рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Марксистская философия в России.

Марксистская философия в России. - раздел Философия, Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4 – Ортодоксальный Марксизм (Плеханов) - Материальное Понимани...

– Ортодоксальный марксизм (Плеханов) - материальное понимание общества; ² К вопросу о монистическом понимании истории². Г.В.Плеханов: в философии марксизма социализм - научная теория. Уделял внимание материалистическому пониманию истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Отстаивал принцип познаваемости мира и существование объективной истины как процесса; полагал, что ощущения - “условные знаки”, доводящие до нашего сведения происходящее в действительности; считал причиной общественного движения развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории - народные массы. Социалистическая революция может начаться только в высокоразвитых капиталистических странах.

– Легальный марксизм (Бердяев) - проблемы человека.

– Радикальный (Ленин) - материализм и эмпириокритицизм; "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция". Теория и практика политдеятельности, теория госустройства, революция как социальная технология. Внёс вклад в развитие теории и практики госстроительства, осмысление процессов социального развития. Провозгласил о победе социализма через революционную борьбу в слабых звеньях империалистической системы. Обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, методологически анализировал взаимосвязи естествознания и философии. Практика выше теории - критерий истины. Ленин(Основные труды : "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция").: 1) разрабатывал диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. 2) развил теорию познания марксизма - выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в т. ч. диалектику абсолютной и относительной истины. Диалектико - научный метод познания и преобразования мира. 3) развил теорию социалистической революции, сделав вывод о возможности победы пролетарской революции первоначально в одной стране. 4) стремился соотносить теорию с постоянно развивающейся и усложняющейся практикой и при переходе к новой экон. политике осуществил коренную перемену всей точки зрения на социализм, введя в ее модель тенденции общецивилизационного развития - хозяйственный интерес, разнообразные формы собственности, закон стоимости и т. д. Самое ценное в соц. ф. Л. заключается в идее соединения противоположностей для формирования нового общества, признания полезных компромиссов. 5)развил теорию о государстве.

Идейная атмосфера, утвердившаяся в стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серьезным препятствием для развития марксизма. Все резче обозначились тенденции его искажения, вульгаризации. Сама философия начинает рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форма выражения классовых и групповых интересов. Такой вульгарно-социологический подход низводил ее до уровня идеологического средства, с помощью которого в массовое сознание можно было легко внедрять простейшие шаблоны, заменяя ими самостоятельный поиск ответов на реальные проблемы жизни. Советские фил-фы разделились на 2 группы: "механистов" и "диалектиков". "Механисты" (Тимирязев, Сарабьянов) - не может существовать отдельной, обособленной области философствования, фил-я отождествлялась с общими выводами из естественных наук, т. е. отказ от филос. анализа достижений естествознания, отказ от диалектики. "Диалектики" (Деборин, Карев, Баммель)- маркс. фил-я обладает самостоятельным статусом и содержанием, представляет собой методологию и теорию познания.

Неомарксизм и западный марксизм

Рост числа компартий до 96 привел к тому, что во многих компартиях их руководители или теоретики пытались осмыслить особенности проявлений марксизма в своих странах. Возникают два течения:

ревизионизм – считали себя марксистами, но давали отличные трактовки в плане перехода к социализму, они не принимали путь СССР (югосл. Джилас, нем. Блох, фр. Роже Гароди). Представители псевдомарксизма считали, что опыт СССР ценности не имеет, каждая страна должна выбирать собственный путь к социализму и коммунизму (Югославия, Германия, Франция).

неомарксизм (или западный марксизм) – условный термин, обозначающий совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся критическим отношением как к капитализму, так и к "реальному социализму" 1930-1980 гг. и его марксистско-ленинской идеологии. Считали марксизм устаревшим и стремились его обновить (противопоставляли ранний марксизм зрелому; отрицание материалистической диалектики; пропагандировали политический экстремизм; Новая сила не в пролетариате, а в студенчестве и люмпен-пролетариате. Характерные черты: 1) противопоставление раннего марксизма (демократического) зрелому (учение о диктатуре пролетариата); 2) отрицание общезначимости материалистической диалектики; 3) проповедь политического экстремизма; 4) в отличие от Маркса нужно видеть новую революционную силу в студенчестве и люмпен-пролетариях (Маркузе).

Неомарксизм распадается на 2 основных противостоящих друг другу направления: "диалектико-гуманистическое" и "сциентистское". Основопологающими для первого напр-я считаются работы Лукача, Корша, Грамши. Выступая против объективистско-натуралистической тенденции истолкования диалектического и исторического материализма, "д-г" направление стремится поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия. При этом диалектика связывается с субъектно-объектными отношениями; вся философия целиком ориентируется на общество, тогда как природа рассматривается через призму познавательного и практического отношения к ней человека.

В тоже время Н. часто использует идеи немарксистской ф-фии, что создает в рамках "диалектико-гуманистического" направления спектр различных течений:

1. Франкфуртская школа социальных исследований (основатель – Гереберт Маркузе; Шмидт, Негт, Хабермас); попытка обновить марксизм путем соединения с экзистенциализмом и фрейдизмом.Разработка критической теории общестав. Антагонисты – буржуа и пролетарии в развитом индустриальном обществе объединились. Задача для маргиналов – объединение двух тенденций: освобожлдение от соц. Угнетения раскрепощение эротических влечений.

2. Фрейдомарксизм (Райх, Маркузе) – попытка синтеза фрейдизма или неофрейдизма с соц. проблематикой марксизма. Согласно "сексуально-экономич. социологии" Райха, деформации протекают из подавления естественной социальности человека, его стремлений к труду, любви и познанию. Эти стремления могут быть высвобождены путем соц. революции, приводящей к моральной саморегуляции человека;

3. Экзистенциалистский марксизм (50-60 гг, Франция) - создатель Сартр и его работа "Критика диалектического разума". Основная проблематика этого напр-я - человеческая субъективность, отчуждение, восстановление целостности человека;

4. Феноменологический марксизм (Пачи, Пиконе - Италия); 5. Будапештская школа (Хеллер, Вайда, Маркуш);

6. Группа "Праксис" – (Маркович, Враницкий) – отвергли теорию отражения; 7. "Философия надежды" (Блох).

Сциентистское направление оценивало марксизм-ленинизм как недостаточно научный. 1. Течение, возглавляемое Альтюссером 2. Аналитический марксизм (70 гг, Великобр, США) – Коэн, Ремер.



10. Основные течения философии ХХ века: общая характеристика и основная проблематика


Феноменология

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий мыслитель, родоначальник одного из направлений современной философии – феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.

Г. рассматривал философию как строгую науку – науку о феноменах сознания. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непрерывно нуждаются в определенном философском обосновании. Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: ее основной объект – это научное знание и познание, ее цель – построить науку о науке, т.е. “наукоучение”. Подлинная ф. в отличие от фактуальных наук – наука не о фактах, а о сущностях. Ее предмет искусственно абстраг-ся от явлений объект мира (природы, общества) и сводился искл-но к явлениям сознания (феномены сознания как чистые “сущности, образующих мир идеального бытия” - они понимались как нечто абсолютное в качестве идеи (эйдоса), существующее в сознании и одновременно независимое от него применит-но к познающему индивиду. Явл “не имеет никаких “реальных свойств”, оно не знает никаких реальных частей, никаких реал изменений и никакой причинности”. имеют надличностный, всеобщ характер).

Феномен-гия трактовалась Гуссерлем как ф, превратившаяся в “строгую науку” благодаря использованию аппарата чистой логики и матем-ки, ч якобы позволяло ей поконч с эмпиризмом и исследовать сущности. Это д/б искл-ть проявл субъек-зма, специфического науч релятивизма и антропологич подхода. Строгая наука во всяком случае есть не психолог-ая и вообще не реальная связь, кот подчинены акты мышления, а объект-ая или идеальная связь(прот натурализма и психологизма в поним внутр мира чел) Ф-ф выделял связь вещей, существующую в сознании, и связь истин. Сама вещь природы не имеет ничего общего с ее “воспринятостью” в сознании. Дерево, например, может сгореть, разложиться и т.д.; смысл же его, как нечто неотделимое от сущности, “не может сгореть, в нем нет химических элементов, нет сил, нет реальных свойств”. Для феноменологии не важно, существует ли предмет в действительности или является иллюзией – главное, чтобы он существовал как объект для сознания, т.е. был феноменом.

Сам Гуссерль называет феноменологию дескриптивной, т.е. описательной, наукой. Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих “Логических исследований” Гуссерль говорит, что логические законы не психологичны по природе, тем самым критикуя психологизм.

Выделение предмета феноменолог-ого исследов-я проводилось благодаря внутрен направленности сознания на предмет и при помощи метода редукции (лат. reductio — возвращение). В данном случае речь шла об упрощении и сведении сложного процесса познания к более простому, т.е. выведении “за скобки” всех тех обстоятельств, которые осложняют и искажают этот процесс. Метод феноменолог-ой редукции включал этап историч редукции, когда не учитываются различные концепции, относящиеся к познавательному процессу; этап эйдетической (греч. eidos — образ, форма, сущность) редукции, когда “очищаются” явления сознания с целью придания им идеальных форм; этап трансцендентальной редукции, когда учитываются, наконец, особенности субъекта познания, его собственные “переживания” и акты. В результате подобной методологической операции оставалась область чистого (“ясного”) сознания, свободная по отношению к внешнему миру и выступавшая основой формирования категориального аппарата науки.

В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет (свободная от индивидуальных характеристик – расовых, психологических, социальных и установок (обыденных знаний)). Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных фактов. Т.о. Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентального мира сущего. Хотя сами сущности у него выступают как “значения”, не обладающие собственным статусом. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий.

Феноменологии Гуссерля в силу ее особенностей присуще специфическое толкование такой философской категории, как истина. В целом она рассматривалась априорно и трансцендентально-(понимаются предельно общие понятия отражающие универс-ые св-ва бытия., единое. истина, благо) “Никакая истина не есть факт, т.е. нечто, определенное во времени. Истина, правда, м/им значение, ч вещь существует, состояние имеется налицо, изменение совершается и т.п. Но сама истина выше временного, т.е. не имеет смысла приписывать ей временное бытие, возникновение или уничтожение”. По Гуссерлю, в чистой логике истинно то, ч абсолютно; истина тождественно едина, воспринимают ли ее люди, ангелы или боги. Что касается относительных истин, то они ставились в прямую зависимость от состояния логического мышления

В последние годы – критика сциентистских установок в филовсофии. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики (истолкование, понимание текстов).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4

Фундаментальные проблемы античной философии Предпосылки возникновения науки... Патристика Философские проблемы Ветхого и Нового... Диалог веры и знания в философии средневековья Синтез схоластики в философии Фомы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Марксистская философия в России.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность
· Софисты(человек и сознание, “человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов со

Религиозный (1 в. нэ- 6 в. нэ) – выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.Отношение Бога и человека.
· Неоплатонизм (иррационализм, отвращение ко всему телесному, упор на аскетизм, учение об экстазе при слиянии души с единым). Плотин (205-270 гнэ), Порфири

Материалистическое понимание истории.
Исторический материализм. История рассматривается М. как процесс взаимодействия человека и природы. Субстанцией исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в ка

Хайдеггер, Шелер
Философия жизни Направление возникшее в к. 19 в. с ф. Ницше. Центральное понятие – “жизнь” (первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное твор

Источники сознания.
1. внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. 2. социокультурная среда, общие поня

Бытие человека
а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь. При этом биология человека - относительно самостоятельное бытие. Функционирование тела связано с работой мозга и

Б. социального
а) бытие человека. б) бытие человека в обществе. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все

История развития понятия бытия
Первую концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, с

Концепции власти
1. теологическая- власть реализует стремление индивида, группы людей достичь в жизни определенных целей. 2.бихевиористская- законом поведения людей явл то

Философия русского космизма
Космизм – прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. В этом направлении отразились идеи единства чело

Особенности глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3) Нуждаются в неотложных и эффективных р

Марксизм. – Плеханов, Ленин
Естествознание Геометрия Лобачевского (1792-1856). Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химическ

Вернадский, Павлов
37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги