рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности глобальных проблем.

Особенности глобальных проблем. - раздел Философия, Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4 1) Имеют Планетарный, Общемировой Характер, Затрагивают Интересы Всех Народов...

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Типология ГП:

1) ГП связанные с основными соц-экономическими и полит-ми задачами человеч-ва (предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружения и качественной модернизации оружия, нераспространение оружия, создание благопр-ых условий для мир-го соц-го прогресса, преодоление отстования в развитии ряда стран, комплексное достижение рынка, демократической государственности);

2) Взаимоотношение человека, НТР и общества (эффект-ое использование достижений НТР, проведение вктивной демографич-ой политики, ликвидация опасных болезней, сохранение генофона человека, совершенствование системы образования, обмен в достижениях науки и т.д.);

3) ГП связанные с социально-экологическими процессами (охрана окружающей среды, решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблемы, мирное освоение космоса и богатств мирового океана).

ГП не являются чем-то застывшим, они могут обостряться и ослабевать, могут возникать новые, такие как неконтролируемое развитие техноструктуры, резкое ослабление иммунной системы человека. По происхождению и сущности ГП явля-ся одновременно естественно-природными и социальными.

Глобальные проблемы: проблема экологии, сохранения мира, освоения космоса и Мирового океана, продовольственная проблема, проблема народонаселения, проблема преодоления отсталости, проблема сырья. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

1. Экологические проблемыСуть ЭУ, в разрыве естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии.

Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы заключается: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлётворения потребностей людей и самого производства. Речь идет, прежде всего, о материальном обеспечении развития общества и его культуры. Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине прошлого века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели, угрожающий характер дои самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества. Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

• рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

• рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

• борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);

• защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.

Действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет. Ученые отмечают, что появление человека занимает в истории земного шара такое же место, как крупные катаклизмы в масштабах геологического времени… во время которых коренным образом и в глобальных масштабах изменялись животный и растительный мир нашей планеты. Необходима всемерная защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Особой важности задача состоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов. А также встает вопрос о защите атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей. Основная причина этого — увеличение в глобальных масштабах современного производства, чаще всего с применением многоотходных технологий. Образование вокруг Земли слоя углекислого газа (СО2) ведет к изменению климата в сторону его потепления, что приводит к так называемому парниковому эффекту. В результате может существенно повыситься уровень Мирового океана, что вызовет непредсказуемые последствия. Вместе с тем проблема охраны природы приобрела глобальный международный характер. Требуются масштабные и серьезные усилия всех стран для ее решения.

2. Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население растет в геометрической прогрессии, еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.

3. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

Решение ГП:

1) ненасильственный мир – высшая соц-ая ценность, необходимое предварительное решение всех остальных проблем современности;

2) развертывание НТР на гуманных принципах, в виде материальной основы возможного выхода из ситуации выживания. Развертывание информационной компьютерной, биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации выживания, преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе новой Цивилизации. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. Переосмысление мира.

3) утверждение доминирующего типа мирового хозяйства смешанной экономики, которая позволит найти баланс между экономической эффективности и соц-ой справедливостью;

4) межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры;

5) объединительные процессы духовной жизни как в светстком, так и в религиозном варианте Попытка идейного сближения.;

6) преодоление полит-ой конфронтации, идеологич-го и религ-го фанатизма;

7) развитие сотрудничества, терпимости, плюрализма;

8) Интеллектуальный поиск.

9) Демократическое согласие во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях

10) научное предвидение и соц-ое прогнозирование методами экстрополяции, моделирования, экспертных оценок и др. Прогнозы: поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предостережения.

При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации.

Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.

Концепция - изменить путь современной цивилизации, совершив коренной поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух совершенствование.



35. Особенности современной естественнонаучной картины мира

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19 - нач.20вв.наблюдался отход от классики - создание неклассич.физик, геометрий.

Классические теории обладают рядом особенностей, в частности, они оперируют в основном с непрерывными объектами, кроме того, все предельные переходы считаются в силу этого очевидными. В классических теориях есть ряд четко зафиксированных аксиом, из которых вытекают все положения. Все детерминировано. Если физический процесс протекает в одном направлении, то можем повернуть его вспять. Наличие одной механики, одной геометрии, не ведется учет погрешностей.

Стиль неклассической науки другой. Во-первых, в связи с применением науки в производстве возросла роль различных моментов, как исследование разрывных объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей, разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее параметров. При этом все оценки должны быть приведены.

Постнеклассическая наука формируется в 70-х гг. 20 в. Этому способствует компьютеризация, междисциплинарные исследования.

Весь стиль науки перешел к точному логическому обоснованию своих результатов, что, по всей видимости связано с тем, что ошибки в современной науке могут дорого стоить. Поэтому во всех науках применяется математический метод, метод моделирования и точных количественных оценок. Если это невозможно, то применяется мягкое математическое моделирование. Теория является более ценной, если в ней применены математические методы. Это предъявляет новые требования к ученым.

Кроме того, всеми осознана относительность истины, и вместе с тем ее абсолютность. Если у формальной системы возможно проверит правильность ее доказательств, то теперь оказывается, что подобных систем существует множество, каждая из которых имеет свою ценность и применимость. Так, одна геометрия Евклида сменилась множеством различных геометрий, логика Аристотеля сменилась многообразием логик, построенных на различных принципах. Это говорит и о том, что утверждение, неверное или недоказуемое в одной системе, может быть истиной в другой. Появились соображения о различных возможных способах существовании истины.

Главное же отличие состоит в системном подходе. Оно начало развиваться я с о второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. СП представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и описания природы анализируемых ил искусственно создаваемых объектов. Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наибольшее применение СП находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических, социологических, психологических, больших технических систем, экономических и др. к числу задач СР относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических систем;

3) исследование структуры теории систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих, интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения системы, прежде всего целенаправленного, и возможностей управлять ею, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление - формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы.

Возникла синергетика. Это область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Это совместный целостный кооперативный эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др системах, способных к самоорганизации. При этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой, те взаим с окр средой; число подсистем или компонентов, в результате взаим которых возникает их коллективное упорядоченное движение, должно превышать некий уровень. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующихся систем был открыт в физике еще в начале ХХ века, однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов неустойчивой (неравновесной) термодинамики Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации могут объяснить наконец возникновение жизни, сознания и вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века выступает системный анализ и исследования хаоса, динамика хаоса.

В результате принципа Пригожина “порядок через флуктуацию”, признающего за Вселенной первичную динамическую неопределенность, оказалось возможным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, тк все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать внаправлении большей сложности.

Существенное значение придается также вероятностному характеру системы. Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в первую очередь с образованием самоорганиз системы на основе вз объектов. Пример - броуновское движение, перемешивание, закон Бойля -Мариотта в газодинамике. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования, и во многих случаях оказывают воздействие на него.

Принцип относительности Гейзенберга. Можем измерить либо скорость, но тогда не знаем координат, либо коорд, тогда не знаем скорость. Кроме того, осознание предела приборов. Принципиальная невозможность исследование микро и макро объектов с помощью экстенсивно развитых приборов, необходимость опосредованного изучения этих систем и объектов. Причем результаты эксперимента зависят от используемых приборов, его невозможно очистить от влияние самого прибора.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. То и другое не явл самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Поток времени не явл равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, в ОТО речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: вблизи гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время – замедляться.

И. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, и энергии – с третьей. Вещество обладает массой покоя, механической массой, а поле нет. Поле и вещество предполагают друг друга, поля присутствуют в любом естественном образовании , обеспечивая его целостность. В-во и поле взаимно превращаются друг в друга. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума.

Следующий шаг в понимании материи был сделан синергетикой. Если классическая физика рассматривает законы изменения для изолированных систем, то современная физика для открытых – они находятся в непрерывном изменении направленном: от хаоса к порядку. Она сделала вывод, что закон изменения, тенденция изменения в мире, состоит не в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, - это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а напротив, порядок.

Исследование микромира показали, что существуют сотни видов элементарных частиц. Они участвуют в 4 типах взаимодействий: сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном. 2 последних взаимодействия проявляются на всех структурных уровнях материи, а сильное и слабое характерны только для микроуровня. Элементарные частицы в физике классифицируют по типам взаимодействия: Андроны - протоны, нейтроны, мезоны - участвуют во всех взаимодействиях. Лептоны - электрон, нейтрино - в электослабых и гравитационных взаим. Развитие квантовой физики выявило единство частиц и полей. Наука разграничивала 2 вида материи - вещество и поле. Вещество определялось как то, что имеет механическуэ массу, а поле - вид материи, не имеющий массы покоя. В наст. время доказана относительность разгранинчительных линий между веществом и полем исходя из субстанционального единства мира.

В соврем космологии развит так называемый антропный принцип, согласно кот наш мир устроен таким образом, что допускает возможность появл человека как закономерного итога эволюции материи. Потенциальные возможности возникновения жизни и чел-ка были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики. .

Развитие представлений о Вселенной в XX в. Возникновение Вселенной. Представления о конечности/бесконечности Вселенной. Представления о стационарной и расширяющейся вселенной. Принципы несотворимости и неуничтожимости материи являются ведущими при исследовании мегамира. Согласно представлениям современной космологии примерно 15020 млрд. лет назад произошел взрыв сверхплотной материальной субстанции, в результате которого образовались звезды, планеты и др косм. объекты. Физики это взрыв связывают с перестройками структуры физ. вакуума. Физический вакуум - особое состояние материи, способное при определенных условиях порождать вещества и поля, выделяя огромную энергию. Звезды - огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными и гравитационными полями, внутри которых протекают термоядерные реакции. Формирование Земли - 5-6 млрд. лет назад. Звезды, звездно-планетные системы, взаимодействуя между собой образуют галактики. Земля принадлежит одной из галактик, которая представляет собой гигантскую эллипсоидную спиралеобразную систему. Совокупность галактик называется мегагалактикой. Решая уравнение Эйнштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т.о. 15-20 млрд. лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной. Взаимодействуя, галактики удаляются друг от друга с очень большими скоростями. Происходит расширение Мегагалактики, к-е совершается таким образом, что скорость взаимного удаления галактик тем выше, чем больше расстояние между ними. Расширение Мегагалактики началось с момента ее возникновения.

Теория “раздувающейся Вселенной” - после “большого взрыва” установилсь фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается “великим объединением” теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной.

Механизм структурирования белка. Развитие генных технологий, анализ генов и геномов, а также их синтез, те конструирование новых генетически модифицированных организмов. Принципиально новый метод – клонирование.

Концепции возникновения жизни. Ламаркизм и дарвинизм. Гипотеза о спорах жизни или извечном существовании живой и неживой материи. По современной гипотезе, образовалась клетка из ядра и цитоплазмы. В ядре есть ДНК, несущих генетический код, причем качественное изменение происходит при новом ДНК Теории эволюции жизни - Ламарк, упражнение и неупражнение органов, теория естественного отбора Дарвина. Современная теория - воздействия внешней среды вызывают целенаправленные мутации, а далее естественный отбор. Новые исследования нашли формы сущ-ния материи между жизнью и нежизнью, вирусы и еще более прост образования. Развитие эволюционной химии – разработка кронцепции саморазвития открытых каталитических систем.

Учение о биосфере и ноосфере. Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи явл биосфера – целостная система, к-ая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое телоя, структура и функции к-го опр-ся специфическими особенностями Земли и космоса. Биосфера явл самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено сущ-м в ней живого вещ-ва – совокупности живых организмов, в ней живущих. Биосфера – живая динамическая система, находящаяся в развитии, осущ-м под воздействием ее внутренних структурных компонентов, а также под влиянием все возратсающих антропогенных факторов. Благодаря последним растет могущество человека, в рез-те деятельности к-го происходят изменения структуры биосферы. Под влиянием научной мысли и чел труда она переходит в новое состояние – ноосферы. Термин ноосферавпервые был введен в научный обиход франц ф-фами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал биосферу, преобразованную научной мыслью. Т.е. это стадия развития биосферы, в кот разумная деятельность чел становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобр планетарное значение. Ноосферапредполаг включение в биологич эволюцию Земли множества идеальных явл: знаний, сведений, мыслей, образов ит.п.В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию.

Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно к-й мироздание, билсфера, ноосфера, общество, человек, представляют собой единую целостность. Отсюда – сближение естественных и общественных наук. Концепция открытой рациональности – ориентация на восточное мышление. Принцип коэволюции – сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.


36. Философия и естествознание в России в XIX – начале ХХ в.


Философия

Проблемное поле рус. фил-ии 19-н20 в. распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: "познания", с основной оппозицией "вера-знание"; "действия" с основной оппозицией "аполитизм-революционизм"; "ценностей"(нравственности) с основной оппозицией "альтруизм-эгоизм". В каждой из сфер присутствует альтернативная ориентация на определенный "идеал". В сфере познания это идеал рациональности (духовности), задаваемый либо религией либо наукой. В сфере действия - идеал социальности, представляемый либо монархией либо демократией (в вариантах - либерализм, социализм, анархизм). В сфере ценностей - идеал человека, определяемый либо с помощью некоторых форм коллективности ("государство", "народ", "община", "церковь"), либо посредством личностных атрибутов ("разумность", "нравственное чувство", "природа человека"). Таким образом, русская фил-я предстает как многообразие филос. доктрин, систем, школ и традиций, организованных вокруг двух полюсов - "философии тотальности" (целостности, коллективности) и "философии индивидуальности". И в этом - специфическая особенность русской философии 19 столетия.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в. Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма. Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.

Характерная для взглядов Чаадаева попытка синтеза уже в 30-40 г. стала сменятся многообразием философских течений, более выражено тяготевших либо к полюсу "тотальности" либо к полюсу "индивидуальности". Этот процесс на языке философии отразил становление культурно-исторической альтернативы "славянофильство-западничество". Все эти различия объясняются тем, что Чаадаев и славянофилы - выразители русской романтической культурной традиции, тогда как западники начинают традицию русского Просвещения.

Славянофилы - Киреевский, Хомяков, Самарин, Аксаков - тяготеют к полюсу "тотальности". Фундамент мироздания - православие, "идеальный нравственный мир" - крестьянская община. Русская "философия индивидуальности" тяготела к западничеству.

Основные идеислафянофильства

1. Абсолютизируют православие, монархию и крестьянство как единственно правильные формы социальности;

2. Пропагандируют идею панславизма - господство России в мировом славянстве.

3. Религиозно-идеалистическая концепция на основе православия.

4. Отрицают челов. разум как основной источник знаний, 1 место - вера и божественное происхождение.

5. Идея самобытного развития России без влияния западного об-ва.

6. Идея соборности - глав. принцип русского менталитета. СОБОРНОСТЬ - внутреннее единение людей на основе свободных отношений, общности духа. Я+ТЫ через МЫ

7. Критикуют кап. об-во. Крестьянская община выступала как идеальный "нравственный мир",

В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот “русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

Современная действительность воспринималась ими негативно и критично. Постулировали глубокий разрыв между "властью" (бюрократией) и всем об-вом, а также между европеизирован. дворянством и хранящим православно-русские начала народом. Безоговорочно осуждая крепостничество с позиций христианства, они опасались, что лишенная дворянской опеки крестьянская община окажется беззащитной перед разрушающим гнетом правительственной бюрократии.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений - понятия соборности. Свободное единство верующих для понимания правды православия и отыскания пути к спасению.Определяющим признаком соборности служит принцип “единства и множественности”. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между государствами и т.д.

Православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину. Общинное устройство русской жизни явл-ся важным признаком русского народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. Славянофилы верили, что по мере распространения “общинного принципа” в российском обществе будет все более укрепляться “дух соборности”.

Против слав-ва выступали западники: правые- западники-либералы и левые - революционеры-демократы - Герцен, Чернышевский, Белинский, Грановский, Боткин, Тургенев, Анинков, Коверин. Ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия.

Основные идеи запад-ва

1. Против крепостничества - препятствует кап. развитию России.

2. Против всех форм абсолютизма - идеализ-ли западно-европ. образ жизни.

3. Сторонники преобраз-й.

4. Акцент на просвещение.

5. Западный путь развития России.

Либеральное западничество (Грановский, Станкевич, Кавелин) выст за рациональное реформирование общества, против крайних мер. Идеал для них – самодержавная республика. Грановский подчеркивал роль личности в историч процессе т.е. России надо укреплять роль личности – это приведет к сближению России с Запад упадку плохого патриархального и феод строя в России. Нет историч прогресса без нравственного развития личности, обладающей свободной волей.

Революц-демократич направление (Герцен, Белинский) – Ф для них – ср-во обоснования своих полититич идеалов и преобразование Рос на основе просвеш и революцион методами. По природе ч-к присуще стремление к свободе и соц.равенству. Общество д/б справедливым. Переустройство общества м/совершить только силой народного движения или нар. Революции. (Бел-ий). Насилие не самоцель, оно способно только расчистить место для будущего. Социализм – средство освобождения личности (Герцен). Анархизм (Бакунин) – крайностная, революц теория, содержала в себе призывы к уничтожению государства, немедленному соц перевороту, требовала не “учить народ”, а “бунтовать его”.

60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм. Признание самобытности России. (Лавров, Бакунин, Ткачев, Михайловский).

Почвенники Григорьев, Страхов, Достоевский - нац почва как основа соц и духовного развития России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий.

Достоевский, Толстой, Соловьев. Эти писатели выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с христианской нравственностью. Только то может быть принято обществом что прошло чистилище нравственности. Предельный гуманизм. Знаменитое непротивление злу насилием. / Толстой / Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/

Достоевский. (1821-1881). Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории, противопоставление России и Запада.. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России - братские связи и христианское единение.Против как кап, так и атеистического соц, идея русского социализма.

Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и рабством, христом и антихристом. В любой ситуации ч-к должен остаться ч-ком.Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. ДЛя Богоч-ка надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

Большое вним уделял проблеме бога и человека, Бога и мира. Без идеи бога как высшего начала все нравственные основания в человеке условны. Только религия м/дать абсолютное обоснование нравственности. Нет ничего значительнее и дороже чел, но нет и ничего страшнее. Человек-существо иррациональное, поэтому рассудочным путем понять его природу нельзя. Подлинная сущность чел заключ в стремл к самоутверждению, т.е. свободе. Бытие человека определяется жаждой свободы. Свобода человека – свобода выбора между добром и злом. Основ проблема в том, ч сможет ли чел сам определить что есть добро, а что – зло. Человеку, как нравственному существу нельзя прожить без Бога. Ибо совесть без Бога – ужас, совесть м/заблудиться до самого безнравственного. Потеря веры в Бога – ведет к саморазрушению личности. Как западник он положит оценивал реформа Петра1, но отрицат методы их проведения. Не признавал их мнение об отсталости России. Считал, ч кроме экономич богатства важна и сила духа. У России есть свой собственный историч путь, диктуемый своеобразием рус народа. Славянофилы и западники по его мнению односторонни! Зад – синтез родной почвы(почвенник) и привнесенных элементов европ культуры. Спасение мира придет их возрожденной России, т.к. в мире нет др. народа, кот смог бы стать духовной основой для всех людей. Стать настоящ русским – стать братом для всех людей.

Данилевский – особ роль рус народа в истории как хранителя православности. Выд 12 культ-истор типов, каждый проходит стадии становления, упадка и гибели. Исторический круговорот. Наиболее перспективным является славянскийтип, адекватно выр в русском народе - должен стать первым, гармон соед основ виды чел деят. (религию,науку,политику,эконом).

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой (1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. "Царство божие внутри нас" - он неприемлил обычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей =анархизм. Отрицание пользы цивилизации .

Религиозная фил-ия. Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”, “особая организующая сила, действующая в мире”.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

Общество есть расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество. Человек - вершина творения Бога. Русская идея - историч долг России в создании соц троицы (аналог бож)- единение церкви, гос и общ.

Флоренский - продолжатель, стремился создать интегральную систему взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д.Вера определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно понимаемого нового христианства. религиозная реформация, создание богочеловечества, причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.

БердяевВ центре - проблема человека. исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека.

Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

Космизм - прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. В этом направлении отразились идеи единства человека и космоса. Одн из осн постулатов явл идея единства людей и всего человечества. Основная идея - рассмотрение человека в окружении всей вселенной; человек не только природное но и вселенское существо. К естественнонаучному направлению принадлежат Чижевский, Вернадский, Циолковский; к философско-религиозному направлению относятся такие мыслители, как Федоров, Соловьев, Флоренский, Булгаков, Бердяев;

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4

Фундаментальные проблемы античной философии Предпосылки возникновения науки... Патристика Философские проблемы Ветхого и Нового... Диалог веры и знания в философии средневековья Синтез схоластики в философии Фомы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности глобальных проблем.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность
· Софисты(человек и сознание, “человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов со

Религиозный (1 в. нэ- 6 в. нэ) – выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.Отношение Бога и человека.
· Неоплатонизм (иррационализм, отвращение ко всему телесному, упор на аскетизм, учение об экстазе при слиянии души с единым). Плотин (205-270 гнэ), Порфири

Материалистическое понимание истории.
Исторический материализм. История рассматривается М. как процесс взаимодействия человека и природы. Субстанцией исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в ка

Марксистская философия в России.
– Ортодоксальный марксизм (Плеханов) - материальное понимание общества; ² К вопросу о монистическом понимании истории². Г.В.Плеханов: в философии марксизма социализм - на

Хайдеггер, Шелер
Философия жизни Направление возникшее в к. 19 в. с ф. Ницше. Центральное понятие – “жизнь” (первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное твор

Источники сознания.
1. внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. 2. социокультурная среда, общие поня

Бытие человека
а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь. При этом биология человека - относительно самостоятельное бытие. Функционирование тела связано с работой мозга и

Б. социального
а) бытие человека. б) бытие человека в обществе. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все

История развития понятия бытия
Первую концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, с

Концепции власти
1. теологическая- власть реализует стремление индивида, группы людей достичь в жизни определенных целей. 2.бихевиористская- законом поведения людей явл то

Философия русского космизма
Космизм – прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. В этом направлении отразились идеи единства чело

Марксизм. – Плеханов, Ленин
Естествознание Геометрия Лобачевского (1792-1856). Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химическ

Вернадский, Павлов
37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги