рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. - раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ   1. Глобальность Экологической Проблемы. 2....

 

1. Глобальность экологической проблемы.

2. Понятие природы и общества.

Учение Вернадского о ноосфере.

3. Природа как фактор развития общества.

4. Отношение общества к природе (исторический аспект)

5. Экологическая проблема современности. Пути ее решения. Римский клуб.

6. Географический детерминизм и его оценка.

 

1.

 

Вопрос о взаимоотношениях общества и природы актуален и важен, т.к. затрагивает судьбу всей человеческой цивилизации. Данный вопрос является глобальной проблемой современности: развитие цивилизации выявило три проблемы, относящиеся к сфере взаимоотношений общества и природы.

1. Перспектива исчерпания в будущем невозобновляемых природных ресурсов как энергетических, так и сырьевых.

2. Загрязнение среды в масштабе, когда природа не может восстановить биологическое равновесие.

3. Резкое увеличение населения Земли, приобретшее характер демографического взрыва.

Эти явления были и ранее, но не в столь заметных масштабах. Сейчас же локальные проблемы отдельных государств переросли в глобальную проблему всего мира, т.е.:

а) приобрели планетарный характер;

б) в отдельно взятой стране эти проблемы не решаются: только усилия всего человечества на основании сознательного регулирования отношений общества и природы могут предотвратить экологическую катастрофу.

 

2.

 

Понятие природы имеет широкий и узкий смыслы. В широком смысле природа – окружающий нас материальный мир. Природа в узком смысле – это географическая среда обитания людей. Наука доказала, что природа прошла ряд этапов в своем развитии.

Этапы развития планеты.

1. Добиологическая история Земли. Данный этап характеризуется химическими и биологическими процессами превращения веществ и энергии.

2. Возникновение и развитие биосферы, т.е. части природы, в пределах которой существует и развивается жизнь. Элементы биосферы: тропосфера (часть атмосферы Земли), весь мировой океан, почва и часть литосферы.

Живые организмы за много лет преобразовали поверхность Земли, благодаря обмену веществ. Биосфера характеризуется циркуляцией веществ, информации и энергии. Биосфера порождает кислород – результат фотосинтеза растений.

Функции биосферы: 1) синтез орг. веществ и 2) трансформация орг. веществ.

Благодаря редукции биологические вещества не дают заболачиваться природе. Человек же создал неразлагающиеся вещества, что ведет к заболачиванию природы.

Фотосинтез образует кислород, около 50 млн. лет назад образовалось такое соотношение кислорода и углекислого газа, которое существовало вплоть до середины ХХ в. Далее данное соотношение изменилось: количество углекислого газа увеличилось, что и привело к парниковому эффекту. Причина парникового эффекта – это уничтожение биомассы, т.е. «легких планеты» – лесов тайги и Амазонки. Каждое дерево способно ежедневно восстанавливать кислород для 3 человек.

3. Возникновение человека и общества, т.е. антропогенный этап в развитии планеты. Человечество произвело на поверхности Земли переворот, который назван переворотом малого геологического масштаба.

Человек распространился по всей Земле, чего не может сделать ни одно животное. Любое животное при таком расселении эволюционировало бы за пределы своего вида. Человек занимает различные ниши и не эволюционирует: у него есть особая способность – повышенная лабильность, т.е. способность к адаптации.

По способы жизнедеятельности люди отличаются от животных, но в их поведении присутствует и общее – это обмен веществ с окружающей средой.

Качественное отличие человека от животного состоит в труде. У человека иное отношение к природе – материалистическое. Данное отношение – решающий фактор жизни людей.

Этап возникновения человека и общества Вернадский рассмотрел в своем учении о ноосфере.

 

3.

 

По сути учения как единого целого не существует, как не существует и единообразного понимания того, что такое ноосфера. Впервые идеи о том, что таковая существует Вернадский высказал в Сорбонне, но определения так и не дел. С позиции собственного видения (как биогеохи-мик) Вернадский считал, что ноосфера – это эта в развитии биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

Созревание ноосферы характеризуется параметрами:

1) планетарный характер человеческого бытия и единство человеческого рода;

2) соизмеримость человеческой д-ти по преобразованию природы с человеческими процессами;

3) рост науки и техники.

Исходя из указанных параметров, модно сказать, что ноосфера не совпадает с антропогенным этапом в развитии Земли, а является развитой формой человеческого общества. Примерно в одно время с Вернадским о ноосфере также писали Леруа и де Шарден, которые понимали ноосферу как чисто духовное явление.

В ряде работ Вернадский также высказал эту мысль, т.е. определил ноосферу как информационную оболочку Земли, где содержатся идеи человечества как прошлые, настоящие, так и будущие. По мнению Вернадского идеи не умирают, а продолжают жить в этом информационном поле и влиять на человека.

Философы –марксисты попытались соединить концепцию Вернадского с концепцией планомерного преобразования природы, но это невозможно, т.к. Вернадский не мыслил формациями.

Концепция о ноосфере затрагивает также и социально-политическую позицию автора: Вернадский был уверен, что только при наличии свободы в исследованиях и правового общества данное общество может творить. Взрыв научного творчества – это предпосылка для создания ноосферы. Вернадский никогда не поддерживал социализм и большевиков, т.к. в данных условиях подавлялась свобода личности, без которой не-возможно развитие науки.

Становление ноосферы – процесс стихийный и не связан с отдельной страной. Вернадский не был сторонником национального миссионизма и являлся космополитом.

Т.о., основное условие перехода к ноосфере – развитие научной мысли. Наука – это сложный продукт интеллектуальных и культурных усилий, интернационализации культурной жизни.

Если у общества отсутствует свобода, то у науки нет подпитки и она находится в упадке. Для перехода к нносфере необходимо развитие всей системы культуры: религии, искусства, философии, права, политики и т.д.,если хотя бы один из элементов будет отсутствовать, то и наука не будет развиваться.

До ХХ в. в науке господствовал антропоцентризм как принцип объяснения биосферы, которая существует для человека, и человек – царь природы. Антропоцентризм предполагал покорение природы и дополнялся эволюционной парадигмой дарвинизма, которая утверждала естественное право сильного.

Сейчас этот принцип д.б. заменен биоцентризмом, т.е. человек не царь, а компонент природы, закономерный этап биологического процесса. Человек для биосферы, которая внутри устойчива и равновесна.

Следуя антропоцентризму, человек взял на вооружение экспансию прогресса и стал уничтожать ненужную ему биопродукцию, создавая нужную. Это привело к нарушению баланса и экологическому кризису.

Прогресс в биосфере осуществляется не через конкуренцию, а через освоение нового ресурса, т.е. преимущество получает более умный. В обществе также прогресс происходит через творчество, а не через конкуренцию.

Экологический кризис связан с недостатком истинной информации природы и избытком иной информации.

 

4.

 

Природа дает материалы и энергию, поэтому является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорять или замедлять ход развития общества. Однозначный ответ, какие условия благоприятны, а какие нет ответить нельзя, т.к. хотя первые цивилизации и возникли на Востоке, но человек расселился по всему миру и в т.ч. на территории с суровым климатом, где все силы уходили на выживание. Теплый климат также может не способствовать развитию человека, т.к. нет необходимости бороться за свою жизнь. Теплый климат не делает развитие человека необходимым, поэтому районы тропиков также не развиты, как и крайний север.

Благоприятными можно назвать условия, которые разнообразны и где присутствуют средства сообщения, богатые недра и в т.ч. нормальный климат.

В силу своей цикличности природа определяет и циклы жизни человека, а также его самочувствие. Природа способа уничтожить результаты человеческого труда и она влияет на расселение людей, размещение производства и особенности с/х. по мере развития обществ изменяется и степень воздействия природы на человека.

Природные условия делятся на две группы: естественные богатства средств производства (наибольшее значение имеют на ранних стадиях развития человека) и естественные богатства средств труда – имеют значение на более поздних этапах развития.

Современное общество не получает все продукты непосредственно от природы, тогда как есть невоспроизводимые ресурсы (недра), которые человеку необходимы. Но возможность определенные вещи конструировать без помощи природы не означает того, что природа в меньшей степени влияет теперь на общество.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

В целом в истории принято выделять следующие типы отношения человека к природе:

1. На ранней языческой фазе космос кажется миниатюрным, а земля единственным обитаемым миром. Человек не осознает природу как нечто вне его лежащее и не противопоставляет себя природе. Природа в целом не воспринимается: нет пейзажной живописи и лирики природы. При таком отношении к природе характерен политеизм.

2. Возникновение монотеизма повлекло появление «борческой фазы» в природе, т.е. когда человек игнорирует природы и не проявляет к ней интереса. Рост личности приводит к пониманию человеком его возможности совершенствоваться, а природа не подает признаков развития и кажется статичной. Природоборческая тенденция пришла в средний века вместе с христианством и отождествлялась с неким врагом.

3. Следующая эпоха – господство науки: человек отказывается от преодоления природных элементов в самом себе т обосновывает утилитарный подход к природе. Т.е. природа становится объектом научного исследования и покорения. Наиболее резкие противоречия наблюдались с ХУП по Х1Х вв.

4. К концу Х1Х в. появляется эстетическая любовь к природе, о чем свидетельствует искусство. В ХХ в. Появилась и физическая любовь к природе, проявляемая в виде туризма, пляжного отдыха и т.п.

По эволюции одежды можно сказать, что до 1 мировой войны человек боялся природы (неприлично было выйти на улицу без перчаток), после войны к одежде стали относится проще.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что существует два типа отношения к природе (на сегодняшний день):

1) утилитарное отношение, когда все измеряется критерием материальной выгоды и интересы человека ставятся выше интересов природы;

2) физическая любовь к природе, т.е. воспитание этического к ней отношения.

Причем два этих типа отношений не противоречат друг другу, а значит и не различаются существенно, поэтому необходим новый тип отношения к природе, при котором будут учтены прежде всего интересы природы.

 

5.

 

Развитие утилитарного отношения к природе привело к весьма негативным последствиям – истощению запасов энергетических ресурсов, металлов, изменению флоры и фауны. Т.е. произошло изменение всей биосферы без учета ее целостности. Это привело к противоречиям между природой и человеком, что сейчас особенно обострилось, когда природа находится в стадии экологического кризиса.

Человек уничтожил множество видов животных и растений, вырубил огромное количество лесов, уничтожил десятки тысяч гектаров плодородной почвы. Вследствие этого резко ухудшилось здоровье человека и возросло количество генных мутаций. Ноосфера, которая должна гармонизировать отношения человека и природы не существует, есть лишь адаптивность человека к различным условиям. Вследствие своих же действий в опасности сейчас находится человек. Существуют расчеты, по которым число антропогенных возмущений не должно превышать 1 % от полной производительности биосферы Земли, а сейчас этот показатель составляет 10 %.

У человека осталось лишь несколько десятилетий для выработки стратегии выживания.

Варианты решения кризиса:

1. Сокращение численности населения Земли в 10 раз. Такую мысль еще 200 лет назад высказал Мальтус. Его идея состояла в том, что плодородность почвы исчерпаема т поэтому человек не может развиваться бесконечно. По мысли Мальтуса войны являлись естественными регуляторами численности жизни на Земле.

Данный метод весьма сложно реализуем, т.к. связан с ограничением свободы.

Рост численности отрицателен тем, что вместе с ним повышается численность генных мутаций, которые могут привести к качественному изменению в генах, т.е. к необратимым последствиям.

В связи с этим есть две возможности развития событий: деградация человека либо его управляемая автоэволюция. Сам Вернадский считал, что человек может организовать свое самосовершенствование.

2. В связи с таким положением дел ряд прогнозов связан с тем, что пока существует такое давление на природу у человека нет будущего. Соответственно, общество должно уйти с тупиковых линий развития в связи с этим предлагается:

а) Руссоистская модель, т.е. возвращение к природе, отказа от активных преобразований;

б) построение искусственной биосферы и изменение человеческого менталитета;

в) уход с Земли на иные космические тела.

Все данные проекты утопичны (по крайней мере сейчас).

3. Наиболее рационально подходит к данной проблеме выхода из кризиса Римский клуб, который является негосударственной организацией, которая пытается решать проблемы экологии. Клуб ведет экономические, экологические и демографические исследования, публикует их вместе с рекомендациями по реализации отдельных положений.

Данным клубом создана модель кризиса человечества к 2030 г. данную модель разработал Медоуз, на основе математических методов с учетом темпов развития общества. Причина столь быстрого приближения кризиса – это слишком быстрый темп развития человека. Выход из данной ситуации – не развивать технику дальше, постепенно сокращать потребности человека. Такое возможно либо при кардинальном изменении человека либо при создании человека с новым менталитетом.

С проблемой экологического кризиса тесно связана проблема демографического взрыва на земле. Если ранее население удваивало свою численность за более, чем 5 – 6 веков, то теперь с середины ХХ века численность населения удвоилась практически за 40 лет. к 2030 г. численность населения станет предельной, а ресурсы природы уменьшатся до минимума. Соответственно, уже сейчас численность населения надо уменьшить на 1/3 путем планомерного регулирования рождаемости.

Как фактор снижения рождаемости может служить общее повышение благосостояния, т.к. за последние годы прослеживается тенденция, что чем выше уровень жизни, тем меньше рождаемость.

Ряд других ученых предлагают изменить внутренний мир человека: теперь человек не должен делать того, что может, от должен ограничить экономическое развитие и технический прогресс. Развитие техники должно подчиняться разумным потребностям человека и экономика не должна становиться смыслом жизни современного человека.

Общий вывод ученые делают таким:

1) Земля перенаселена, а человек достиг предела возможности в производстве продуктов питания. По подсчетам статистов половина населения земли голодает, а 10 млн. человек в год погибают от недоедания.

2) дальнейшее производство продуктов питания приведет к истощению окружающей среды, земли в целом, что снизит возможность производства питания.

3) рост человечества увеличивает возможность летального исхода в целом. Требуются радикальные изменения в установках людей, в развитии экономики, в разрешении международных конфликтов.

Положение дел в экологии показывает реальный уровень самосознания человечества, а также и кризис человека и его бытия в целом. Экологические проблемы поставили проблему выживаемости человека и проблемы свободы. Основное требование сейчас к поведению человека – это подчинить собственные интересы сохранению окружающей среды. Что противоречит установке индивидуализации и демократии. Соответственно, проблема экологии выливается в проблему смены ценностей в жизни мирового сообщества. Чтобы избежать экологической катастрофы человек должен выработать новую парадигму прогресса, основанную на ограничениях потребностей производства и рождаемости.

 

6.

 

Географический детерминизм – течение, которое усматривало в природе основной фактор развития общества. Географический детерминизм возник в ХУШ в. и являлся прогрессивным направлением в науке, т.к. доказывал земное происхождение законов общества. Природа – естественная причина общественной власти, устройства государства и человека.

Данное направление являлось противоречием господствовавшему провиденциализму, т.е. сторонникам теории, что все происходящее в мире – воля Бога.

Одним из сторонников географического детерминизма был Ш. Монтескьё, которые в работе «О духе законов» писал: «Климат, почва, географическое положение страны определяют форму государственной власти и нравы людей». Т.е. выстраивается цепочка: климат определяет психологию человека, а психология человека определяет общественный порядок.

Считалось, что жаркий климат рождает равнодушного человека, а он в свою очередь порождает рабство. Холодный климат рождает сильного человека, который способен создать демократический строй.

В Х1Х Бокль, Ренан, Кузен создали в рамках географического детерминизма свою развернутые социальные концепции. Они рассматривали механизм влияния факторов природы (вода, флора, фауна, полезные ископаемые) на жизнь общества (его экономическое развитие, социальную структуру и политический строй).

В рамках географического детерминизма существует также течение геополитики, родоначальником которого называют Р. Челена и Р. Ратцела. Последний выдвинул идею, что все великие народы имеют развитому чувство пространства, поэтому границы государства должны расширяться за счет экспансии. Данное положение было взято за основу К. Хаусхофером, который оправдал экспансию на другие территории тем, что вся история человечества это борьба за жизненное пространство. Результатом такого оправдания стало то, что идею восприняли фашистские движения в Германии. В результате этого течение геополитики резко критиковалось, но уже с начала 50-х гг. вновь начало развиваться.

На сегодняшний день геополитика учитывает массовое поведение людей (в т.ч. географическое положение, структуру населения и т.п.), т.к. к концу ХХ в. распространился феномен вмешательства населения в государственную политику, что может привести к разрушительным последствиям.

Существует 3 фазы эволюции геополитики:

1. Допромышленная революция – природа влияет на общество и определяет развитие человека.

2. Промышленная революция – человек использует природу, усиливая антропогенное воздействие на окружающую среду, человек является хозяином природы.

3. Постпромышленная – природа не обеспечивает достаточно условия существования человека и возникает необходимость в международной геополитике.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ ГНОСЕОЛОГИИ ПОЗНАНИЕ Познание как предмет философского анализа Основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1. Что такое философия. Философия и мудрость. 2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 3. Круг вопросов филос

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил пр

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познав

МИФ И РЕЛИГИЯ
Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жр

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийны

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ
1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истина

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
1. Теоретичность. 2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).   5.   Роль Ф. в разные эпохи и

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие «бытие» в истории философии. 2. Основные формы бытия. 3. Категория «небытие» и существует ли оно.   1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ
Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа напи

СРЕДНИЕ ВЕКА. И БЫТИЕ
В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библ

НОВОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ БЫТИЯ КАК КАТЕГОРИИ
Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как

КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи. 2. Естествознание о структуре материи.   1.  

НОВОЕ ВРЕМЯ
В период средних веков и начала нового времени ряд философов считали понятие материи лишним в философии и предлагали вообще его забыть и изгнать из обсуждения. Такую позицию высказывал Беркли. Осно

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА?
Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не связаны? Является ли одна из них перви

ДВИЖЕНИЕ
  1. Д. и его свойства 2. Основные формы Д. 3. Концепция нестабильности мира (синергетика о Д. и развитии)   1.

ПОЗНАНИЕ
  1. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологическое позиции 2. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Формами чувственного познания традиционно называют: 1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Представление. 4. Эмоции. Ощущение возникает в результате воздействия

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие сознания. Анализ различных философских подходов к объяснению сознания. 2. Сознание и бессознательное. Психоанализ о бессознательном. 3.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУТРА ОБЩЕСТВА
  1. Понятие социальной структуры общества. Социальная стратификация. Социальная структура общества и экономика. 2. Модели социальной структуры общества. Классовая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги