рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема добра и зла в философии

Проблема добра и зла в философии - раздел Философия, Курс философии (краткое изложение) Часть I Постижение Смысла Бытия, Формирование На Этой Основе Жизненного Идеала Филосо...

Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречивая основа бытия, как антиномия, стремление к разрешению которой составляет главный смысл познания и деятельности человека.

Свидетельством этому является история философии. Проблема философского осмысления противостояния добра и зла в полной мере исследовалась в античной философии. Когда Платон ставил перед собой вопрос о том, что является центральной философской проблемой, то ответ его был таким: «…то знание, которое имеет преимущественное значение, что именно оно позволяет знать? Добро и зло… Не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука о добре и зле…» Платон не просто поставил проблему добра и зла, а положил начало исследованию этой проблемы. Он стремился выяснить ту роль, которую играют в жизни, с одной стороны, добро, а, с другой – зло. Он понимал, насколько важно для существования самой жизни следование добру, противостояния тем опасностям, которые несет с собой зло в любых его проявлениях. Категория блага, водруженная Платоном на вершину пирамиды идей, непосредственно связывается им с категорией добра. Платон очень четко выразил свою позицию обоснования созидательной роли добра и разрушительной роли зла. Ему принадлежат слова: «Всё губительное и разрушительное – это зло, а спасительное и полезное – благо». Идея следования добру стала обосновываться в философии как выражение разумности и мудрости.

Более того, философия в лице ряда философов пришла к выводу о том, что высшее назначение разума состоит в познании способов утверждения добра. Следовательно, в философии речь идет не об абстрактной проповеди добра, что само по себе уже хорошо, а о более серьезных выводах о том, каковы реальные пути к добру. Г.В. Лейбниц (1646-1716) писал: «…нет ничего худшего, чем нескончаемые состязания в смертельной ненависти… сколько истинная мудрость может принести блага, столько зла вызывает плохо продуманное мнение… Добро заключается в том, что то, что вытекает из общего законодательства Бога, соответствует природе или разуму».

Обосновывая идею добра как объективного и единственно возможного реального устоя жизни русский философ Вл. Соловьев (1853-1900): «Всемирный смысл жизни, или внутренняя связь отдельных единиц с великим целым, не может быть выдумана нами, она дана от века. От века даны твердыни и устои жизни…»

Однако, философы, в том числе и Вл. Соловьев, прекрасно понимали, что устои жизни, объективные по своей сути, способны существовать и реализовываться как устои только через человеческую осознанную деятельность. Гегель рассматривал эту сложную в своей сущности проблему следующим образом: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор, могу решиться на то и на другое. Природа зла, следовательно, такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть…» Иначе говоря, активность человеческой воли, определяемая активностью его осознанного намерения, являются необходимой предпосылкой онтологической реальности добра.

Что особенно важно отметить, именно в неразрывной связи с проблемой утверждения добра в философии возникает и развивается теоретическая концепция человеческого счастья.

Важно отметить, что развитие философии всегда было неразрывно связано с другими сторонами культуры, с важнейшими общественными процессами. Связь философии с жизнью носит главным образом опосредованный характер, но эта связь выражает наиболее существенное в цивилизации в целом и, в конечном счете, в конкретной человеческой жизни. Чтобы понять это, необходимо изучать историю философии во всех её конкретно-исторических проявлениях.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс философии (краткое изложение) Часть I

Федеральное агентство по образованию... Московская Государственная Академия Тонкой Химической Технологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема добра и зла в философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИТХТ им. М.В. Ломоносова
  I ФИЛОСОФИЯ.. 5 Обыденная философия. 5 Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки 6 Философия – неотъемлемая часть духо

Обыденная философия
О том, что существует такой вид знания, как философия, знает практически любой грамотный человек. Слово «философия» может употребляться людьми в самых разных ситуациях, и чаще всего это ситуации, к

Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки
Иногда какого-то человека называют философом, если он, представляя собой нефилософскую сферу духовной культуры, то есть будучи писателем, художником, музыкантом, ученым, тем не менее поднимается в

Философия и история философии
Две особенности философского знания необходимо иметь в виду, прежде всего, когда стоит задача понять, что такое философия. Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не пр

Особенности философского знания. Философские категории
Философское знание основано на особых философских понятиях и категориях. Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракци

Философия как стремление к постижению смысла жизни
Античная философия, в которой на первый план было поставлено достижение мудрости как наиболее важная философская проблема, в которой также сама мудрость не отождествлялась с количеством знаний, тем

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становлени

И развитие натуралистической философии в досократический период
Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в

Милетская школа
Милетская школа считается первой философской школой Древней Греции. Она получила своё название от города Милета, расположенного в Ионии (Малая Азия), гражданами которого были все её представ

Гераклит Эфесский
Гераклит жил в Эфесе между VI и V веками до н.э. Был прозван «Тёмным» за трудность для понимания его современниками тех проблем, которые стали предметом его философских размышлений, посвященных тай

Демокрит
Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и

СОФИСТЫ
«Софист» в переводе с греческого означает мудрец, знаток, мастер, художник. Так назывались появившиеся в V в. до н.э. платные учителя философии и ораторского искусства. Они не представляли единой ш

Теория идей
Мир идей. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями»,или «эйдосами». Вещи

Диалектика Платона.
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный фило

Теория познания
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным зн

Учение об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца

Основные положения философии Аристотеля
Понимание предназначения философии. Аристотель очень высоко ценил философию как вид интеллектуальной деятельности и четко выделял её из всей сферы знания (см.: Хрестоматия по философии. Книг

Учение о государстве и обществе.
Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своег

Значение аристотелевского наследия
Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля прослеживается вплоть до Нового времени. Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида», «рода» – далеко не всегда у него

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (с конца IV в. до н.э. по III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес

Философское учение
Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в его философии имее

СТОИЦИЗМ
В вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или долг? – стоики, в отличие от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они

Скептицизм
История античного скептицизма берет начало в IV в. до н.э. Основоположником этой философской школы был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.). Термины «скептицизм», «скептик» ведут свое п

Неоплатонизм
Неоплатонизм возник в III веке в Риме. Неоплатонизм опирался на достижения всей античной философии, в особенности на идеи Платона и Аристотеля. Эти идеи старался соединить с языческой религией и ми

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги