Лекция 2: «Историческая эволюция представлений о природе и сущности «эстетического» в мировой культуре».

Возникновение и развитие понятий “красота”, “гармония”, “искусство” до выделения эстетики в самостоятельную дисциплину. Мифо-поэтическая картина мира. Богословская философия (Средневек.). Жизнетворческая философия (Ренессанс). Философская гносеология Нового времени. Деэстетизация гносеологизированной картины мира.

Оформление эстетики как самостоятельной науки. Человек как философская проблема (двойственная природа человека). Культура — мир человека. Эстетика - связующее начало природы и мира. (Кант). Творческая сущность человека (Романтизм). Деятельная природа красоты и искусства.

Социальная природа красоты и искусства. Прагматическая деэстетизация мировоззрения. Историческая природа красоты и искусства.

Распад классической концепции единства человека и мира. Понятия “красоты” и “искусства” в горизонте поиска новой целостности. Эстетическое и художественное и философия языка. Эстетизация современной философии.

Философия как теоретико-методологическая основа развития эстетики. Эстетика как философия эстетического и философия искусства.

Эстетическое и художественное сознание и практика на протяжении всей истории культуры занимали одно их центральных мест во всех философско-мировоззренческих системах; они являются важнейшими формами самосознания человека и культуры, носителями историко-культурного самосознания человечества. Развитие представлений о природе и сущности эстетического, системы основных эстетических категорий и о сущности искусства шло в контексте исторической эволюции философско-мировоззренческих, религиозно-нравственных концепций. Этот процесс имел тенденцию движения от понимания универсально-метафизической сущности эстетического и искусства к осознанию решающей роли активности субъекта (индивидуальности, личности, социальной, национальной субъектности). В социокультурной системе современного мировоззрения эти трактовки пришли в противоречивое взаимодействие, оцениваемое как кризисное, что провоцирует обращение к анализу соотношения прошлого, настоящего и будущего культурного процесса.

Смена парадигм понимания эстетического к культуре – от объективных до субъективных. Современные трактовки сущности эстетического освоения мира.