рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика философии Просвещения.

Общая характеристика философии Просвещения. - раздел Философия, Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания 18 Век – Век Разума. Человек – Существо Разумное. Основные Направления: Культ...

18 век – век разума. Человек – существо разумное. Основные направления: культ разума, вера в прогресс, механицизм. 1789 год – французская революция. Упор на опыт. Существовали два типа философов – старшие просветители (Вольтер, Руссо). Характерен теизм, они сторонники постепенных реформ, общество и природа – едины. И младшие просветители (Дидро). Они были за абсолютизм, свержение монархии. Французское просвещение. Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытого материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма, точнее деистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо) . Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека как сочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то Руссо, например, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, возможна ли "божественная справедливость" в загробной жизни, предпочитал хранить "благоговейное молчание". В целом учение французских философов-просветителей о человеке имело гуманистическую и демократическую направленность, оказало значительное влияние на дальнейшее развитие материалистической антропологии. Английское просвещение. Философская мысль Британии во второй половине ХVII-ХVIII вв. развивалась под доминирующим влиянием идей Гоббса, Локка, Юма. Далеко не последнее место в их творчестве занимала проблема человека. Гоббс, которого можно считать одним из ранних просветителей в Англии, выводил "природу человека" из жизненных влечений и практических интересов людей, из их "естественных" побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе. Люди действуют, по Гоббсу, "ради любви к себе, а не к другим" и руководствуются, как правило, эгоистическими устремлениями. Поэтому и возникают отношения соперничества и вражды между людьми, положить конец которым может и должно установление мощной государственной власти, введение четких законов, обязательных для всех без исключения граждан. Немецкое просвещение. В отличие от французского, немецкое Просвещение в целом не обращалось к традиционным антропологическим сюжетам. Нет в представленных нами философских текстах непосредственных рассуждений о человеческой природе или человеческой субъективности. Речь идет то об особенностях национального характера, то о нравственном прогрессе человечества, то о гуманности. Собственно антропологическая тема кажется размытой, трудно извлекаемой из комплекса философского знания. Между тем именно в немецком Просвещении философская антропология постепенно оформлялась в самостоятельную область философской рефлексии наряду, скажем, с теорией познания или этикой. Знаменитые кантовские вопросы: "Что я могу знать? ", "Что я должен делать? ", "На что я могу надеяться? " были подготовлены предшествующей философской рефлексией, сложным восхождением к постановке проблемы человека. Немецкие просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, призванных открыть людям глаза на их природу и предназначение, направить их на путь одухотворяющих истин. Еще один характерный признак Просвещения - исторический оптимизм. Он основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества, "воспитания человеческого рода", изменения социальности на пути поиска наилучших форм человеческого существования. Идея прогресса - вообще завоевание эпохи. Предшествующие времена не задумывались над самооправданием. Античность знать ничего не хотела о своих предшественниках. Христианство относило свое появление на счет высших предначертаний. Даже Ренессанс, выступивший посредником в диалоге двух предшествующих культур, считал своей задачей не стремление вперед, а возвращение к первоистокам. Просвещение впервые осознало себя новой эпохой. Отсюда было уже рукой подать до историзма как типа мышления. И хотя не все просветители поднялись до исторического взгляда на вещи, его корни лежат в этой эпохе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика философии Просвещения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания.
“Философия” – это, прежде всего, слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”,

Философия и мировоззрение. Соотношение философии, религии, искусства и науки.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия. М

Проблема генезиса античной философии.
Почему философия возникла в Греции? Причины: - относительно невысокая степень традиционности греческого общества. Миф в Греции не была догматичной, не сложился класс жречества (хр

Древнеиндийская философия.
Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. Древня

Философия Древнего Китая
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы эт

Период позднего (римского) эллинизма.
С 1 по 4 вв. н.э. Деятельность школ раннего эллинизма, Сенека, Марк Аврелий. Формируется школа неоплатоников (христианские философы). Этика и гносеологические проблемы, онтология и антропо

Милетская школа
Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в неком материальном веществе, чув

Элейская школа
Философская школа элеатов возникла в «Великой Элладе». Элеаты впервые осуществили переход от физической субстанции («первоначала» милетцев) к собственно философской субстанции – бытию; они также вп

Пифагорейская школа
Пифагорейский союз возник в «Великой Греции», на побережье Южной Италии, в конце 6 в. до н.э. Ни одного отрывка из пифагорейских трудов до нас не дошло, всю информацию о них мы получаем из поздних

Пифагор
Пифагор связал математику с мистикой. Он считал, что "все вещи суть числа", "самое мудрое – число", и оно управляет всеми вещами. Пифагор пришел к этому

Проблема бытия и познания в философии Гераклита.
В более развитом виде с проблемой соотношения всеобщей необходимости (единого основания бытия) и индивидуальных существований мы встречаемся у Гераклита Эфесского (ок. 520 - ок. 460 до н. э.), миро

Антропологическая направленность философии софистов и Сократа.
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько

Философская концепция Платона.
Концепции Платона оказывали влияние на европейскую культуру, вошли в христианство. Платоники проводили резкое различие между миром вещей и миром идей. Тела и отношения в материальном мире

Антропологические и этические взгляды Л.А. Сенеки.
Философскую славу принесли Сенеке его моралистические сочинения, которые были во все последующие времена излюбленным чтением поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепи

Проблема периодизации ср-в философии.
«Темные века» - период отступления на пути прогресса, застоя. Основные варианты периодизации: 1. Советская и историография – 5-17 века. В основе соц-эконом отношения. Переходный период – конец 5 в

Философские взгляды А. Августина
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430) . "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойны

Проблема познания Бога и доказательства его бытия в философии Ф. Аквинского.
Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквина

Общая характеристика философии Возрождения.
Социально-культурные предпосылки становления философии Возрождения: 1. Соц-эконом. Результат становления городского сословия (торговцы, ремесленники, литераторы) интерес к человеку, к личности. 2.

Антропологическая и социально-философская проблематика в философии Никколо Макиавелли.
Единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию. Макиавелли полагал, что любой человек во все времена наделен одними и теми же страстями, желаниями, во

Проблемы познания и метода в философии Р. Декарта Ф. Бэкона.
Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскол

Сенсуализм и идеализм философии Д. Беркли.
Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. "Все, что существует, единично". Это основоположение служит для Беркли отправным пунктом,

Гносеологическая и этическая проблематика в философии И. Канта.
Эммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Препода

Антропологическая и этическая проблематика в философии А. Шопенгауэра.
Основные источники – Кант, Платон, индийская философия. Основное произведение Шопенгауэра - “Мир как воля и представление” (1819) . Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенга

Характерные особенности и проблемы философии жизни.
Инрационалистическое течение возникло в конце 19 – нач. 20 века. Основное понятие – жизнь. Жизнь не равна духу, материи, может быть постигнута только интуитивно. Жизнь трактуется неоднозначно. Три

Антропологическая и этическая проблематика в философии Ф. Ницше.
Основные работы: «По ту сторону добра и зла», «Воля власти». Стиль написания – образный, многосмыловой, нелогичный. Ницше выделяет главное основание жизни – воля к власти. Множество воль, которые б

Философия истории О. Шпенглера.
Среди философов жизни первой половины XX века выделяется немецкий философ, все творчество которого было посвящено философии истории, которая, по его мнению, и есть подлинная философия - Освальд ШПЕ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги