рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Источники сознания.

Источники сознания. - раздел Философия, Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4 1. Внешний Предметный И Духовный Мир; Природные, Социальные И Духовные Явлени...

1. внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

2. социокультурная среда, общие понятия и ценности, этические, социальные нормы, накопленные обществом знания, способы познавательной деятельности.

3. весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.

4. мозг как макроструктура природной системы (из множества нейронов, связей и тд). Мозг как бы воздействует на сознание своим биохимическим состоянием. (Например: физический голод мозга приводит к изменению сознания).

5. космическое информационно-смысловое поле. Квантово -механическая природа мозга - мозг как космическая система, которая берет энергию из Вселенной. Мозг связан с биосферой планеты и Вселенной по двум каналам – энергетическим и информационным.

Источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг; источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Происхождение сознания. Сущность сознания социальное. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

Выделяют следующие моменты:

1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.)

2. используются предметы труда

3. простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг

4. потребность передать информацию

5. возникает язык

Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественного исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи.

Роль науки в исследовании сознания

Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем б контроля. Сознание нельзя вытащить из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому-то вплоть до 20в. ф занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, “растягивало” во времени и пространстве акт сознания. выделяя его “шаги”, как ощущение, восприятие, представление и т.д.

В 20 в. философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти шаги мгновенно сворачиваются в образ, благодаря кот возникает связь человека с миром и с самим собой. Ответить на этот вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить феномен сознания.“Ядром” сознания, способом его существования явл знание. Сознание принадлежит субъекту, чел, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей чел явл этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

У абсолютного большинства людей сознание не контактирует напрямую с другими частями структуры сознания, а работает с ними в бессознательном состоянии. Поэтому модель можно разделить на две части: - сознательное, т.е. сознание; - бессознательное, т.е. подсознание, сверхсознание, надсознание.

Подсознание это наши знания, навыки и умения. Текст отложился в подсознании. Отсюда важно как человек формирует свое подсознание. При учебе, усвоении знаний, профессиональном росте в какой-то области подсознание качественно растет. Сверхсознание это то, что сформировало личность.Высшее “Я”. Оно стоит на более высоком уровне чем личность и значит видит более глубже проблемы человека и вероятное будущее. Надсознание это наше вероятное будущее. Будущее чел, как д/б известно имеет параллельные варианты в рамках судьбы личности, из которых он может выбирать наилучший, если сможет. Однако в некоторых точках параллельные варианты сходятся в судьбоносное событие, которого не может избежать личность, в ее силах только соответствующим образом пропустить его через себя.

Фрейдизм создал наиболее влиятельную концепциюбессознательного- совокупность психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. все бессознательное, в отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание. Бессознательное - явления, видения, сновидения, сомнамбулизм, невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться в сфере сознания и переходить в бесс. Состояние бес отличают по степени близ к сознательному. Функция бес - охранительная, уменьшение нагрузки на сознание и увели творческих возможностей человека. Бессознательное выражается в существовании большого плата жизненного опыта, информации, которая накапливается в течении всей жизни и оседает в память. Вся сумма знаний в каждый момент недоступна нам, доступно лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают.

Фрейд: собственно бессознательное - то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (секс. И агресс влечения, вытесненные из сознания мысли, впечатления). А также подсознательное – то, что может осознаваться при опр. условиях (нормы морали, ценности, компоненты рационально-волевой сферы).

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершенствуются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности автоматические.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание, как бы освобождается. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание. Последнее борется с этим потоком и нередко оказывается бессильным, это проявляется в психических расстройствах. Однако не все в бессознательном является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не наступает в сознания.

Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания как такового. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.



13. Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины


Проблема истины явл основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира. Категория истины имеет различные истолкования. Основные концепции истины:

1. Классическая (корреспондентная – принцип соответствия) – от Аристотеля. Истина определяется как соответствие знаний об объекте самому объекту (соответсвие субъективного образа предмета самому предмету. Устанавл соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Аристотель считал, ч ист-е и должное находятся не вещах, а в мысли. Истина есть форма соотнош психики субъекта и объекта..

2. прагматическая. Пирс, Джемс, Дьюи. Критерий практики, истина как работоспособность и полезность заключенных в истине идей , берет начало в греческой софистике и древ китайской ф. марксисты исп критерий практики для дальн развития концепции соответствия, они считают, ч истина отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

3. когерентная. Где есть многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения их и истинности. Там, где в многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связанность, системность рассуждений и высказываний. Под коррегентностью понимают взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие этой теории внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, Нейрат, Гемпель. Эта концепция не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в поним истины став иначе.

4. Д-М. (тоже на принципе соответсвия). Учение об объективной, абс и отн истине. трактовка истины включает след моменты. 1) понятие действительность трактуется как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания, состоящая из явлений и сущностей; 2) в понятие действительность входит и субъективная реальность, и духовная реальность; 3) познание, его результат - истина и объект познания понимаются как неразрывно связанные с практикой, истина воспроизводима на практике; 4) истина не только статичное, но и динамичное образование, истина есть процесс.

Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой.

Истина есть свойства знания, а не самого объекта познания. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений, и, наконец, всей целостной картины мира, динамики ее развития. То что истина есть адекватное отражение реальности в динамики ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истина “не сидит в вещах” и “не создается нами”; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Формы истины– подразделяются по характеру отражаеиого (познаваемого) объекта, по видам предметной деятельности, по степени полноты освоения объекта. По характеру отражаемого объекта: 1) предметная истина (материальные системы), 2) экзистенциальная (духовно-жизненные ценности людей), 3) когнитивная (рационалистичнески-познавательная). 4) концептуальная (освоение индивидом религиозных или естественнонаучных концепций), 5) операциональная (методы и средства познания).

По видам познавательной деятельности – научная, обыденная, нравственная и пр. К научной истине применимы критерии научности.

По степени полноты освоения обьекта (абсолютная и относительная).

Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Объективная истина имеет три аспекта:

1) бытийственный - фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие.

2) аксиологический - нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности. Приравнивается к любви, нраву и воле.

3) праксеологический - истина связана с практикой. Истина жизнесозидательна.

Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины).

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;

2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;

3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики процесса познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Единство абсолютной истины и относительной обусловливается их содержанием, они едины благодаря тому, что и абс и отн истины являются объективными истинами. Движение от менее полной истины к более полной как и всякое развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного знания.

Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы четко сформулированными границами допускающими внутри себя существование этой абсолютной истины. Пример:Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области определенной более общей теорией относительности Энштейна.

Истинность как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация производится в грубой форме, то говорят либо о полном соответствии, форм психики объекта познания (абсолютная истина), либо об их полном несоответствии (абсолютное заблуждение),либо о чем-то серединном между абсолютной истиной и абсолютным заблуждением (относительная истина или относительное заблуждение)

Абсолют истина – такое содерж знания, кот не опровергается последующ развитием науки, а обогащается и постоянно подтвержд жизнью. Истина- процесс, своеобразное перемещение по шкале истинности, чаще слева направо, по направлению к абсол истине. По мере развития процесса познания станов известным ранее неизвестное. Но абсол истина остается недостижимой.На самом деле, наиб полное знание поуч на основе теорий, но теории одна за другой сменяются своими более удачными конкурентами. После каж появления нов теории приходится признавать, ч абсол истина в очер раз оказ недостижимой. в условиях госпо-ва прежней теории казалось, что абсол истина уже достигнута.

Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина.

Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и знаний о нем.

Каждая относит. истина содержит в себе долю абсолютной. Абс. истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. Объективная истина одновременно и абс. и отн., что свидетельствует о конкретности истины. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное применим и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика). Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении – в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. “Земля вращается вокруг Солнца”. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение границ познания этого объекта. Процесс развития науки можно сравнить в виде приближений к абсолютной истине. Термин “абсолютное” применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. Любая истина абсолютно относительна.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. История познавательной деятельности показывает, что и заблуждения отражают – правда, ондосторонне – объективную действительность, имеют реальный источник, “земное” основание. Не может быть заблуждения, решительно ничего не отражающего – пусть и очень опосредованно или даже предельно извращено. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Бытует мнение будто заблуждения – досадные случайности. Человечески разум устремленный к истине, неизбежно впадает в свое рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова Гете: “Кто ищет вынужден блуждать”. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было например с Ньютоновской трактовкой пространства и времени. Заблуждения имеют гносеологические, психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, как нравственно-психологического феномена. Ложь – это искажение от действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие, того что было. Как утверждал Галилей: “Избегать ошибок при наблюдении просто не возможно”. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к научному познанию. Несколько иначе состоит дело в социальном познании. История, которая в силу недоступности и неповторимости своего предмета – прошлого, зависимости исследователя от доступности источника, их полноты, достоверности и т.п., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой, более всего склонна к искажению истины, к заблуждениям, ошибкам и сознательному обману. С нравственной точке зрения заблуждение – это добросовестная неправда, а обман недобросовестная. Хотя можно говорить о “лжи во спасение”.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

Метафизич. материализм представил истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета. Диалектич. материализм рассматривает как исторически обусловленный процесс. Всякое знание, взятое на том или ином конкретном историч. этапе, представляет собой неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной. Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания. Всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: 1) некоторые принципы фил. и науки, имеющие непреходящий характер, например, положение о первичности материи и вторичности сознания; 2) фактические знания об отдельных процессахи явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению. Это так наз. "вечные истины"

В этом смысла она “дитя эпохи”. Любой объект познания не исчерпаем, он постоянно изменяется. Перед умственным взором ученого всегда предстает не законченная картина. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограничено верное знание о чем либо. Каждая эпоха предполагает, что в результате усилий предшествующих поколений и современников достигнута настоящая истина. Но проходит время, и оказывается, что это только маленькая опора для дальнейшего подъема которому нет конца. Каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное содержание прежней теории входит в состав новой. Прежняя теория в составе новой истолковывается как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной. К. Поппер утверждал: “Что любое научное положение – это все во лишь гипотеза”. Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных выражений, как например: сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов. Они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает.

Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий (в социальном познании – конкретно-исторических условий), в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени, которых они сформировали. Суждение “вода кипит при 100 градусах по Цельсию” истинно лишь при условии, что речь идет об обычной воде и нормальном давлении. Это положение утратит ценность если изменить давление. Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Истинна ли классическая механика? Да, если применима к макротелам и сравнительно небольшим скоростям. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что ни как не совместимо с догматизмом. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнения. Пример такой истины – “квадрат имеет четыре стороны”. Подобного рода истины – результат “естественного света разума”. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Уверенность в истинности мысли способна к заблуждениям. Так, Джемс описал, как в результате воздействия веселящего газа некий человек уверился, что он знает “тайну Вселенной”. Очнувшись от дурмана, он прочел: “Повсюду пахнет нефтью”. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако еще Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Вспомним хотя бы Коперника: он один был прав, т.к. остальные пребывали в заблуждении относительно вращения Земли вокруг Солнца. Существет также принцип прагматизма, т.е. теории игнорирующего ее предметное основание и объективную значимость. Истина – то, что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединено со всей совокупностью нашего опыта. Мах и Авенариус считали, что истинно то, что мыслится экономно, а Освальд выдвигал интеллектуальный энергетический императив: “Не расторгай энергию”. Одним из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражает реализуемость. “Может, это и верно в теории, но не годится для практики”. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Конечно, практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое либо представление, знание. Атом неделим, в течении многих веков это считалось истина, в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми – таков уровень современной практики. Практика не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей.

Критерий истины

Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Критерий истинности находили и в правильности ее формального вывода, неверность такого подхода продемонстрировал Гедель в теореме о неполноте логик. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истинно то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике и реализуемости. В знании истинно то, ч прямо или косвенно подтверждено на практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. "Атом неделим" - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе



14. Основные категории и законы диалектики, их методологическое значение в познании


Понятие противоположности использовали древнекитайские философы. У ранних греческих натурфилософов диалектика мышления выступала преимущественно как интуитивное созерцание бытия. В этой ограниченности есть и свое достоинство: доверие к объективности, целостный взгляд на природу. Выдающимся диалектиком является Гераклит - нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет собой непрерывный поток изменений, мир есть процесс, след. изменяется не просто кое-что, а все существующее. Термин "диалектика" впервые применил Сократ - метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений. Платон - диалектика - метод анализа и синтеза понятий. Понятие - результат вспоминания душой тех идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Аристотель - диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Абеляр - цель знания истина. Диалектика - искусство для различения истины и лжи. В античной и средневековой философии господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту - это препятствовало утверждению диалектики.

Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Вольтером и Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рац. фил. метода. Гегелем выделялся принцип идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание. Отриц. черты гегелевсокй диалектики - чрезмерная абстрактность и идеализм. Исправление чел7 диалектики Маркс назвал "переворачиванием". У Маркса единая мат. диалектика выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т е в виде Д. развития самого объекта и, а также отражением ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная Д. выступает как логика и гносеология. Энгельс проследил пути исторического развития Д. Диалектическое понимание мира - это антидогматизм. В целом М и Э синтезировали Д. и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектич. методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-историч. и конкретно-научн. фундамент. Ленин выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Зарубежная фил. 20 в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Неотомисты - усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момент акта творения мира. Сейчас наметились 2 подхода к Д. : 1. скептический - Поппер - универсальный метод = метод проб и ошибок, где Диалектика - частный случай. 2. оптимистический Структура диалектики принципы законы категории всеобщие связи и взаимо- единства и борьбы единичное и общее. обусловленность явлений. противоположностей. явления и сущность. развитие. переход от количест- часть и целое. венных изменений в форма и содержание. качественные. причина и следствие. отрицание отрицания. случайность и необходимость. возможность и действительность Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, в самых общих чертах описывают ту реальность, которую изучает данная наука и создает основу метода, исслед. предмета. Категории - предельно общие понятия, которые позволяют человеку отражать и различать универсальные свойства мира и отношения мира, создавая возможность действовать разумно.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Д-М метод – система требований, вытекающих и з наиболее общих законов всякого движения, и потому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и чел-ое мыш-ие подчиняются одним и тем же законам – з д. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир.

Принцип - мировоззренческий и методологический регулятор теории. Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, взаимодействие и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и развитие как саморазвитие. Связи: внутренние и внешние, причинно следственные, структурные, функциональные, непосредственные, опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные, возможные и действительные. Столь же многообразны и формы взаимодействия: механические, физические, химические, биологические, социальные.

В центре внимания всегда проблема развития. Развитие – фил. категория, выражающая процесс движения, изменения органически целостных систем – мат-х и духовных. Второй основной принцип диалектики - принцип развития - мир должен рассматриваться не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие возникают. Процессы: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость (невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление (отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). Цикличность - в процессе развития происходит не полное повторение каких-то стадий но на новом уровне. Не всякое изменение - развитие, т.к. нельзя отождествить сущность вещи с формой ее проявления. Изменение будет формой проявления, а развитие - сущностью. Процесс развития носит всеобщий характер, а отрицание всеобщности развития ведет к подрыву основ мировоззрения. В какой мере принцип развития является регулятором человеческой деятельности? Эту функцию он выполнят в творчестве, что является сущностью человеческой деятельности. Логика сущности человеческой деятельности - логика развития.

Основные категории диалектики

Категории диалектики – такие понятия (формы мышления), к-ые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия.

Гегель- категории есть способы полагания абс духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития. В неопозитивизме категории или игнорируются, или рассматриваются как субъективные и удобные формы вместилища данных опыта, языковые образования. Идеалистическая фил(неотомизм) относятся к чисто духовным трансцендентным сущностям. Маркс - кат есть результат исторического развития общ познания, развития способов предметной практики. Основные категории - материя и время, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Категории образуют взаимосвязи и систему, воспроизводящую объективную и исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основные принципы : движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Категории не образуют замкнутой системы, в ходе деятельности, в процессе которой ч-к преобразует мир, образуются новые категории и обогащается содержание старых.

Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление- внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.

Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во- хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера- диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).

Категории системного исследования: система- упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.)

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства. Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.

Основные законы диалектики

Связи и взаимодействие определенных ф-х категорий выступают как законы диалектики. Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые существенные и необходимые, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы Д. универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, кот присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Здесь выделяются: 1. Специфические законы (термодинамические) 2. Присущие более широкому кругу явлений (з-н сохранения и превращения энергии) В природе законы реализуются бессознательно в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные соц. законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей.

Закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Категории: Тождество выражает одинаковость, единство, симметричность. Тождество полюсов, правое – левое, плюс-минус, - предмет как единая целостная система; Отличие, неодинаковость, непохожесть, отрицание друг в друге. – Различие; Противоположность, как сторона несовместимости друг с другом доведенная до предела; Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, переходят в друг друга.

Одним из коренных вопр мировоззрения и общ методологии явл вопрос о том, следует ли искать источник движ и развит мира вне его или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выр в законе единства и борьбы противоположностей. кот гласит, что развитие объект реальности и все формы чел деятельности осущ через раздвоение единого на противопол составляющие, и взаимод этих противопол характеризует опред систему как нечто единое, а с др стороны - составляет внутренний импульс ее изменения, развития. Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения противопол стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя так и между собой. Различие есть отношение нетождественности, еодинаковости объекта и в самомо себе и с др. Различие имееет свои степени: оно мб несущ и существенным. Предельный случай сущ различия - противоположность. Удачной моделью противоп может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить сколько угодно). Противоп характеризуются как взаимообусловленные и взаимодейств стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель. Диал принцип против отражает двойственные отношения внутри целого: единство прот и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в них.

Противоп, не образующие единства, не явл диалектическими, их нельзя считать движ силой развития системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не явл частями целого и не содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один момент также необх как и другой. При этом сами противоп и их единство, выраж устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться пары суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истины. Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл - сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от противного в математике. Однако реальный процесс разви научного знания связан с этапами преодол возник противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не м.б. интереснее, чем такой факт, кот вступает в противор с общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” - М.Планк.

Cпециф формой сущ диал против в познании явл антиномии, кот служат формой теор воспризведения противор в научных теоиях. Обнаруж антиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку антин часто высказываются в форме противор высказываний, запрещаемых форм логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика и диал действуют совместно. А как же логш противор? В проц познания они высту не как знание результат. (Бор и его принцип дополнительности- мы не вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корпуск свойства). Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие лог противор есть двтигатеьная сила научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диал противор в мысли - это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод противопол позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекоменд формальной логики помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат фиксируются и решаются.

Диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр противор. Различают внутренние и внешние, основные и неосновн, антагонистические и неантагонист противоречия.

Взаимод противопол сторон внутри даной системы (наприм внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее противоречие, выраж состояние сист как опред целостности. Каждая сист сущ в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противор являет собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутр противоречия относительны. Именно внутр противор принадлежит решающ роль в развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем стать истинной силой развития оно должно перейти во внутр стр-ру объекта. (адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот вступает в внутр прот с исходными кач) Т.о. внешнее всегда действует через внутреннее

В ряду внутр прот вуделяются основные (главные) и неосновные противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными, лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположностей, составл ее структуру. (общество- прот между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности).

Антагонистические противоречия - взаимод между непримиримо враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, втч соврем империализма. Транснац корпорации - национ -госуд формой общества. Импер - развив страны. Война и мир.Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот совпадают.

Диалектич. противоположности - основные стороны, тенденции, силы предмета (явления, процесса) которые отражают внутр глубинную суть предметов (притяжение и отталк, жизнь и смерть). Тот или иной объект или процесс представляет собой не только взаимоотношения 2-х противоположностей, но и целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвяз противоположностей. Наличие противопол. вытекает из дифференциальности - она способ и условие развития. Подвижное отношения между противоречиями есть диалог противоречий. Противоречия. 1 основные - содержащиеся в самой сущности предмета 2 неосновные - между взаимосвязанными явлениями 3 внутренние - взаимодействие прот. сторон данного предмета 4 внешние - отношения предмета с окружающей его средой 5 антагонистические - между классами, общ. группами с противоположными непримиримыми интересами 6 неантагонистические - между классами, общ. группами, кот не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами. Борьба противоположностей - противоречивое отношение между прот сторонами, тенденциями, взятое в движении. Этапы взаимодействия сторон целого: тождество - двойное существование –различие -противоположность-противоречие.

Эти этапы вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей. Гармония - взаимоукрепление Дисгармония - расшатывание общих структур, развитие одной стороны за счет другой Конфликт - несовместимость прот. Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы прот. проявляется в следующем: 1 если речь идет о единстве и борьбе прот., то имеется в виду только такие прот. , внутренне присущи данной конкретной системе. 2 противоположности не могут существовать друг без друга однако их единство условно, временно, приходяще, относительно. 3 борьба взаимоисключающих прот. абсолютна как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не единства прот. - это закон. 4 в процессе борьбы прот. могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, кот не могло бы при известных условиях превратиться в свою прот. 5 борьба прот. и их единство обуславливают в опр. случаях возможность временного равнодействия прот., устойчивости предметов, равновесия сил.

Этот з. отвечает на вопрос, что является источником развития. Он утверждает, что источником развития является разрешение противоречий. Источники развития, таким образом, находятся в самих материальных системах, и эти системы называют саморазвивающимися. Эти противоречия носят объективный характер, они существуют не зависимо от человека. Противоречие действует во всех предмета постоянно - всеобщность закона. Есть противоречия между притяжением и отталкиванием, + и -, ассимиляцией и диссимиляцией, наследственностью и приспособлением, производительными силами и производственными отношениями. Этот закон характеризуется такими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба. ТОЖДЕСТВО - категория характеризующая равенство одинаковость предмета с самим собой или между предметами. РАЗЛИЧИЕ - одна из форм проявления противоречий. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - противостоящие друг другу силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-"). ПРОТИВОРЕЧИЕ - отношение между двумя противоположностями. Для взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и борьба. Противоположности, в отличии от различных вещей, всегда одновременно взаимно предполагают и взаимно отрицают. Им характерно одновременное предположение и отрицание. Противоречие - способ существования действительности. БОРЬБА - форма связи противоположностей в противоречии. Борьба - активный процесс взаимодействие в рамках единства. Единство противоположностей означает обоюдную их принадлежность к одной и той же сущности. Это их взаимное полагание. их взаимная не разделенность. Развитие по этому закону проходит ряд этапов: тождество, различия, они дают противоположность и противоречие которое проявляется в форме несоответствия, потом в форме несовместимости. Если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой, и то же самое о вещи в мысли. В процессе существования и развития любого явления происходит раздвоение его на противоположные части.

Единство и противоположность вещи это единство того, что она есть и того, что она не есть, в каждый момент, ибо существовать можно только через отрицание своих форм. Разрешение противоречий носит объективный характер, можно закрыть глаза на разрешение противоречий, но устранить противоречие нельзя. Разрешение определенного противоречия никогда не может привести к состоянию свободы от противоположности. Противоречия есть всегда. Всякое единство противоречий относительно, а борьба абсолютна. Т.к. этот закон носит всеобщий характер, то он распространяется на все: объективную реальность, природу, общество, мышление человека (субъективную реальность), сам на себя (т.к. это закон диалектической логики). Диалектические противоположности характеризуют так же логический принцип познания. Мыслить противоречиями - это и есть высшая стадия развития. Разум мыслит противоречиями, а рассудок на уровне домашнего обихода мыслит понятиями, или образами.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категория качества отражает определенное существование предмета, детерминирующую его отличия от всех других предметов и вместе с тем образующая его целостность. Количество – эта категория отражает определенность существование предмета, детерминирующую его сходство, тождество, со всеми другими предметами. Качество и количество являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которая выражается категорией меры, т.е. количество всегда качественно и наоборот. Количественные изменения предмета влечет за собой качественные, т.е. данный предмет приобретает новые и утрачивает какие либо свойства. Происходит скачок – прорыв непрерывности движения данного предмета. Например: в настоящее время в своем развитии переживают изменения (скачок) – переход от индустриального общества к информационному, который вызван резким увеличением потоком информации производимым и потребляемым чел. (кол-ые изменения). В данном случае качественно меняются социальные параметры человеческого бытия, биологические – лишь количественно.

Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Благодаря своей качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то же время меж­ду элементами существует сходство (общность структуры атомов, наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а также социальные, которые могут быть материальными и духовными (экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять свои качества, но и приобретать новые

Различие внутри одного качества есть различие количественное. Количество есть всегда количество определенного качества. Диалектическое понимание категорий качества и количества не только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как руководство для практического решения задач. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое представление о мере при познании исторического развития человечества. Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой такого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные. Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он всегда противоречив, ибо сви­детельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот, важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Содержание действия этого закона раскрывается через категории: количество, качество, свойство, мера, скачок. Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса), выражающее совокупность его признаков. Качество выражает то общее, что характерно для класса однородных объектов или процессов. Кач. предметов обнаруживается через их свойства - стороны, грани предмета проявляющиеся в его способности опред. образом взаимодействовать с др. предметами. Свойство есть проявление качества Св-ва: 1 актуальные (реализованные) 2 потенциальные - выявляются при взаимодействии предмета с другими.

Кол. характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивность свойств объектов или процессов. Оно измеримо либо вычислимо средствами математического знания. В процессе развития колич изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы колич. изменений. Данный закон Д. носит всеобщий характер. (кол атомов определяют свойства).

Качеств. преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому. Между старым и новым качеством находится переходное состояние. Оно представляет собой нечто специфически единое, системное по отношению к обоим смыкающимся поясам. Одновременно оно неустойчиво Итог: 1 экспансия нового 2 синтез нового и старого Переход от старого к новому обозначает категория "скачок" - переход колич изменений в качественные или из одного кач состояния в другое. (образование звезд, жизни на Земле) Скачки подразделяются: по масштабу кач. изменений: внутрисистемные -межсистемные в зависимости от направленности изменений - прогрессивные (возникновение более высокого качества) - регрессивные по ха

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки.............. 4

Фундаментальные проблемы античной философии Предпосылки возникновения науки... Патристика Философские проблемы Ветхого и Нового... Диалог веры и знания в философии средневековья Синтез схоластики в философии Фомы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Источники сознания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность
· Софисты(человек и сознание, “человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов со

Религиозный (1 в. нэ- 6 в. нэ) – выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.Отношение Бога и человека.
· Неоплатонизм (иррационализм, отвращение ко всему телесному, упор на аскетизм, учение об экстазе при слиянии души с единым). Плотин (205-270 гнэ), Порфири

Материалистическое понимание истории.
Исторический материализм. История рассматривается М. как процесс взаимодействия человека и природы. Субстанцией исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в ка

Марксистская философия в России.
– Ортодоксальный марксизм (Плеханов) - материальное понимание общества; ² К вопросу о монистическом понимании истории². Г.В.Плеханов: в философии марксизма социализм - на

Хайдеггер, Шелер
Философия жизни Направление возникшее в к. 19 в. с ф. Ницше. Центральное понятие – “жизнь” (первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное твор

Бытие человека
а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь. При этом биология человека - относительно самостоятельное бытие. Функционирование тела связано с работой мозга и

Б. социального
а) бытие человека. б) бытие человека в обществе. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все

История развития понятия бытия
Первую концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, с

Концепции власти
1. теологическая- власть реализует стремление индивида, группы людей достичь в жизни определенных целей. 2.бихевиористская- законом поведения людей явл то

Философия русского космизма
Космизм – прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. В этом направлении отразились идеи единства чело

Особенности глобальных проблем.
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3) Нуждаются в неотложных и эффективных р

Марксизм. – Плеханов, Ленин
Естествознание Геометрия Лобачевского (1792-1856). Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химическ

Вернадский, Павлов
37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги