Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность

· Софисты(человек и сознание, “человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов соправождалось активизацией политической жизни общества. Это породило потребность в развитии и изучении некоторых дисциплин, в особенности ораторского искуства. Преподавателей "Мудрости", называли софистами. Характер деятельности софистов определил смещение их философских интерессов в область антропологии и теории познания. Проблема логического доказательства была в центре внимания наиболее известных софистов Пратогора (ок. 480 - 410 до н.э) - говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение; Горгий(ок. 483-375 до н.э) пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Общим для всех софистов является утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и политических учреждений. Ярче всего этот релятивизм философских воззрений софистов выражен в знаменитых словах Пратогора - "Человек есть мера всех вещей". Учение софистов сводилось к умению, нарушая логические правила, доказывать все что удобно и выгодно. Объективной истины нет, субъект является мерой всех вещей. Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Они впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они отделяют разум от первоначала. Релятивизм – учение об относительности и условности человеческого познания.

· Сократ(469-399 до нэ) (вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства, “познай самого себя”, метод маевтики)

Сократ открыл совершенно новую проблематику. До него занимались проблемой мироздания, а он начал исследовать ч-кое сознание: “познай себя, ч-ую красоту”. Антидогматизм Сократа выражался, в его отказе от претензий на обладание позитивным знанием. Он считал себя не учителем мудрости, а лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. В качестве важного вида ч-кой деят-ти признавалась мыслительная, познавательная деят-ть, связанная с постижением и космоса, и ч-ка, направленная на достижение внутренней гармонии ч-ка, соц гармонии, гармонии между ч-ком и космосом. С этим связана такая характерная черта ф и античной культуры как рационализм познавательный и этический. Идеалом ч-ка в античной философии является мудрец, кот созерцает окруж мир, размышляет об окруж мире. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно – произвольный единичный ч-к, а ч-к как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выст с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. По Сократу, основопол способность ч-ка – это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Ч-к дол затратить значит усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика- (повивальное искус). Этот метод помогает рождению ч-кой мысли, а ф-ф, работающий по этому методу, уподобляется “бабке-повитухе”. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.

Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел свой философский принцип изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики он развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические вопросы базировались на убеждении, что власть должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. “Худшее – это большинство!”. Сократические школы:

КИРЕНАИКИ. Аристипп. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Гедонизм.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и внутренней свободы.

МЕГАРСКАЯ: Евклид. Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. существует единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель - познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.