рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Курс философии (краткое изложение) Часть I

Курс философии (краткое изложение) Часть I - раздел Философия, Министерство Образования И Науки Российской Федерации ...

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

 

Московская Государственная Академия

Тонкой Химической Технологии

имени М.В. Ломоносова

(МИТХТ)

 

 

Кафедра философии

 

Курс философии

(краткое изложение)

Часть I

 

Москва – 2008

© МИТХТ


ББК–15В24

 

Курс философии (краткое изложение). Часть первая. /Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2008.

 

 

Составители: проф., д.филос.н. Иванова А.А. (Разд. I, II)

проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (Разд. XII)

доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (Разд. XI)

доц., к.филос.н. Логина Н.В. (Разд. VII)

доц., к.филос.н. Солодухин Д.В.
(Разд. VIII, IX, XII, XIII)

к.филос.н. Арапова Э.А. (Разд. X)

к.филос.н. Криволапова Ю.К. (Разд. VI)

к.филос.н. Степнов И.С.

(Разд. XVI, XVII)

преп. Арапов О.Г. (Разд. III, IV, V)

преп. Зубец Г.П. (Разд. XIV, XV)

 

Текст учебного пособия составлен преподавателями кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.

 

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия

 

МИТХТ им. М.В. Ломоносова

I ФИЛОСОФИЯ.. 5 Обыденная философия. 5 Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки 6

ФИЛОСОФИЯ

Обыденная философия

«Обыденная философия» выражает подлинно разумное в человеке: его потребность в истинном знании, его стремление к теоретическому самовыражению, его… Люди различны во многих своих качествах, различны они и в своей способности к… Эта способность к философствованию иногда и не осознается людьми и человек философствует таким образом стихийно, не…

Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки

Выдающиеся писатели, ученые, деятели различных областей культуры очень часто органично входят в область философии. Достаточно сослаться на… Некоторые представители культуры, уникальные в своей профессиональной… Нельзя забывать и о том, что некоторые ученые одновременно были и философами. Например, Декарт, Лейбниц.

Философия – неотъемлемая часть духовной культуры

Философия как теоретическое знание зародилась много столетий тому назад. Принято считать началом возникновения философии VII-VI вв. до н.э., а местом возникновения – древнюю Грецию.

Философия прошла в своем развитии долгий путь, претерпевала изменения в своем содержании, в той роли, которую она играла в культуре и в обществе в целом. Происходили изменения и в понимании самой философии, круга её основных проблем, традиций, существующих в философском знании. Но при всех изменениях, происходивших с философией, оставались неизменными по своей сути и вечно актуальными её основополагающие проблемы. В числе этих проблем – проблема понимания того, что такое философия.

При изучении любой науки мы прежде всего исходим из того, что является предметом этой науки. И, конечно, ответ на этот вопрос не представляет собой самой трудной проблемы для этой науки. Безусловно, этот ответ меняется с развитием науки, многие идеи уточняются и изменяются в своем содержании, что-то даже является предметом обсуждений среди ученых, но формулировка проблемы того, что изучает, к примеру, физика, химия, биология и т.д., обладает достаточной степенью определенности и четкости. Это связано с тем, что все эти науки являются конкретными науками, и предмет их изучения также конкретен.

Совсем не так в философии. Что такое философия? Что изучает философия? В чем состоит предмет философского знания? О чем оно, это философское знание? Как применить его и возможно ли вообще применение философского знания? Как достичь философского знания? Можно ли говорить о конкретности в отношении предмета философского знания? – эти и многие другие специфические, характеризующие только философию, вопросы теснейшим образом связаны между собой. По сути, это разные ракурсы проблемы того, что понимать под философией.

Обратимся, прежде всего, к внешней стороне проблемы, к той её грани, сквозь которую, тем не менее, просвечивают внутренние, сущностные, как говорят в философии, черты философского знания: философское знание с самого своего возникновения стало рассматриваться как мудрость. И, естественно, сразу же возник вопрос о том, как понимать мудрость, что такое мудрость, какое отношение к человеческой жизни имеет мудрость. Впоследствии сформируется вопрос о том, как соотносится житейское понимание мудрости с философским, теоретическим.

У всех античных философов есть свой интересный подход к понятию мудрости – именно они поставили эту проблему. Всё дальнейшее развитие философского знания связано с развитием философского представления о мудрости и понимания его значения для человеческой культуры. Обратимся к некоторым примерам.

Древнегреческий философ Гераклит (VI-V вв. до н.э.) произнес великую истину – «Многознание уму не научает» и оставил последующим поколениям думающих людей разъяснения:

· «мудрость состоит в том, чтобы знать всё как одно»,

· «мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе» и многие другие.

Другой выдающийся мыслитель античности – Демокрит (V в. до н.э.) заявлял:

· «многие многознайки не имеют ума»,

· «должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума» и был убежден в том, что именно «правота и многосторонняя мудрость» «делают людей счастливыми».

Платон (427-347 гг. до н.э.) разъяснял свою позицию в отношении проблемы мудрости: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему», поэтому и считал он, что во главе государства должен стоять философ, то есть мудрец.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в рамках античности развивал и обобщал мысли своих предшественников: «ясно, что мудрость – это и научное знание, и постижение умом вещей наиболее ценных».

В Средние века философы продолжали размышлять над пониманием того, что такое мудрость, исходя из того, что философское знание ставит своей задачей достижение мудрости. У Аврелия Августина (354-430) мы читаем: «Мудрость, по моему мнению, есть не одно знание, но и тщательное исследование вещей человеческих и божественных, относящихся к жизни блаженной».

В Новое время проблема философии как мудрости по-прежнему остается предметом размышления. Например, Р. Декарт (1596-1650) писал: «Прежде всего, я хотел бы выяснить, начав с самого обычного, а именно с того, что слово философия обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах. Но также и совершенное знание всего, что может познать человек; это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах… А чтобы оно стало таковым, оно необходимо должно быть выведено из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть им (а это и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых первоначалами… высшее благо, как показывает даже и помимо света веры природный разум, есть не что иное, как познание истины по её первопричинам, т.е. мудрость; занятие последнею и есть философия».

А у Г.В.Лейбница (1646-1716) мы читаем: «Мудрость – это совершенное знание принципов всех наук и искусство их применения».

Значительно позже Н.А. Бердяев (1874-1948) утверждал: «Философия ищет истину, а не истины. Философия любит мудрость. На вершинах философского сознания София входит в человека».

Ясно, что невозможно здесь познакомиться со всеми существовавшими и существующими в философии толкованиями мудрости как характеристиками философского знания и понимания самой философии как выражения мудрости. Важно знать то, что и в античной философии, и в философии Нового времени, и в новейшей философии господствует толкование философии как мудрости, то есть особого вида знания, не сводящегося к сумме сведений, формулировок и определений. Мудрость истолковывается как качественно иное понимание мира, явлений жизни, самого человека, всего того, о чем размышляют философы, состоящее в первую очередь в способности раскрыть то, что не находится на поверхности, а понять суть и тем самым стать на путь постижения Истины бытия и Истины способов его познания.

Даже первое, самое начальное обращение к высказываниям самих философов о философии показывает, как напряженно билась философская мысль над уяснением проблемы того, что такое философия. Одновременно нам становится ясно, что, во-первых, то, что между позициями отдельных философов, с одной стороны много общего, их объединяющего, а, с другой стороны, немало и различий. Во-вторых, становится ясно также, что в философии не существует какой-либо окончательной формулировки относительно предмета философского знания, которую можно было бы заучить раз и навсегда. В-третьих, можно понять, что перед нами предстают философские размышления в их истории, которые в своей совокупности (а не в механическом суммировании!) представляют собой постижение проблемы тайны философского знания. В-четвертых, мы можем сделать вывод о том, что для продвижения в понимании сущности философского знания, для ответа на вопрос – что такое философия – нужно обратиться к развитию философии в её истории, к истории философии, через посредство которой и существует философия.

Философия и история философии

Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не просто постижения жизни, а стремления философии к раскрытию наиболее существенного и… Что это за проблемы? Это проблемы смысла жизни, смысла существования… Единые для философии проблемы делают философию единым цельным процессом развития знания, объединяют философские учения…

Особенности философского знания. Философские категории

Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракции, что означает, что их… Философские абстракции – это особые абстракции. Абстрактность философских… Однако, деление на виды категорий достаточно условно, так как все категории – онтологические, гносеологические,…

Философия как стремление к постижению смысла жизни

С развитием научных идей, а также с развитием собственно философских идей происходило размежевание философии и науки, научное знание… Понимание мудрости стало приобретать все большую ценность, обогащаться новыми… Философия принесла с собой в духовную культуру осознание проблемы смысла как такового, то есть стремление понять, что…

Проблема добра и зла в философии

Свидетельством этому является история философии. Проблема философского осмысления противостояния добра и зла в полной мере исследовалась в античной… Более того, философия в лице ряда философов пришла к выводу о том, что высшее… Обосновывая идею добра как объективного и единственно возможного реального устоя жизни русский философ Вл. Соловьев…

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Посредством философии с её проблематикой и характерным для неё способом решения проблем в культуре стало активно утверждаться качественно новое… С самого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь… Расцвет античной философии приходится на V-VI вв. до н.э. Это время связано с творчеством Демокрита, Платона,…

Ранняя классика. Проблема первоначала

И развитие натуралистической философии в досократический период

Необходимо отметить, что все древние философы были учёными-энциклопедистами, как бы мы назвали их сегодня. Сама философия, в особенности на первых… Ученик его – философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими… К сожалению, по самым разным причинам до нас не дошло работ самих первых учителей мудрости – тех, кого называют…

Милетская школа

Отправной точкой философских рассуждений о мире и его первоначале милетским мыслителям служит представление о существовании стихий, полагаемых ими в… Понятие стихии соединяет в себе два начала, которые существуют и… Фалес (624-547 гг. до н.э.)

Гераклит Эфесский

Учение об архе. Фрагменты сочинения Гераклита и иные свидетельства ясно говорят, что фундаментальным началом – архе – он полагал огонь. «Этот… Огонь Гераклита – вечный живой Бог, всем управляющий. Он есть Разум мира, его… С точки зрения развития философского знания очень важно и интересно как раз гераклитовское выделение логоса, отличение…

Элеаты

Элейская школа, образовавшись в VI в. до н.э., получила свое название от города Элеи, откуда происходили её основные представители: Парменид и Зенон. Если Гераклит увидел подлинную основу бытия в вечной борьбе противоположностей, в изменчивости вещей, то элеаты исходят из представления о том, что вещи всегда остаются тождественными сами себе, они всегда одни и те же. На первый план у элеатов выдвигается идея о том, что мир в своей подлинной сущности стабилен и неизменен и её обоснованию они посвящают все свое учение.

Философский образ мира. Основные идеи элеатов были изложены Парменидом (540 – 470 гг. до н.э.) в поэме «О природе». В ней Парменид указывает, что постижение истины дано только тому, кто будет руководствоваться лишь своим разумом и будет убежден, что существует только бытие, а небытие не существует. «Бытие ведь есть, а ничто не есть» (фр.6, стр.16). Парменид доказывает это следующим образом: небытие не существует, потому что не может быть мыслимо или выражено в слове. «Ибо то, чего нет, нельзя ни познать, ни изъяснить…» (фр.2, там же). «Немыслимо, невыразимо есть, что не есть» (фр.8, там же). Существующим Парменид признает лишь то, что мыслимо и выразимо в словах. «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть» (фр.6, там же). Этот тезис необходимо понимать, исходя из представления Парменида о том, что всякая мысль имеет своим содержанием лишь бытие. Мысль всегда относится только к бытию, поэтому даже мысль о небытии – это мысль о чем-то существующем, о бытии. Мысль и бытие – одно и то же, так как ничего нет кроме бытия. «Ибо мыслить – то же, что быть…» (фр.3, там же). Из представления о существовании одного только бытия следует, что оно никогда не возникало и никогда не исчезнет, т.е. бытие вечно. В нем не может быть никакого изменения, ведь нечто могло бы появиться только из небытия и исчезнуть в небытии, а если небытия нет, то ничего не возникает и не исчезает. Из отсутствия небытия следует так же отсутствие пустоты разделяющей вещи, то есть бытие неделимо, все наполнено сущим, неотделимым друг от друга. «И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: тут вот – не больше его ничуть, а там вот – не меньше, что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим» (ф.8. стр. 17). Неизменное и неподвижное, целостное и единое бытие Парменид уподобляет замкнутой сфере, покоящейся в центре мира. «…Оно завершенно отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара» (ф.8, стр. 17). Если мир неизменен в своей глубинной сущности, то возникает вопрос относительно движения и многообразия вещей.

Проблема движения. Современникам Парменида его учение казалось противоречащим всем обычным представлениям о природе и знании, поэтому вызвало многочисленные возражения. Оппоненты пытались сокрушить его, показывая, что движение и множественность в их очевидности неопровержимы. Задачу отстоять воззрения Парменида в философских диалогах с другими мыслителями взял на себя его ученик и друг Зенон (ок. 490 – 430 гг. до н. э.). Его считают одним из представителей древнегреческой диалектики – особого способа вести рассуждение, раскрывая противоречия, заключенные в философских понятиях. Метод, примененный Зеноном в своих рассуждениях (апориях), заключается в доказательстве от противного. Сначала он условно принимает тезисы противников, а затем доказывает, что их признание ведет к противоречиям. Значит, предположения противников были ложными, а истинными являются утверждения Зенона. Широкую известность приобрели аргументы Зенона против возможности движения («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела» стр. 20-22). В них он раскрывает противоречивость понятия движения. Если допустить бесконечную делимость пространства, то движение не может ни начаться, ни кончиться. Если допустить пространство делимым на конечные промежутки, то движения тоже не может быть. Таким образом, Зенон доказывает не то, что движения нет в видимом мире, а то, что его нельзя мыслить, т.е. его не существует в умопостигаемом, истинном мире.

Теория познания. В поэме «О природе» Парменид указывает на то, что представление о мире, которое мы получаем посредством чувств, нельзя считать достоверным, так как чувства нас часто обманывают. Изменчивость вещей и явлений, множественность и движение, данные в чувственном восприятии, только кажутся, а на самом деле они являются обманчивым мнением. Истинное же бытие, вечное, единое и неподвижное, познается только умом. В связи с этим Парменид выделяет два вида знания: в виде мнения и в виде знания истины, достигнутого умозрительным путем. Парадоксы движения в апориях Зенона как раз демонстрируют, что чувственный мир противоречив, а значит движение лишь обманчивое мнение, а не истина. Истина же открывается нам в мышлении и заключается в том, что движения и множественности в умопостигаемом мире нет. Таким образом, Зенон впервые четко обозначил разницу между видимым и умопостигаемым сущим. Идея элеатов о недостаточности чувственного познания оказалась очень глубокой и важной для развития всей последующей философской мысли.

Итак, элеаты впервые ввели категорию бытия в область философской мысли и поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. В своем учении они развивают идею о единстве мира, которое состоит в его неизменной умопостигаемой сущности. Абсолютизация этой идеи привела к крайней отвлеченности понятия бытия и невозможности мыслить переход от единого ко многому.

Вместе с тем, элеаты установили качественное различие между тем, как мира дан нам в чувствах и как он постигается в мысли. Учение элеатов вскрыло противоречия в понятиях пространства, единого и много, целого и части, движения и покоя, и послужило серьезным толчком в их дальнейшем развитии.

 

Демокрит

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости.… Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия.… Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна,…

ФИЛОСОФИЯ «КЛАССИЧЕСКОЙ» ЭПОХИ

«Классический» этап охватывает период примерно с середины V в. до н.э. и до кон. IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Софисты и Сократ были первыми гуманистами, они попытались ответить на вопрос, в чем же суть человека. В творчестве Платона и Аристотеля осуществился большой философский синтез, ставший вершиной античной мысли.

СОФИСТЫ

Утверждение об относительности истины влекло за собой и утверждение об относительности нравственных норм – что кому выгодно, то и хорошо; часто…

Сократ

Сократ (470-399 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в истории античной философии, перейдя от вопросов первоначала и философии природы к вопросам человеческого бытия и самопознания.

Жизнь Сократа. Сократ жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики, самым выдающимся из которых был Платон. Сократ ничего не писал, считая, что только с помощью диалога происходит обучение философскому знанию. О философии Сократа можно судить лишь на основании свидетельств Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Жизнь Сократа закончилась трагически. Его казнили по обвинению в том, что он вводит новых богов, взамен тех, в которых верят греки, и развращает юношество. Впрочем, за все этим стояли причины другого характера. Сограждан Сократа не устраивало, что философ учил своих учеников самостоятельно мыслить, критически подходить к общепризнанным мнениям и авторитетам. Он мог бы покаяться в суде и получить достаточно мягкое наказание. Но он этого не сделал, он стал защищаться. Сократ сказал, что афинский народ, как тучная кобылица, которая пасется на пастбище и нуждается не в еде, которой и так много, а в оводе, который заставил бы её бегать, скакать, шевелиться. Вот он, Сократ, и был таким оводом для афинского народа. Впоследствии образ овода, как символа жалящей совести, прошел через всю европейскую культуру.

Однако подобный способ защиты не понравился судьям. Большинство из них проголосовало за смертный приговор. До исполнения приговора Сократа заключили в тюрьму, из которой он мог бы легко бежать. К нему приходили его ученики с различными планами побега, но Сократ отверг все их предложения. Он предпочел принять чашу с ядом, чем, нарушив закон, бежать из своего города. Последними его словами были: «Мы должны петуха Асклепию». По обычаю, греки после выздоровления приносили богу врачевания Асклепию небольшую жертву – чаще всего – петуха. Сократ тем самым давал понять, что смотрит на земную жизнь, как на всего лишь болезнь, а на смерть, – как подлинное исцеление.

Этический рационализм. Человека Сократа понимает рациональным и самосознающим существом. Главное в человеке – это разум, мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение. «Познай самого себя» –любимое изречение Сократа. Самопознание, с точки зрения Сократа, ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком».

Знание Сократ считал самой высшей ценностью; оно является единственным регулятором и критерием человеческого поведения. Добиваясь знания, человек одновременно стремится к добродетели. Добродетель означала в античной Греции то, что делает нечто благим и совершенным. И если, по Сократу, сущность человека – его разум, то его добродетелью является стремление к знанию и познанию. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно – таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, считает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание – источник нравственного совершенства. Такие взгляды Сократа получили название «этического рационализма». По мнению Сократа, все, что происходит в жизни человека должно подчиняться власти разума. Человеческая деятельность должна основываться не на привычках и обычаях, а на знаниях, первейшими из которых есть знания добра, блага, справедливости. Как гласит легенда, однажды обратились к дельфийскому оракулу с просьбой ответить на вопрос: кто самый мудрый из греков? Оракул ответил, что Сократ. Сократ вначале был удивлен, а потом сказал примерно так: «Если оракул назвал меня мудрым, то только за то, что я хоть понимаю, что ничего не знаю, а другие и этого не знают!»

Высшей задачей мудреца-философа, с точки зрения Сократа, является помощь людям в развитии своей разумности. «Пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?».

Учение об общих понятиях. Целью критической работы ума Сократ считал получение общих понятий, основанных на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое красота, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.

По Сократу, процесс формулировки понятий проходит по пути индукции – обобщения знаний о единичных фактах к общим положениям – к дефиниции – определению того явления, о котором ведется диалог. К примеру, Сократ спрашивал: «Будь любезен, многоопытный и многознающий собеседник, объясни мне, незнающему, что есть красота». «Красота, – отвечал собеседник, – это, например, красивая девушка». «А почему, например, не красивая лошадь?» – интересовался Сократ и продолжает допытываться до тех пор, пока собеседник не вынуждается признать, что он оказывается совсем не знает таких «простых» вещей. Так происходит потому, что обыденная мысль, определяя какое-либо понятие, сводит его к той или иной частной характеристике, которая лучше всего известна. Сократ с легкостью разбивал эти обывательские представления, и тогда получалось: девушка может быть прекрасной, а что такое прекрасное само по себе – неизвестно; и лошадь может быть прекрасной, но что такое прекрасное вообще? Сократ показывал, что разум способен дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, обязательное знание, которое выражается в общих понятиях. Так, в общих понятиях (например, «красота», «справедливость», «благо») фиксируются главные, существенные свойства вещей и явлений, раскрытие которых и является целью познания.

Диалектический метод. По мнению Сократа, знания об общих понятиях, человек может обрести лишь собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа оказывать человеку помощь в его поиске, используя диалектический метод. Суть метода заключается в том, что в ходе бесед (диалогов) собеседники ищут истину сообща. Для этого критически анализируют мнения друг друга и те мнения, что считаются общепризнанными, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным.

Важными моментами диалектического метода Сократа являются ирония и убеждение в том, что любой человек обладает истинным знанием изначально. Убедив сначала своего собеседника в собственном незнании, Сократ просил определить предмет диалога, а затем с помощью иронии начинал процесс критики и опровержения, порождая у своих собеседников сомнение в истинности собственных представлений. В ходе диалога Сократ стремился привести людей к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Свое искусство ведения диалога Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки, поскольку считал, что человек изначально «обременен» истиной, которая для своего появления нуждается в помощнике. Этот метод Сократ назвал «майевтикой».

Влияние личности и учения Сократа очень велико. С его философией вошла в культуру идея о том, что истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними и телесными (власть, богатство, слава и т.д.), а те, что составляют основу духовного мира человека – разумность, знание, добродетель, стремления к истине и нравственному самосовершенствованию. Большое значение для развития философии имели рассуждения Сократа об общих понятиях, их определении, поскольку, опираясь на них, Платон создает свое учение об идеях. Наконец, следует сказать об открытии диалектического метода, как способа искания истины.

 

ПЛАТОН (427 – 347 г.г. до н.э.)

Жизнь Платона. Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон – прозвище, которому он обязан своим мощным телом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные труды: «Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

 

Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

 

Теория идей

Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип… Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз… Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

Диалектика Платона.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том,… Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия,…

Теория познания

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге… Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и… В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что…

Учение об идеальном государстве

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других.… В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного… 1. крестьяне, ремесленники, купцы;

Основные положения философии Аристотеля

Учение о бытии. Материя и форма. Центральным в философии Аристотеля является учение о материи и форме. В отличие от Платона, Аристотель считал, что… Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Материя –… Понятия материи и формы у Аристотеля не абсолютны, а взаимообусловлены. То, что является материей в одном отношении, в…

Учение о государстве и обществе.

Причина возникновения государства и его предназначение. Согласно Аристотелю, основой существования государства служит стремление людей к совместной… Цель создания государства – стремление к счастью. Только в государстве человек… Аристотель видит совершенство человека в том, чтобы тот был совершенным гражданином. А его совершенством, в свою…

Значение аристотелевского наследия

 

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА

ЭПИКУР

 

Удовольствие и страдание, счастье и несчастье, добро и зло, страх и свобода – вечные проблемы человеческой жизни. Эпикур считает, что высшее назначение философии – вести человека к счастью, поэтому «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно». Этические учения, согласно которым счастье является высшей целью человеческой жизни, называются эвдемонизмом (греч. – счастье, блаженство).

Жизнь Эпикура. Эпикур родился в 341 году до н.э. Юность он провел на о. Самос (отец его был афинским переселенцем). В 322 году афинские переселенцы были изгнаны с о.Самос. Некоторое время Эпикур жил в Малой Азии. Там он изучал философию у Навзифана (последователя Демокрита). В 311 году Эпикур основал школу сначала в Митилене, затем в Лампаске, а в 307 году в Афинах («Сад Эпикура») – общество друзей и единомышленников, включая женщин и детей. Надпись на воротах Сада гласила «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие – высшее благо»; при входе стоял кувшин с водой и лепешка хлеба – символ того, как эпикурейцы понимают удовольствие. Эпикур говорил: «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом и водою, я плюю на дорогие удовольствия не за них самих, но за неприятные последствия их». Он испытывал телесные страдания от болезни, но они были не властны над ним. Накануне смерти он писал другу: «Боли мои … уже так велики, что больше стать не могут; но во всем им противостоит душевная моя радость при воспоминании о беседах, которые были между нами». Эпикур умер в 270 году.

Философское учение

Учение о счастье.Эпикурейская этика, как и этика киренаиков, основана на принципе удовольствия, но удовольствие в ней понимается иначе. Эпикур определяет удовольствие не позитивно, как киренаики, а негативно – как… В эпикуреизме удовольствие имеет ценность не само по себе, а потому что ведет к счастью; имеется в виду не мимолетное…

СТОИЦИЗМ

Основные этапы развития стоицизма. Стоицизм – учение одной из философских школ эллинистического периода истории античности. Основателем стоицизма в… История стоицизма делится на три периода: Ранняя Стоя (Греция, III век до… Учение о природе, разуме и нравственности.Согласно стоической философии, в мире царит однозначная, неумолимая…

Скептицизм

Непосредственной предтечей скептицизма в Древней Греции явилась софистика (так, например, когда известный софист Протагор заявлял, что о каждой вещи… Заслуга скептицизма в том, что он способствовал борьбе с различными формами… Скептицизм явился тем течением греко-римской философии, который в сфере гносеологии обратил внимание на сложность…

Неоплатонизм

Плотин(ок. 204-270 гг.), преклоняясь перед Платоном, думал о себе лишь как об истолкователе его идей. (Он даже мечтал построить новый город в честь… Если Платон под высшим бытием понимал всю совокупность идей, объединенных… Философия Плотина представлена в его «Эннеадах», изданных плотиновым учеником Порфирием. В них как раз и описано…

– Конец работы –

Используемые теги: курс, философии, Краткое, изложение, часть0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Курс философии (краткое изложение) Часть I

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

МЫ И ОНИ. Краткий курс выживания в России Мы и Они. Краткий курс выживания в России
Мы и Они Краткий курс выживания в России... Владимир Соловьев...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Краткий курс лекций по патологической физиологии. Часть I. Общая патофизиология
Оглавление... Предисловие Часть I Общая патофизиология...

Курс лекций по уголовному праву общая часть, 2 курс Источники уголовного права – уголовный закон. Все основные положения конституции нашли отражение в УК
Преподаватель Пряхина Надежда Ивановна... Уголовное право как отрасль права совокупность правовых норм которые устанавливают какие деяния являются...

Краткий курс математического анализа В лекционном изложении третий семестр Часть1 Кратные и криволинейные интегралы, теория поля
Краткий курс математического анализа... В лекционном изложении...

Курс Екологія Курс Екологія Курс Екологія Практична робота № 1
Факультет міжнародних економічних відносин та туристичного бізнесу... Курс Екологія Практична робота...

Краткий навигатор (путеводитель) для студентов, подготавливающихся к тестированию или экзаменам по курсу «Уголовно-процессуальное право РК (Общая часть)»
Карагандинский университет Болашак... А Л Хан Н В Мазур А А Жукобаев А Т Кабжанов... Краткий навигатор путеводитель для студентов подготавливающихся к тестированию или экзаменам по курсу...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам