «Гегель, Маркс и другие оракулы».

Поппер считал, что в истории есть тенденции, которые не имеют универсального характера, следовательно, они ничего не объясняют. Если есть законы, то они принадлежат к законам среднего уровня. Они ограничены рамками определенного периода, поэтому в историческом развитии они ничего не объясняют. Если и есть общие законы, то они не сформулированы, по причине тривиальности.

Прогнозирование исторического события на основе выявленных тенденций можно в границах закрытых систем, т.е. в изолированных системах. Однако общество – открытая система, следовательно, прогнозирование ее развития невозможно.

Против исторических законов выступал и Л. Стоун: если есть законы истории, то была бы необходимость развития, но у человека есть случайности, которые и отражаются в истории.

Г. фон Вригг выделил 2 тенденции объяснений в науке:

1) аристотелевская – реализуется темологическое объяснение – учение о целесообразности.

2) галилеевская – реализуется каузальное объяснение.

В гуманитарном знании действует аристотелевская тенденция, а в естествознании – каузальная.

Научное объяснение – каузальное: индивидуальные случаи подводятся под гипотетические общие законы. Темологическое объяснение не научно. Вригг считал, что историю нельзя объяснить научно, следовательно, она не подчиняется законам.

Материализм настаивает на закономерностях развития общества.

Законы общества – правила внутренней самоорганизации общества, общий результат действия масс людей. Специфика общественных законов по сравнению с природными законами в том, что они действуют только там, где есть люди. Но люди действуют в соответствии со своими целями, следовательно, законов нет.

Если существуют законы, есть ли фатализм?

Нет. Нет однозначной связи. Фатализм отождествляет законы общества и природы. Он рассматривает действие законов общества как роковую предопределенность. Такую, которую нельзя скорректировать, преодолеть.

Субъективизм преувеличивает роль сознания в действиях общества и недооценивают объективные факторы.

Законы определяют лишь общее направление исторического процесса. Конкретный ход истории, формы и темпы исторического развития зависят от инициативы людей, соотношения массовых сил и потребностей людей.

В советский период были идеи предопределить общественное развитие. Оно (развитие) однолинейно. Историческое развитие – лишь одна из реализованных возможностей, которая не всегда является самой оптимальной, эффективной, лучшей. Следовательно, историческое развитие – всегда история упущенных возможностей, реализованных не полностью. Упущенные возможности влияют на историю, а не исчезают.

 

IV.

 

Всякая история решает вопрос о движущей силе общества.

Материализм считал этой силой народ – как производителя материальных благ. Народ – движущая сила истории. Роль народа действительно велика, но именно в массовых переменах. Но он не творит науку и искусство.

Ортега-и-Гассет поставил вопрос о роли народа, ввел понятие человек-масс. («Восстание масс»).

Роль личности – вопрос не изученный.

В СССР смена политики связывалась со сменой лидера. Есть мнение, что отечественную историю определяли власть - имущие, а законы (объективные) в СССР не действовали. Были только законы – нормы, спущенные сверху.

Г.В. Плеханов изучал вопрос о личности в истории. Он выделил необходимые условия, для того чтобы личность стала влиять на историю:

1. талант должен сделать человека соответствующим нуждам эпохи. Например: Наполеон: если бы у него не было военного таланта, то он не повлиял бы так сильно на историю;

2. общественный порядок не должен преграждать дорогу личности, которая имеет способность нужную эпохе. Если бы феодализм во Франции был дольше, то не было бы Наполеона и его окружения и всей другой истории.

Этих 2-ух качеств недостаточно, нужны еще и другие факторы.

Харизма проявляется в особом влиянии на людей, способность вызывать доверие, симпатию, подчинять своей воле. Изначально харизма понималась как божественный дар, который послан для спасения человека.

Первым из первых харизму изучал М. Вебер.

Он придал ей следующий смысл: харизматический лидер обладает особыми способностями, даром пророчества, исключительными, волевыми качествами, таких лидеров много: Будда, Моисей, Христос, Лютер, Кальвин, Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ленин, Троцкий, Индира Ганди, М.Л. Кинг, и другие.

Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее этическому содержанию: это и святой пророк и убийца масс народа.

Харизма – качество личности, признанная необычной, благодаря чему личность оценивается как одаренная специальными силами.

Оценка личности как харизматичной производится на основе внешних впечатлений, следовательно, в основе харизмы лежит умение производить впечатление, обладая особыми свойствами, т.е. харизма – не врожденное, мистическое свойство, а просчитанный набор персональных качеств.

Для харизматического хорошо иметь внешний признак, который выделяет его из масс.

Харизматические лидеры востребованы в кризисные и переломные периоды истории. Обычно поведение харизматического строится по схеме: в кризисной ситуации он не говорит, что все будет хорошо, а наоборот, что все плохо и так и будет, в результате начинаются гонения, что повышает популярность данного лидера в массах. Далее бойцовская позиция харизматического развивается по нарастающей: создается своя собственная идеология со своей символикой, высок уровень театральности.

Некоторые ученые выделяют сексуально-мистический аспект личности харизматического, н-р, у Распутина.

Масштаб харизматической личности различен: он может присутствовать как в рамках очень узкой группы людей, так и осуществлять свою д-ть в рамках целой нации.

Главный спор, который ведут ученые – это вопрос о том, можно ли разыграть харизму или же она является врожденным качеством человека. Данный спор не разрешен.

Харизма – это единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Цель всей д-ти харизматического – это успех любой ценой.

Харизма не является вечным качеством: нельзя быть харизматическим всегда и для всех. В динамике харизматического в определенный период наступает обудничевание, т.е. спуск на уровень обычной жизни и наступает исчерпание себя, символика утрачивает свою силу.

Феномен Харизматического исследовал Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я».

Т.о., для появления выдающейся личности необходим талант, соответствующие условия внешней среды (кризис, война и т.п.) и нечто такое, что действительно позволит стать лидером.

Л.Н. ГУМИЛЕВ «ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ», «География этноса в исторический период», «Киевская Русь и великая степь» - эти и ряд других работ обосновывают концепцию пассионарного развития цивилизации и личности. Обычно выдающиеся личности являются пассионариями, т.е. людьми, которые в силу природных причин обладают повышенной энергией. Причина обладания -–это воздействие биологической Е, которая существует на Земле и распространена неравномерно по поверхности планеты.

Пассионарность – непреодолимое стремление к д-ти по осуществлению какой-либо цели. Стремление может быть осознанным или бессознательным, а цель в свою очередь предстает очень ценной идеей, которая более ценна, чем жизнь. Пассионарность человека сопрягается с любы-ми способностями и не зависит от внешнего воздействия, в т.ч. и воспитания. Пассионарность является чертой психической конституции человека, т.е. она не воспитуема, как харизма.

Пассионраность не имеет отношения к этике: она порождает и подвиги и преступления, творчество и разрушение, она исключает лишь одно качество в пассионарии – это равнодушие.

Модусы пассионарности:

· гордость;

· жажда власти;

· жажда славы;

· тщеславие;

· алчность, которая порождает как скупцов, так и ученых, которые копят знания.

Пассионарность порождает и фанатиков, если пассионарий разрабатывает собственную идеологию. Однако не все пассионарии являются харизмами и не все они хотят быть лидерами. Н-р, Ньютон, в его жизни было всего два глобальных интереса: создание механики и перевод апокалипсиса. Лишь единственный раз в жизни его пассионарная Е вырвалась наружу, когда он отстаивал открытие интегральной системы.

Особенность пассионария в том, что вектор самосохранения у него отсутствует, наоборот, есть вектор самоуничтожения, т.е. он готов пожертвовать собой и др. людьми ради собственной идеи. Такой обратный вектор заразителен, особенно это выражено у полководцев, способных вес-ти за собой целые армии на смерть.

На том же примере полководцев напрашивается вывод о национальной направленности пассионарной Е: что проходит у одной нации, то не-возможно сделать с другой. Н-р, Суворов умел увлечь русских солдат за собой, но у него это не проходило с немецкими солдатами.

Пассионарность может быть разрушительной или созидательной. Примером очень яркой разрушительности может служить немецкое племя вандалов, которое завоевало Римскую империю, но которое разрушало все на своем пути без всякой цели. Одновременно с этим племенем существовало племя готов, которые также совершили поход на Римскую империю, но не разрушали ее, а прошли к Испании, где и смешались с местным населением, образовав испанскую нацию. Это ярко показывает, что один и тот же импульс (пассионарный толчок) может иметь разную направленность.

Пассионарные толчки имеют внеземное происхождение. Оси толчков располагаются по поверхности планеты прямыми линиями, концы которых ограничены кривизной и зависят от магнитного поля Земли. Эти энергетические удары идет не от Солнца, наоборот, пассионарные толчки происходят, когда активность Солнца близка к минимальной. Это происходит потому, что при сниженной активности Солнца космической Е легче проникнуть через ноосферу Земли.

Уровень пассионарности в этносе не постоянен: в период пассионарных толчков есть подъем, который связан со стремлением людей не создавать целостности, а наоборот, быть самими собой и считаться только с собственной природой. Повышение пассионарности сопровождается внутренним соперничеством.

В исторической судьбе каждого этноса наступает надлом, который происходит после периода пассионарной активности. Сам Гумилев выделял такие фазы, как подъем, перегрев и спад, которые характерны для каждого этноса и образуют промежуток времени, равный 1 200 – 1 500 лет. После этого этнос либо распадается, либо сохраняется как реликт, т.е. не развивается вовсе.

Надлом является наиболее сложной и тяжелой фазой, т.к. сопровождается распрями и конфликтами, снижается пассионарность и растет субпассионарность (т.е. отсутствие веры, чести и совести у людей). Ведущая роль отведена корыстолюбцам и себялюбцам, которые видят свою цель в первенстве.

Однако такое взаимоистребление не вечно, и оно сменяется спадом, который характеризуется единственным желанием у людей – это обрести покой. На данном этапе система (этнос) выбрасывает из себя лишнюю пассионарность, наступает инерционная стадия, где нет места творчеству и присутствует лишь посредственность.

Оригинальность в это время реализуется лишь через искусство или науку. Главная черта инерционной стадии – это довольство собой и окружающим миром, т.е. довольство пассивного трудолюбивого населения самим собой. Растет техносфера – наступление на природный ландшафт, что и ведет к упадку этноса.

Данный упадок внешне вообще не заметен: все хорошо и есть видимость процветающего общества, но такое довольство не вечно. Следующий толчок в развитии можно получить либо с новой пассионарной энергией либо создав новый этнос.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ ГНОСЕОЛОГИИ ПОЗНАНИЕ Познание как предмет философского анализа Основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1. Что такое философия. Философия и мудрость. 2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 3. Круг вопросов филос

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил пр

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познав

МИФ И РЕЛИГИЯ
Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жр

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийны

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ
1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истина

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
1. Теоретичность. 2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).   5.   Роль Ф. в разные эпохи и

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие «бытие» в истории философии. 2. Основные формы бытия. 3. Категория «небытие» и существует ли оно.   1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ
Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа напи

СРЕДНИЕ ВЕКА. И БЫТИЕ
В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библ

НОВОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ БЫТИЯ КАК КАТЕГОРИИ
Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как

КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи. 2. Естествознание о структуре материи.   1.  

НОВОЕ ВРЕМЯ
В период средних веков и начала нового времени ряд философов считали понятие материи лишним в философии и предлагали вообще его забыть и изгнать из обсуждения. Такую позицию высказывал Беркли. Осно

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА?
Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не связаны? Является ли одна из них перви

ДВИЖЕНИЕ
  1. Д. и его свойства 2. Основные формы Д. 3. Концепция нестабильности мира (синергетика о Д. и развитии)   1.

ПОЗНАНИЕ
  1. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологическое позиции 2. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Формами чувственного познания традиционно называют: 1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Представление. 4. Эмоции. Ощущение возникает в результате воздействия

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
  1. Глобальность экологической проблемы. 2. Понятие природы и общества. Учение Вернадского о ноосфере. 3. Природа как фактор разви

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУТРА ОБЩЕСТВА
  1. Понятие социальной структуры общества. Социальная стратификация. Социальная структура общества и экономика. 2. Модели социальной структуры общества. Классовая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги