рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ - раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ 1) Ф. Плюралистична – Она Существует В Единстве Множества Школ И Течений. Рел...

1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.

2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.

3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направле-нии, она лишь оказывает влияние на самосознание.

4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.

 

3.

 

Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен знать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек?

Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:

· Конечен или бесконечен мир?

· Что такое истина?

· Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?

· Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

· Что есть человек и какового его место в универсуме?

· Есть ли направления в развитии Вселенной?

· Есть ли у Вселенной конец?

· Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?

· Какова природа человеческого разума?

· Что есть добро и зло?

· Есть ли границы в познании?

Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.

Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.

Группы проблем в Ф.:

· Онтологические (учение о бытии)

· Гносеология (учение о познании)

· Антропология (Учение о человеке)

· Аксиология (наука о ценностях)

· Праксиология (учение о практике)

В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.

Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично - материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.

Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления – материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям.

Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в ХХ веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.

ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма

Одно и наиболее важное – это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические – т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»

Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.

Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.

Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.

На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:

1) субстанциональная сторона – ставит вопрос об основе мира

2) познавательная сторона – вопрос о онтологии;

3) смыслосодержащая сторона – вопрос о смысле человеческой жизни

4) методологическая сторона – вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.

ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.

Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В ХХ в. Ф. часто обслуживала политические идеи, например, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.

Также к ХХ в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:

· Онтология

· Гносеология

· Праксиология

· Аксиология

· Философская антропология

· Этика, эстетика

· Философские вопросы естественных наук.

 

4.

 

Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определения науки.

Неопозитивизм (науковедение) разрабатывает критерии отнесения знаний к научным или ненаучным:

1. Верификационный критерий означает, что наука стремится все свои положения подтвердить фактами и проверить опытами.

2. Фальсификационный критерий означает, что эмпирические утверждения науки могут быть проверены и опровергнуты.

Оба данных критерия сейчас к Ф. не применимы.

3. Парадигмальный критерий, т.е. особое свойство науки – создавать фундаментальные теории. Ф. никогда господствующей парадигмы не имела.

4. Методологичность состоит в том, что добывают новые знания при помощи определенных методов: наблюдение и эксперимент, методы математики и статистики. Ф. себя методами не ограничивает.

5. Способ решения проблем: в науке есть круг открытых общезначимых проблем, которые значимы для любого ученого. В Ф. такого нет: нет одного решения на одну и ту же проблему и нет равнозначных для любого философа проблем.

6. Развитие науки отличается от развития Ф. В науке есть прогресс и движение в сторону объективной истины, в Философии же прогресса нет и быть не может: новая концепция не обесценивает старую, философские идеи живут, пока ими кто-то интересуется.

7. Научное знание безлично и интерсубъективно, философия же всегда носит авторский характер. Единства в философии быть не может, т.к. все люди никогда не будут думать одинаково.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ ГНОСЕОЛОГИИ ПОЗНАНИЕ Познание как предмет философского анализа Основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
  1. Что такое философия. Философия и мудрость. 2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 3. Круг вопросов филос

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил пр

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познав

МИФ И РЕЛИГИЯ
Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жр

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийны

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
1. Теоретичность. 2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).   5.   Роль Ф. в разные эпохи и

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие «бытие» в истории философии. 2. Основные формы бытия. 3. Категория «небытие» и существует ли оно.   1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ
Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа напи

СРЕДНИЕ ВЕКА. И БЫТИЕ
В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библ

НОВОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ БЫТИЯ КАК КАТЕГОРИИ
Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как

КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи. 2. Естествознание о структуре материи.   1.  

НОВОЕ ВРЕМЯ
В период средних веков и начала нового времени ряд философов считали понятие материи лишним в философии и предлагали вообще его забыть и изгнать из обсуждения. Такую позицию высказывал Беркли. Осно

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА?
Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не связаны? Является ли одна из них перви

ДВИЖЕНИЕ
  1. Д. и его свойства 2. Основные формы Д. 3. Концепция нестабильности мира (синергетика о Д. и развитии)   1.

ПОЗНАНИЕ
  1. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологическое позиции 2. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Формами чувственного познания традиционно называют: 1. Ощущение. 2. Восприятие. 3. Представление. 4. Эмоции. Ощущение возникает в результате воздействия

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
  1. Понятие сознания. Анализ различных философских подходов к объяснению сознания. 2. Сознание и бессознательное. Психоанализ о бессознательном. 3.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
  1. Глобальность экологической проблемы. 2. Понятие природы и общества. Учение Вернадского о ноосфере. 3. Природа как фактор разви

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУТРА ОБЩЕСТВА
  1. Понятие социальной структуры общества. Социальная стратификация. Социальная структура общества и экономика. 2. Модели социальной структуры общества. Классовая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги