Проблема периодизации ср-в философии.

«Темные века» - период отступления на пути прогресса, застоя. Основные варианты периодизации: 1. Советская и историография – 5-17 века. В основе соц-эконом отношения. Переходный период – конец 5 в до 7 века (неусыхин). 2. Запад. – 5-15 века. Основа – соц-культ процессы.в основе – ментальные процессы. 3 – 4 – 14 века (Рассел) с Августина до Возрождения. 4 – Перевезенцев и Аверинцев а) период патристики (лат. патер – отец) период отцов церкви – 2-8 век. Формирование христианской доктрины, догматики и канонов, а так же образца средневековой философии. Каноны – книги свящ писания. Ранняя патристика – защита христианс вероучения от язычников, властей и еретиков. Политический характер. Рассвет патристики (зрелая) 4-5 вв. этап деятельности большинства отцов церкви и систематизац христиан доктрины. Восток – Василий Великий, Григорий Богослов, запад – Аврелий Августин.. поздняя патристика 6-8 вв. этап стабилизации христианского вероучения, догматики и философии. Основная задача – сохранение наследия и углубленное отделение проблем. Б) период схоластики 9-14 период обоснования христианской доктрины и критика иных религиозных доктрин. Подготовительный этап – 9 в. Этап формирования схоластического стиля философствования.. ранняя схоластика 10-12 Этап споров по поводу ключевых проблем: универсалий, соотношение веры и разума (знания), теодецея, свободы воли. Рассвет (золотой век) схоластики 13 в. на основании трудов Фомы Аквинского происходит формирование обновленного офиц учения римск-католич церкви – томизм. Поздняя схоластика (кризис) 14 век . Этап заката схоластического способа постановки и рассмотрения фил проблем. Основные особенности средневекового мышления и философии.Период характеризуется: могущество церкви во всех сферах, большинство деятелей принадлежит в духовному сословию. Черты средневекового мышления: символизм (религия без мифа не существует), умопостигаемость (отвлечение от опытного знания, ценное – познание Бога), герменевтическая и аксиологическая установки (расшифровка истины в свящ писании. Аксиология – учение о ценности категории зла и добра. Все исходит из этой оппозиции), иерархизм (все выстраивается в виде пирамиды). Особенности средневековой философии:1. теоцентризм (фигура бога – центральная при рассмотрении фил проблем, проблема бога – ключевая (доказательство) все филосовские проблемы рассматриваются через призму рассмотрения проблемы бога), креоционизм (бог сотворил мир из ничего, бог и мир противопоставляются), провиденциализм (учение о том, что развитие мира, чел-ва и отдельная чел жизнь направляется Богом), назидательство (учительство. По жанру произведения – поучение, проповедь, форма диалога), традиционализм (все самое лучшее в древности), анонимность (отказ от авторства). Ключевые проблемы средневековой философии: 1. проблемы теодицеи (оправдание бога за существование зла в мире. Зло – недостаток добра, не имеет антологичности. То, что мы считаем злом, на самом деле добро), проблема свободы воли, проблема универсалий (общих понятий, существование общего). Общее существует в вещах? Решения: 1. номинализм (общее реально объективно не существует, это имя, которое человек дат группе вещей и которое не имеет отношения к реальности). 2. реализм (общее существует реально, объективно, действительно) 3. концептуализм (общее не существет объективно, реально, но обретает своеобразную реальность в уме человека в виде понятий, которые являются результатом абстрагирующей деятельности ума). Универсалии существуют трояко – до вещей в уме Бога, в веща ив их формах как сущность, после вещей в человеческом уме в виде понятий. 4. соотношение веры и разума. Основные истоки и источники среднев философ – 1. концепции, морали и истории, заимствованные у иудеев. 2. некоторые теории, которые в общем являются нововведением христианства, но частично их можно обнаружить в греч и др-вост религиозных пунктах. 3. фил воззрения периода античности. Источники – ветхий и новый заветы.